7
173
Рубрика: заметки

Всматривание и обновление сюрреализма

(фрагменты беседы в поэтическом чате)

Дан Дорон / Дм. Доронин

Окружающий мир постоянно меняется, мутирует – то заводы в нем, то "Пятерочки" и бараки и бомжи какой-то новой формации. Всё это дает игру эстетики мира, как солнышко на Пасху играет )) Отсюда – неизбежно прибегаешь к поэтике сюрреализма. Чтобы преодолеть старую реальность, схваченную, уловленную в старых стихах до тебя, и выйти к уже изменившейся реальности, которая здесь и теперь вокруг тебя.

Это преодоление прежне выраженной реальности по-умному называется трансцендированием в поэзии.

Внимательное всматривание и схватывание реальности и вытекающая отсюда естественная необходимость в поэтике сюрреализма – это, можно сказать, во-первых.
Тут есть еще во-вторых и в-третьих.

Во-вторых: это аспект поэтики.
Внимательное всматривание и схватывание меняющейся реальности означает еще и то, что ты СЛЫШИШЬ этот изменившийся мир. И это (в том числе) обновляет поэтический язык

Т.е. если ты просто начинаешь писать абракадабрами и типа новыми сочетаниями слов и звуков – это путь тупиковый. Надо брать звуки, крики, музыку и ритмы во многом именно из реальности, в которую ты всматриваешься, вслушиваешься.

Это, вслушивание и обогащение, изменение поэтич.языка очень тесно связано с приемами поэтики экспрессионизма.

Реальность важна конкретикой осязаемости и аффекта в своей процессуальности - природой, телесностью, физиологией, запахами, выделениями, звуками. Физиологизм, тело, слизи очень важны для поэтики экспрессионизма. Поэт схватывает и пишет - не об абстрактном теле, а о теле неприкрытом, пахнущем, истекающем, рождающемся или гибнущем. Это тело - природа, её важно открывать поэту заново.

Утверждение банально, но почти никто этого делать не умеет, заменяя это открытие чернухой или эрзац-описаниями.

Природу нужно ухватить, рассмотреть, уловить всем возможным зрением, поэтому поэзия так близка живописи, но пребывает в гораздо большей отсталости.

И поэтому так важен экспрессионизм и сюрреализм (смещение, сдвиг "реализма"), которые так же надо переоткрывать.

Существующие сюрреализмы не годны, поскольку в основном скатились к выдумыванию, конструированию миров, вместо открытия мира через сдвиг и всматривание. За похожее Вламинк укорял Пикассо.

В-третьих, что тоже очень-очень важно – это понимание, на кой пёс ты это высматриваешь, схватываешь и пишешь. Это можно назвать аспектом концептуализации стиха. Концепт должен быть стоящий. Целеполагание, грубо говоря, понимание, зачем и что ты хочешь передать, с кем воюешь ))

Но тут важно не подменить сразу всматривание концептом. Иначе получаем актуальную, гражданскую позию, бардов и пр. Метафизическая поэзия зачастую важнее Т.к. она не просто эстетическую и развлекательную цель имеет. И не просто на политике циклится.

Если эти три составляющих не западают – поэзия метафизическая и поэтому стоящая.

Конечно, все три аспекта работают вместе и более-менее параллельно. Я их для удобства разделил.

 

Дата публикации: 03 февраля 2024 в 01:53