|
Блоги - раздел на сайте, в котором редакторы и пользователи портала могут публиковать свои критические статьи, эссе, литературоведческие материалы и всяческую публицистику на около литературную тематику. Также приветствуются интересные копипасты, статические статьи и аналитика!
466 |
Периодически я забегаю на всякие спринтерские литкурсы, марафоны и семинары. На одном из них было задание — вспомнить недавно прочитанное и предложить свою версию.
Последнее, что я прочла - дневники Умки (я измусолила тетрадки за 1982-1989 годы, а девяностые уже опустели для меня, и дальше я читать не стала) и книга Льва Наумова о Башлачёве. Это не художественная проза, но воспоминания тех, с кем так или иначе в разное время своей короткой жизни пересекался поэт, хронологически выстроены и смонтированы так, что читается, как отлаженная повесть. Понравилась ли мне книга?
Не могла не понравиться. Ведь я читала, скорее, как дневник своей юности, выискивая знакомые лица и имена, и предметы быта, адреса, по которым не раз бывала и какое-то время жила. Для меня эта книга (я потому её и приобрела) — больше о другом человеке, близком друге главного героя, жизнь которого оборвалась на полгода раньше. Собственно, когда я гуглю "Башлачёв", я надеюсь, что поисковик выдаст мне и «Пучков».
Так почему же именно этот сюжет я бы взялась переписать, если бы моя писанина хоть что-то исправила в реальности? Действующие лица. Я хотела бы, чтоб они до сих пор ходили по улицам, а не лежали на погостах (хотя у них самих на этот счёт может быть иное мнение).
Во-первых, сам Шурка (уж простите, но никакого СашБаша тогда и в помине не было, а знакомили меня, да он и сам так представился, именно с Шуркой), которого я знала не персонажем, уже обречённым злым автором по имени Судьба на скорую гибель, а весёлым малым, который не лез за шутками в карман - они всегда гнездились у него на кончике языка. Человеком, который мог сыграть на папиросе, как на губной гармонике, и уже от одного того, как он брал беломорину своими пухлыми, с капризным изгибом, губами, можно было кончить. Шурка был источником и поводом праздника, вокруг него всё приходило в движение, закручивались вихри сюжетной турбулентности. Женя был антиподом - молчаливый и отстранённый, но невероятно острый на мысль и на язык. Общего у них было много. Включая - пусть никто не обидится и не сочтёт кощунством - женщин.
Студенты, преподаватели, череповецкое окружение Башлачёва, затем питерское. Тусовка, рок-н-ролльные ЛОМы того времени, официально признанные серьёзные люди искусства, наркоши и всякие "бродяги Дхармы". "Шуты, фигляры и пророки", носившие "фендера, чтобы воспеть в тяжёлом роке интриги скотного двора". Я убеждена, что в этих строках аллюзия не только на страшно популярную в то время книгу Оруэлла, но и прямое указание на нравы тусовки. Конфликт, подозреваю, заключался в том, что певцы свободы прекрасненько так, бодренько маршировали в сторону коммерции, женились на страшненьких американках по большой (да-да, охотно верю) любви, дрейфовали с подпольных квартирников в направлении к стадионам, а Башлачёв онтологически не был способен ходить строем, врать в своём творчестве. Он не раз говорил (и сохранились интервью) о том, что петь надо, как живёшь. А если ты поёшь про одно, а живёшь про другое - ну, ты подлец.
