16
310
Рубрика: заметки

Сюрреализм – это гуманизм

(проект краткого манифеста из пяти положений)

Дан Дорон

1.      Реальность тяжела, но и не однозначна.

Тяжела, поскольку создаётся ощущение эстетического диктата «естественного порядка реальности».

На самом деле, никакого «естественного порядка реальности» нет, а есть лишь ощущение, переживание, внушённое нам доминирующими социальными и эстетическими привычками в современном нам обществе.

Возможно оторваться от этого внушённого ощущения «естественного порядка реальности».

Поэтому реальность всё-таки не однозначна, а потенциально может быть другой.

 

2.      Отрыв от внушённого ощущения «естественного порядка реальности» происходит через остранение.

Остранение, с одной стороны, основано на экспериментировании со своим всматриванием в окружающую (социальную и природную) реальность.

С другой стороны, остранение достигается различными приёмами работы со своим поэтическим языком.

Чрезвычайно важны здесь приёмы сюрреалистической, экспрессионистической поэтики и работа с созвучиями. Остранение – базовый рабочий принцип, сюрреализирующий окружающее.

Звуки и созвучия реальности, как и, например, цвета, формы и движения, должны быть схвачены (conceptio) и перенесены в поэтический текст. Здесь наша поэзия близка живописи модерна.

 

3.      Всматривание, схватывание и выбор переносимого в текст зависит от концептуализации – осмысления, медитации поэта над происходящим в реальности.

Здесь неизбежны вопросы о выборе и о более важном, на что стоит тратить ограниченный ресурс жизни поэта.

Поэтому сюрреализм – это поэтика модернизма, а не случайного эстетизма без выбора и критериев важного.

 

4.      Уже из сказанного выше понятен минимум тем, создающий выбор схватывания в реальности.

То есть это те явления и те состояния, которые важно передавать в поэтических текстах: (a) сочетание навязанной тяжести и потенциальной неоднозначности; (b) остранение привычных вещей и явлений (например, через оживление, диалог, абсурдизацию и пр.); (c) необходимость выбора и сам выбор; (d) само выбираемое.

 

5.      Выбираемое для схватывания должно выглядеть в поэтическом тексте не статично, но представать динамично, как разворачивающийся процесс или/и как переживаемая проблема.

Просто «готовое» описание (констатация) абстрактно, непонятно без контекста его рождения.

В реальности должен быть схвачен и дополнен в остранении и развитии поэтического языка сюжет, текст должен быть разворачивающейся интригой, переживанием и решением противоречия. Поэтому простейший сюжет дихотомичен.

Например, сюжеты могут отталкиваться от сосуществования (a) абсурда происходящего и нащупывания надежды выхода из него; (b) отвратительного уродства окружающего и мерцающей помимо этого красоты; (c) тупости, бессмысленности и выхода в осмысленность и т.п.

Следуя таким путём, сюрреализм становится гуманизмом.

 

Дата публикации: 03 февраля 2024 в 01:09