22
383
Рубрика: заметки

Ну и куда путь держим?

Или к чему тут это видео почти 20-летней уже давности?

Сразу оговорюсь: в данной заметкке не содержится никакой пропаганды, обзор ведётся совершенно беспристрастный - и он просто для иллюстрации.

Заметка посвящается литературным нишевым романтикам, героям андеграунда.

И я опять беру в качестве параллельного примера музыку. Главным образом - столь родной мне блэк-метал, что ж ещё-то?

Итак, хочет ли андеграунд всегда оставаться андеграундом.

Андеграунд начал радикализироваться задолго до открытия инфернальных глубин блэка.

Конечно же, в первую очень вспоминается разного рода панк, мы ещё вспомним его героев чуть ниже.

Но вот уже есть блэк-метал. Более того, он уже получил развитие. Он радикальнее панка. Он звучит громче и страшнее. На смену уличным выкрикам пришли истошные вопли. И рыба продолжает искать, где глубже.

Когда общество приспосабливается к старым формам эпатажа - перед радикальным искусством стоит задача создавать новые.

Когда панки и готы становятся милыми ребятами, о которых можно снимать семейное (ну или почти) кино, андеграунд принимает новые вызовы.

Уже в начале 90-х из традиционного блэк-метала стал вырастать NSBM.  Произошло размежевание на "сотониздов" и "фошыздов". Немецкая группа Absurd на заре своего существования исполняла простые песенки про вервольфов, про любовь Сына  Сатаны к Дочери Бога и т.д.  Но эпатаж перестал работать - а какой эпатаж будет работать точно, особенно в Германии-то? Ну так вот.

Хотя вся эта тема не чисто блэк-металлическая, многочисленные поползновения были и у самых классических панков.

Вспомним  свастику на знаменитой футболке Сида Вишеза.

Или особую любовь Джи Джи Аллина к Ку-Клукс-Клану.

Или ещё много чего.

И это долго будет актуальным.

Множество бытовых историй ведь есть. Вроде того,  как подростка-неформала больше не берут в деревню к дедушке:

- Вот когда ты был сатанистом - проблем не было. Все смеялись: ерунда какая-то малолетняя, ну ладно, пройдёт. А вот фашизм (нацизм, неважно) - это для них настоящее зло!

Действительно. Интерес к т.н. тёмным религиям в субкультурах стал стремительно падать ещё до Миллениума. Рискну предположить, что то же самое произошло бы с тоталитарными идеологиями, не столкнись они с запретами и прочей нервной реакцией мирового общества. Хотя эту реакцию, разумеется, можно понять.

Но мы всё-таки о соотношении андеграунда с мейнстримом.

И  тут вот что.

Размежевание блэк-метал-субкультуры на условных "сотониздов" и условных "фошыздов" (с последовавшим выделением безыдейных депрессивщиков и прочих) вывело на новый уровень и вопрос андеграундности поджанра и стилей.

НСБМщики в вопросах целеполагания уже изначально были куда ближе к RAC (это стиль таких групп, как Landser и Коловрат), нежели к классическому блэк-металу. Музыканты грезили борьбой за власть, и оставаться в андеграунде было явно не в их интересах. Но при этом надо же было что-то делать со звучанием, быть ближе к народу - а вот как-то нет. Многие музыканты в своих интервью для аудитории из пары десятков читателей и слушателей предлагали решить проблему "тотальной чисткой" населения - но мы же понимаем, что это чистой воды литературщина.

Но неожиданно в борьбу за власть вступил и "сатаник"-лагерь. Лидер шведской группы Dissection (см. видео) Йон Нодтвейт незадолго до ритуального самоубийства говорил в интервью (кстати, разошедшемся уж всяко успешнее, чем у ультраправых ребят), что "more people" надо поощрять "open up for Chaos". И голословным не был. Последний альбом Dissection "Reinkaos" вместо неудобоваримого для масс блэка содержал более мягкий и нейтральный мелодик-дэт.  Возможно, в целях популяризации идей Хаоса имело смысл пойти и дальше даже чисто художественно, но далее Йон пошёл путём Курта Кобейна.

Это была середина нулевых.

А где-то в российской глубинке примерно в те же годы пытались делать даже танцевальную музыку  с изумительными текстами вроде:

- Раз, два - Сатана! Три, четыре - Люцифер! Пять, шесть - Вельзевул!

Стоит  ли говорить о том, что в современных реалиях такие вот игрушки стали далёким воспоминанием?

Но вопросы баланса андеграунда/мейнстрима остаются - и для поэтов тоже.

Например, когда и ореол "непризнанного гения" манит, и какой-то востребованности всё-таки тоже хочется.

Так и стоим на перепутье. Направо пойдёшь - экстремистом объявят, а налево...

А, да, за ультралевыми некоторыми я тоже ж  иногда слежу. 

И вот цитата из Электропартизан. Вадима Курылёва:

- Революция не победит, пока не станет мейнстримом.

В общем, так победим!

Дата публикации: 18 марта 2024 в 18:17