Завязка истории, по моему представлению, такова: в заштатный город, где герой вполне успешен в профессии, к которой стремился (после первой неудачной попытки поступления предпринял вторую), а для отдушины пишет чудесные стихи, часть которых становится песнями, приезжает модный музыкальный критик, сбивает Шурку с панталыку и сманивает в Питер. А дальше всё идёт - нет, стремительно катится - к страшной развязке на проспекте Кузнецова. Мёртвый человек (я уверена, что Башлачёв полтора предшествующих финалу года, ну год точно, был уже мёртв) падает из окна - сам или с чьей-то помощью - навстречу своей уже физической смерти. Но пока мы в начале гибельного пути, ещё надуваются радужные мыльные пузыри якобы признания и якобы перспектив. В Питере на провинциала, поющего о чём-то глубоко чужом для мажоров, играющих в хиппи, то есть о глубинном, русском, истерзанном и больном, смотрят как на обезьянку, умеющую, оказывается, рисовать. Хвалят, показывают знакомым, спаивают и сами пьют из него жизненные соки.
У многих, несмотря на кажущееся недружелюбие советского строя к "молодёжной" музыке, всё вполне благополучно. У того же Гребня, например. Но не у Майка. И не у Башлачёва. Ибо они предельно честны с собой. Ком бесприютности нарастает вокруг маленького щуплого Шурки, выстуживает изнутри. Питер - город убийца. По меньшей мере три Александра на его окровавленных руках - Солнце русской поэзии, умерщвлённый голодом Блок и выжатый досуха Башлачёв.
Так вот. Я вычеркнула бы Питер. Вернула бы Шурку в Свердловск, раз уж ему стало тесно и скучно в маленьком неказистом Череповце. В столице Урала как раз рождался титан уральского рока, Свердловский рок-клуб, без питерского пафоса и сволочизма, и Шурка нашёл бы здесь своё законное место. К тому же здесь жили друзья, искренне любящие его люди. Здесь он точно бы нашёл поддержку, не иссяк бы, в конце концов, не замолчал бы, как мне верится. Это первое, что я бы изменила в сюжете.
Нарастила бы Шурке кожу потолще - это второе. Отогнала бы прихлебателей и невнятных "жён", которых у него было без счёту, а внятная только одна - и это не Настя, успешная в роли вдовы. А Женя. Хотя нет - она же из Питера, а в Питер мы Шурку не пустим.
Вернув героя в город студенческой юности, мы придали бы нормальности его отношениям с настоящей Шуркиной любовью, невесомой и прекрасной, готовой к служению его гению Таней. Шурка больше бы не "вис на телефонном шнуре", не затягивалась бы петля неотвратимости на его горле.
И - вам-то конечно всё равно, но Женька не прыгнул бы из окна.
Их обоих поддерживал бы добрый дух соревновательности и взаимный бережный интерес к жизни и творчеству друг друга. Встречались бы, допустим, по субботам, тянули вино - Шурка ркацители, а Женя каберне. Шурка навещал бы своего студенческого приятеля, ещё одного талантливого поэта, тоже уже покойного, Сергея Нохрина. Может, позже в компанию бы влился свердловский поэт Роман Тягунов, они все вместе собрались бы отметить наступающий 2001 год, и Роман в новогоднюю ночь не выпал бы из окна. Организовали бы литобъединение, где взяли под крыло молодого Бориса Рыжего, и тот не повесился бы майской ночью этого благополучно наступившего для старших товарищей 2001 года.
И в журнале "Урал" сегодня было бы что почитать помимо заслуженного Юрия Казарина, а не конъюнктурное говнецо.
Интересно. Для меня Башлачёв — большой поэт и музыкант. Да, да — музыкант тоже, хотя пел он только под гитару, но зато с такой мощной энергетикой, что похлеще любой рок-группы выходило.
