86
1162
Рубрика: литература

Мы запускаем новых цикл публикаций на ЛитКульте. В них будем говорить исключить про авторов, точнее про их тексты.

Редакторы ЛитКульта и лучшие авторы портала будут говорить про своих коллег по перу. Какой портрет автора они видят? Про что тексты автора? 

Сегодня эти вопросы были посвящены творчеству главного редактора ЛитКульта Клары Шох.

 

Святослав Белковский

Знакомые три слога – клара шох. ©

Творчество Клары – тема для отдельного исследования. Всестороннего, кропотливого, развёрнутого, длительного. И, пожалуй, (хорошо бы!) коллективного, потому что к масштабному феномену требуется комплексный, разносторонний подход.

Может быть, здесь у нас та самая проба пера, первая попытка или даже какое-то начало.

Можно было бы пошутить: мол, я знаю три слога. И на этом остановиться. Но хочется всё-таки пошире. А перед нами не только три уютных слога, перед нами 8 очаровательнейших букв. На цифре 8 сегодня и остановлюсь.

Итак, 8 произвольно взятых аспектов творчества Клары Шох:

 

К1 – Картотека.

Примеры:

«Белка» (http://litcult.ru/lyrics/92109)

«Не выживут только…» (http://litcult.ru/lyrics/92818)

Каталоги данных, нарочито сухое перечисление, официоз: средняя продолжительность жизни, сила толчка, чтение инструкции, маркировка… При этом стихи – от первого лица. И сквозь формальную бес(при)страстность – невыраженный крик, скрытая манифестация. «Я улыбаюсь, у меня нет плеч». «Мои дети никогда не родятся в грехе, мои дети никогда не будут каяться».

 

Л2 – Летальное.

Примеры:

«Бескозырка» (http://litcult.ru/lyrics/85533)

«Газета» (http://litcult.ru/lyrics/86048)

Лирическая героиня, пишущая себе «капслоком странный некролог off-set. Вглядывание в смерть. При этом – по-разному. В одном случае – «санитарка в морге последняя ко мне добра», посмертный тёплый диалог, пугающе холодеющий до обледенелости к последней строке с качнувшейся биркой. В другом – игривый монолог в моднейших уггах с эстетичной сигаретой.

 

А3 – Айнэнэ.

Примеры:

«Под коньячок» (http://litcult.ru/lyrics/91027)

«Компания» (http://litcult.ru/lyrics/92959)

Или я не знаю, как это назвать. В общем, разгульно-плясовая серия. Сатирически безжалостная поэзия катится яблочком и опадает протухшим мясом. А слева – шавуха.

 

Р4 – Ретро.

Примеры:

«Радж Капур» (http://litcult.ru/lyrics/83193)

«Никто не ходит» (http://litcult.ru/lyrics/84942)

Уютные винтажные Элла Фицджеральд, индийское кино и т.д. Смотрят на площадку чайным глазом, бросают стометровку к ногам возлюбленной…

 

А5 – Абсолютное.

Примеры:

«Магазин немягкой игрушки» (http://litcult.ru/lyrics/84327)

Проза «Некоторые вопросы применения ботов» (http://litcult.ru/prose/37578)

И тут отметил бы умение Клары попадать в болевые точки… Нет, не одного конкретного человека… Слушайте, вы никогда не спрашивали, кого обнять и в кои веки? Или, может, никогда не оказывались (так или иначе) в положении той прозаической Инки? Могу поверить единицам во всём человечестве. У нас таких нет) Точность и предельная пронзительность. И… Трогательность? Можно сказать и так.

 

Ш6 – Шёпотом.

Примеры:

«Песочное» (http://litcult.ru/lyrics/87163)

«Я не скажу» (http://litcult.ru/lyrics/91027)

Особое впечатление производят моменты, когда изумительная в своей экспрессивности автор переходит на вкрадчивый шёпот. Шёпот – это когда, может, и не хотела говорить, но выпали слова, как детские некоренные зубы. Или же это тихое эссе, когда не рискнули выгореть до громкого романа. Шепчут и лопнувшая струна, и прозаический песок.

 

О7 – Обобщения.

Примеры:

«Мир после глобального криолиполиза» (http://litcult.ru/lyrics/82021)

«Michelle»  (http://litcult.ru/lyrics/92200)

Или вот стихи-вихри, захватывающие, вскруживающие голову в момент и уже не отпускающие. Если голову всё-таки окончательно не потерять, можно обнаружить аккумулированный опыт разных эпох, территорий, стилей жизни и т.д. в умопомрачительном миксе. Размороженный минтай и что-то навроде Джоли. «Ирония судьбы» и Битлз. И т.д.

 

Х8 – Харизма.

Примеры:

«Песнь галечного камня» (http://litcult.ru/lyrics/83815)

«Дворник» (http://litcult.ru/lyrics/86398)

Харизма автора – это, наверное, в первую очередь какие-то особые находки и золотые цитаты. И об этом тоже можно до бесконечности, но решил ограничиться форматом 8*2. Поэтому – «Силлабо-алкогольный тоник» и «Я лежу голой галькой и хитро предвижу прилив».

