22
152
Рубрика: культура
«Его картины можно сравнить с музыкой, но выстроены они с математической точностью. Многие из них изначально нарисованы чуть ли не по кадру. При этом в его фильмах много воздуха, будто бы движение их подчинено не расчету, а настроению, импровизации. Так много воздуха, что после просмотра легче дышать», — написала в связи со смертью Иоселиани кинокритик Лариса Малюкова.

Закончил консерваторию, учился на мехмате в МГУ. Ушел. Поступил во ВГИК.

Диплом - короткометражка «Апрель» (1962). Неудача. Картину признали «творчески несостоятельной» и не разрешили принять к защите.

Вместо «Апреля» режиссер защитился документалкой о металлургическом заводе «Чугун» (1964). Для съемок сам поработал какое-то время на заводе.

«Листопад» (1968) (победа в Каннах), «Жил певчий дрозд» (1970) и «Пастораль» (1976) (победа в Берлине) принесли режиссеру мировую известность.

«Листопад» запретили показывать в Грузии, а «Жил певчий дрозд» ждал премьеры два года из-за претензий властей к личности главного героя.

В итоге в 1980-м режиссер уехал во Францию. Там в 1984 году он представил ленту «Фавориты луны», а затем картины «И стал свет» и «Разбойники, глава VII». Все три отмечены наградами Венецианского кинофестиваля. Потом была «Охота на бабочек».

Художник не растворился во Франции и не остался мысленно в Грузии, тем более в СССР. Он также подчеркивал, что, несмотря на эмиграцию, не отделяет себя от России: «Я с ответственностью отношусь к этой стране, она моя». Он снимал КИНО, независимое от страны присутствия, от страны предпочтения – он был вне контекста времени и социума. Помнится, давным-давно, говоря о Годаре, Отар Давидович сказал, что то, тот жил в Башне из Слоновой Кости. Туда же переселился и Иоселиани. Да, зачастую он позволял отражаться своим странам в своем кино легким флером – традициями, акцентом, стилем. Но он мечтал снимать мировое кино и снимал именно его! Когда он хотел, чтоб я чувствовал в его ленте французский шарм с легким грузинским акцентом и томиком Толстого на подушке (или в любом другом сочетании), я чувствовал именно это и просто плакал от счастья. В тот счастливейший день, когда я открыл для себя «Сады осенью» я посмотрел этот фильм три раза подряд - просто досматривал ленту, сидел минут пять в оцепенении и включал снова. И сейчас, если мне покажут фрагмент по ТВ, я обязательно снова «залипну» до конца фильма. А потом еще включу «Истину в вине» или «Lundi matin» («Утро понедельника» - первый раз смотрел с субтитрами).

В 2006 году режиссер получил орден Почетного легиона Франции.

Потом была «Шантрапа». А последний фильм Иоселиани вышел в 2015 году и называется «Зимняя песня».

«Я не пессимист и не мизантроп, как многие считают. <...> Мои герои — это мои товарищи. Я часто на месте актеров представляю своих друзей. А друзей всегда выбирают, уважая и любя. И знают о друзьях все — и как они страдают тоже… <...> Счастливым на этой земле меня делают только мои друзья», — признавался режиссер.

В своих фильмах Отар Иоселиани часто играл незначительные роли и сам, привлекал своих друзей – творил фильмы, жил ими и немного жил в них. Мы тоже запомним его ленты и его в них – частички стойкости и бескомпромиссности, тепла и любви, такта и понимания, присущие Мастеру, которые он вкрапил в Историю.

Дата публикации: 20 декабря 2023 в 07:30