У меня есть любимые песни его, которые я готов слушать всегда. Они вечные, как всё то, что по-настоящему талантливо. Он прожил мало, но успел много. А если бы прожил много, то, вполне возможно, успел бы гораздо меньше, потому что бочка с порохом — это хорошо, это сильно рванёт, а если этот порох разделить щепотками на много лет, то никто этих множественных хлопков толком и не заметит — как-будто пистонами кто-то балуется по различным литературным сайтам. Я не оправдываю суицид. Наоборот. Но изменив судьбу, изменится с ней всё. Когда человек живёт, чувствуя, что ему осталось мало — это одно, а когда надеется, что проживёт до ста — это другое. Тем более, если человек имеет уникальный внутренний мир. Рад, что вам, Марина, выпала такая замечательная возможность быть лично знакомым с Башлачёвым. И не только с ним. Это большая польза для души, я считаю. Это умножает её богатство. Хороший рассказ. Мне понравился. |
э т о т в о р ч е с к о е з а д а н и еТак всё потому, что в любом творческом задании автор реализует свои собственные мысли. Кроме того, как бы мне не говорили, что ЛГ и автор разные люди. Нет. Если, конечно, это не расстройство множественной личности. |
Он не музыкант был, поэт.
С него и у меня рифмоблудие пошло-поехало, никак не остановлюсь.) Ближе к февралю выложу, следите, как грицца, за лентой.) |
Интересный рассказ из прошлого. Спасибо.
А кто из Перми? Насколько я знаю, из «Детей стронция» все благополучно живы, кроме Александра Ерёменко, тихо почившего. Хотя он, вроде, стал москвичом. До Перми, кажется, вирус самоуничтожения не добрался. |
Я ничего не ищу, свой финал и путь к нему Александр чётко прописал сам. Достаточно внимательно прочесть его стихи, желательно в хронологическом порядке, чтобы не предпринимать какие-либо «расследования».
"… семинары. На одном из них было задание — вспомнить недавно прочитанное и предложить свою версию". Не понимаю, почему все проскакивают мимо этого пояснения в моём тексте. Повторяю по буквам: э т о т в о р ч е с к о е з а д а н и е. Ну, вроде, как у нас на чемпах. Спасибо, что заглянули. |
У меня, чипированного дистиллированного москаля, тоже есть свой самоубийца. Тоже провинциал, пермяк.
Но я сейчас не о нём. Раскопал интересную статейку (может там найдёте что-то или кого-то знакомых из тех ваших лет): https://fishki.net/3327697-27-iz-60-i--vremja-kolokolychikov-chasty-1.html и стал вспоминать… «Рок-сентябрь» — конечно помню. У нас в девятом-десятом классе в содружестве сошедших с ума по рок-н-роллу москалей ходила по рукам их катушка. Времена: 1984-1985-й. И альбом «Компромисс» ДДТ тоже помню. «Взойдёт звездою русский рок», ага.)) Ходили по рукам катушки групп «Гулливер» (как потом узнал — ранний проект Сергея Галанина) и «Трубный зов», особую притягательность последней придавала христианская и т.о. антисоветская направленность. На Гуннара Грапса (Magnetic Band) ходил вживую в концертный зал Центрального Дома Туриста аж в самом конце Ленинского проспекта. ЩИкарный драммер был! Помню, тогда крышу снесло от чувака, который шёл в проходе зала с катушечником, чтобы прямо с пульта Гуннара со-товарищи закатать. Подумалось — вот же умеют жить люди! Но всё это мне казалось так, баловством, по сравнению с пришествием и воцарением великих «The Beatles», да ещё и начавшимся у меня сразу с «Abbey Road», а также бытованием в эмпирически подобранном потоке других «мелодий и ритмов зарубежной эстрады» — Rainbow «Rising» и «Bent out of Shape», Scorpions «Love at First Sting» и «Fly to the Rainbow», Led Zeppelin «I» и «Coda» (тут удивительный подбор первого и последнего диска в дискографии на одной бобине), по диску на обеих сторонах трёх катушек соответственно. Плюс там всякие глуховато звучавшие Квины и Назареты и ужжасно звучавший