 

 

Марина Задорожная

Творчество Клары многовекторно даже внутри одного произведения. Она берет строчку или фразу и движется от неё одновременно во всех направлениях. Удивительное свойство, но это работает. Картинка тоже работает. Не потому ли хочется пересмотреть-перечитать её текст, чтобы найти ещё какие-то детали, зацепки, хуки, как нынче модно говорить. Они не всегда "удобны" читателю, негламурны, порой даже слишком остры, но ведь хуки это крючки. Если говорить о характере лирики, то это сочетание нежного шелкового платья с армейскими сапогами. "Цеплять" жизнь в моментах, подбирая "вежливые" слова - это не про Клару. Всё же за этим "терновником" какая-то тихая женская сила есть. И тема детства бесконечна и очень сильна. Один из любимых её текстов - "Никто не ходит" - это невероятно пронзительно.

 

Анаит Галстян

С творчеством Клары Шох познакомилась здесь, на ЛитКульте. Её стихи выделяются обязательным присутствием поэзии. Многослойны, с яркой визуализацией. Иногда для считывания контекстов нужно быть достаточно эрудированным и подкованным читателем. Но в них хватает воздуха для представления своего, созвучного.

Слог Клары обладает магией привязывания: перечитываешь, сопереживаешь, с чем-то не соглашаешься. Но обязательно возвращаешься.

 

Сергей Киреев

О, Клара!

Это комета.

Это какая-то квази-уно-фантазия невозможная!

Я помню её тексты года 20-го, или раньшие, мне некоторые очень нравились.

 

Я иду Литейным...

Я иду Литейным - сплошь блуждание,
Я иду на красный - не смотрю,
Я иду к мальчишке на свидание,
Я иду его боготворю.
Я несу в подарок скарб нехитрый -
Две ладони тёплые - лови,
Губы переводы чувств — субтитры,
Сердце, что немеет от любви.
Нищие дары - одно название,
И за хлам мой, дабы не серчал,
Расскажу тебе одно предание -
Как волною биться о причал.

Яненаю, но для меня в этом простом (с виду) – столько...

У меня есть моя внутренняя Клара, и в ней всё время борются эти два источника и две составные части кларизма – очаровательная простота и очаровательно-возмутительная сложность.

Клара – лакмусовая бумажка моей непроходимой тупости, поэтому и сложность её – возмутительна.

Но если ей удаётся запихнуть простоту и сложность в один флакон – для Кирея получается шедевр.

И Кирей начинает радвацца.

 

Но давайте – что помню.

Вот так, наскидку если, не шурша всеми её 279-ю...

Помню текст про дятлов и долгоносиков. Помню про ху синь джоу – Клара является изобретателем этого метода и проводит тренинги и стажировки.

Помню стихо с финалом:

"А жизнь это, в общем, война,

А смерть, бесусловно, космос."

Я наверняка переврал, но я ж не лазию и не подглядываю...

"Как песня, что Битлз пели"

– строку не запомнить битломану было никак незьзя.

Именно с этого текста с ревностной тревогой осознал – комета!

Смутно, но помню текст 21-го года, эээ... про грязный подоконник, ща...

"Человек человеку – ладонь", вот.

Да, всë-таки залез.

Под ним было 62 комента, и если бы я тогда видел перед собой комментирующих, то некоторых, возможно, убил бы сразу, а некоторых оставил бы на помучиться...

 

Пока пролистывал по названиям, уносило. Ведь столько всего дорогого и знакомого.

Три версии " Индейца", три – "Тарантаса", две – " Пустельги". Или три?

Вот так человек работал над словом! Там от напильника такие наверное мозолищи... А не вот это вот: чуть что не в похвальбу – сразу в третью балетную позицию, ножку ножкой бить, мол, гений я непризнанный, а кругом неотëсанные гвардейцы кардинала.

Так, ребяты, поэтическую мускулатуру не прокачать. Понтов, конечно, наколотите, но...

 

Какого-то резкого перехода в иное качество у текстов Клары я не могу отметить – уровень накапливался постепенно, и случались откровения.

"Парусное", конечно, мне особенно памятное.

И на последний конкурс которое – там воробьи в носочках...

Как орал – помню. Потом видимо ударился обо что-то, и на несколько минут затих.

 

Умение уцепить образ за губу слова на отточенный крючок замысла...

Клара – ошеломительно великолепный рыболов.

За всё время, пока я на ЛК, по степени вохуëванности от... – Клара в числе первых. То самое чувство, когда белка времени вдруг останавливается в колесе своём, и так на тебя смотрит пронзительно глазами-пуговками – Клара дарила мне это неоднократно.

Как Романчук, Неважно, Матаха, Виноградова, Шумара, Зайцева, Комарова, Ротилла, Иванов, Задорожная, Зга...

Проза Клары...  Два текста помню: про плюшевого зайца, в которого я тоже чуть не провалился, и про смех – когда надо было радостно смеяться над всякой жутью, и за этим следили агенты в штатском. Почти как сейчас, в окружающей нас реальности.

Клара, сияй!

Дата публикации: 29 марта 2024 в 09:59