ДипПурпле. За Pink Floyd «Wish You Were Here» лично ездил с одноклассником к каким-то мажорам в центр Москвы на Малую Дмитровскую переписывать на свою «Ноту-202» с фирмошного пласта, с крутой вертушки AKAI. Но особую популярность в нашем клубе выхинских катушкоманов «Наеби ближнего своего», имел альбом Майкла Джексона «Thriller» 1982-го года выпуска (великая вещь, попавшая в наши алчные клешни всего через два года после выхода) — за него (переписать) можно было просить что угодно в тройном размере — музыкальные журналы, цветные постеры крутых команд, чёрно-белые, перепечатанные на фотоувеличителе «Крокус» фото для перепродажи мелким абсолютно сумасшедшим металлюгам, и конечно change на запись всего и вся — хватало бы бобин. Но с плёнкой проблем кагбе не было — по дешёвке покупали «резанку» — в московских НИИ-ЧАВО научились резать широкую хром-диоксидную ГДР-овскую (ORWO) ленту из огромных бобин для EC ЭВМ. Да, мы уже тогда неплохо разбирались в звуке! Наиболее толковые сами собирали усилки и даже колонки! А между тем сосед по дому, у которого брательник играл на басу в какой-то крутой команде, называл новые имена, уже сами по себе звучавшие как музыка: Thin Lizzy, Metallica, Megadeath… Нашествие японских кассетников (длившееся года аж до 93-го), катастрофой для нас тоже не стало — в двух шагах от Красной Площади — на Рыбном, что-ли, переулке, была роскошнейшая студия звукозаписи, где было возможно купить записанное или закатать ВСЁ, даже ужасссный Black Sabbath, о котором писала разгромные статьи «Косомордская правда». Теперь-то мне понятно, почему новый русский рок, который после «Машины» и «Воскресенья», для меня начался по-серьёзу лишь в 1986 г., с триумфального «Музыкального ринга» Тамары Максимовой с «Аквариумом» — русскому, исконному, накаленошному просто некуда было втиснуться в этом засилье проклятой заокеанской масскультуры.)) https://www.youtube.com/watch?v=j4qdQJxrk-o |
)) Я много размышляла на эту тему, даже писала, как развивались бы события, если бы все остались живы (у меня есть такой рассказик). И пришла к выводу, что мыкались бы и тосковали и навевали бы скуку на окружающих. Ибо были исчерпаны и свою миссию выполнили с лихвой. И вот в этом рассказике героиня уже сама готова вытолкать любимых персонажей в окно.
Я очень люблю этих самоубийц. Оправдываю. Хотя они не нуждаются ни в чьём оправдании. Ведь «Бог… Он не врёт, разбивая свои зеркала...» |
Если и впрямь возьмётесь прочесть, начните, пожалуйста, с первого абзаца. "… На одном из них было задание — вспомнить недавно прочитанное и предложить свою версию". И по возможности, держите его в уме до точки в заметке.
|
"… задание — вспомнить недавно прочитанное и предложить свою версию".
А так я согласна с Б-вым — «Поэты идут до конца. И не смейте кричать им „Не надо!“ |
Не, не, не обижаюсь, чувства автора понятны) Необязательно разделять, но принять к сведению.
А когда городу вернули историческое название, с ним пожили-пожили, да и вернулись в обиходе к старому «Свердловск»«А мне всегда чего-то не хватает: зимою — лета, осенью — весны». |
Так вот. Я вычеркнула бы Питер. Вернула бы Шурку в Свердловск, раз уж ему стало тесно и скучно в маленьком неказистом Череповце.Конечно, можно же запросто распорядиться чужой жизнью, особенно, если знаешь как лучше. Немного кастрировать для пользы дела. |
Санкт-Петербург и в пору его «ленинградства» мы называли Питером.
Кстати, Свердловск некоторые любовно называли — в пику советской эпохе — Катей. Это я помню. А когда городу вернули историческое название, с ним пожили-пожили, да и вернулись в обиходе к старому «Свердловск». За Питер не обижайтесь, он всегда будет культурной столицей, знаковым местом, прибежищем и тотемом поэтов. И, конечно, я его люблю — «но странною любовью». |