|
Блоги - раздел на сайте, в котором редакторы и пользователи портала могут публиковать свои критические статьи, эссе, литературоведческие материалы и всяческую публицистику на около литературную тематику. Также приветствуются интересные копипасты, статические статьи и аналитика!
1162 |
Мы запускаем новых цикл публикаций на ЛитКульте. В них будем говорить исключить про авторов, точнее про их тексты.
Редакторы ЛитКульта и лучшие авторы портала будут говорить про своих коллег по перу. Какой портрет автора они видят? Про что тексты автора?
Сегодня эти вопросы были посвящены творчеству главного редактора ЛитКульта Клары Шох.
Знакомые три слога – клара шох. ©
Творчество Клары – тема для отдельного исследования. Всестороннего, кропотливого, развёрнутого, длительного. И, пожалуй, (хорошо бы!) коллективного, потому что к масштабному феномену требуется комплексный, разносторонний подход.
Может быть, здесь у нас та самая проба пера, первая попытка или даже какое-то начало.
Можно было бы пошутить: мол, я знаю три слога. И на этом остановиться. Но хочется всё-таки пошире. А перед нами не только три уютных слога, перед нами 8 очаровательнейших букв. На цифре 8 сегодня и остановлюсь.
Итак, 8 произвольно взятых аспектов творчества Клары Шох:
К1 – Картотека.
Примеры:
«Белка» (http://litcult.ru/lyrics/92109)
«Не выживут только…» (http://litcult.ru/lyrics/92818)
Каталоги данных, нарочито сухое перечисление, официоз: средняя продолжительность жизни, сила толчка, чтение инструкции, маркировка… При этом стихи – от первого лица. И сквозь формальную бес(при)страстность – невыраженный крик, скрытая манифестация. «Я улыбаюсь, у меня нет плеч». «Мои дети никогда не родятся в грехе, мои дети никогда не будут каяться».
Л2 – Летальное.
Примеры:
«Бескозырка» (http://litcult.ru/lyrics/85533)
«Газета» (http://litcult.ru/lyrics/86048)
Лирическая героиня, пишущая себе «капслоком странный некролог off-set. Вглядывание в смерть. При этом – по-разному. В одном случае – «санитарка в морге последняя ко мне добра», посмертный тёплый диалог, пугающе холодеющий до обледенелости к последней строке с качнувшейся биркой. В другом – игривый монолог в моднейших уггах с эстетичной сигаретой.
А3 – Айнэнэ.
Примеры:
«Под коньячок» (http://litcult.ru/lyrics/91027)
«Компания» (http://litcult.ru/lyrics/92959)
Или я не знаю, как это назвать. В общем, разгульно-плясовая серия. Сатирически безжалостная поэзия катится яблочком и опадает протухшим мясом. А слева – шавуха.
Р4 – Ретро.
Примеры:
«Радж Капур» (http://litcult.ru/lyrics/83193)
«Никто не ходит» (http://litcult.ru/lyrics/84942)
Уютные винтажные Элла Фицджеральд, индийское кино и т.д. Смотрят на площадку чайным глазом, бросают стометровку к ногам возлюбленной…
А5 – Абсолютное.
Примеры:
«Магазин немягкой игрушки» (http://litcult.ru/lyrics/84327)
Проза «Некоторые вопросы применения ботов» (http://litcult.ru/prose/37578)
И тут отметил бы умение Клары попадать в болевые точки… Нет, не одного конкретного человека… Слушайте, вы никогда не спрашивали, кого обнять и в кои веки? Или, может, никогда не оказывались (так или иначе) в положении той прозаической Инки? Могу поверить единицам во всём человечестве. У нас таких нет) Точность и предельная пронзительность. И… Трогательность? Можно сказать и так.
Ш6 – Шёпотом.
Примеры:
«Песочное» (http://litcult.ru/lyrics/87163)
«Я не скажу» (http://litcult.ru/lyrics/91027)
Особое впечатление производят моменты, когда изумительная в своей экспрессивности автор переходит на вкрадчивый шёпот. Шёпот – это когда, может, и не хотела говорить, но выпали слова, как детские некоренные зубы. Или же это тихое эссе, когда не рискнули выгореть до громкого романа. Шепчут и лопнувшая струна, и прозаический песок.
О7 – Обобщения.
Примеры:
«Мир после глобального криолиполиза» (http://litcult.ru/lyrics/82021)
«Michelle» (http://litcult.ru/lyrics/92200)
Или вот стихи-вихри, захватывающие, вскруживающие голову в момент и уже не отпускающие. Если голову всё-таки окончательно не потерять, можно обнаружить аккумулированный опыт разных эпох, территорий, стилей жизни и т.д. в умопомрачительном миксе. Размороженный минтай и что-то навроде Джоли. «Ирония судьбы» и Битлз. И т.д.
Х8 – Харизма.
Примеры:
«Песнь галечного камня» (http://litcult.ru/lyrics/83815)
«Дворник» (http://litcult.ru/lyrics/86398)
Харизма автора – это, наверное, в первую очередь какие-то особые находки и золотые цитаты. И об этом тоже можно до бесконечности, но решил ограничиться форматом 8*2. Поэтому – «Силлабо-алкогольный тоник» и «Я лежу голой галькой и хитро предвижу прилив».
Творчество Клары многовекторно даже внутри одного произведения. Она берет строчку или фразу и движется от неё одновременно во всех направлениях. Удивительное свойство, но это работает. Картинка тоже работает. Не потому ли хочется пересмотреть-перечитать её текст, чтобы найти ещё какие-то детали, зацепки, хуки, как нынче модно говорить. Они не всегда "удобны" читателю, негламурны, порой даже слишком остры, но ведь хуки это крючки. Если говорить о характере лирики, то это сочетание нежного шелкового платья с армейскими сапогами. "Цеплять" жизнь в моментах, подбирая "вежливые" слова - это не про Клару. Всё же за этим "терновником" какая-то тихая женская сила есть. И тема детства бесконечна и очень сильна. Один из любимых её текстов - "Никто не ходит" - это невероятно пронзительно.
С творчеством Клары Шох познакомилась здесь, на ЛитКульте. Её стихи выделяются обязательным присутствием поэзии. Многослойны, с яркой визуализацией. Иногда для считывания контекстов нужно быть достаточно эрудированным и подкованным читателем. Но в них хватает воздуха для представления своего, созвучного.
Слог Клары обладает магией привязывания: перечитываешь, сопереживаешь, с чем-то не соглашаешься. Но обязательно возвращаешься.
О, Клара!
Это комета.
Это какая-то квази-уно-фантазия невозможная!
Я помню её тексты года 20-го, или раньшие, мне некоторые очень нравились.
Я иду Литейным...
Я иду Литейным - сплошь блуждание,
Я иду на красный - не смотрю,
Я иду к мальчишке на свидание,
Я иду его боготворю.
Я несу в подарок скарб нехитрый -
Две ладони тёплые - лови,
Губы переводы чувств — субтитры,
Сердце, что немеет от любви.
Нищие дары - одно название,
И за хлам мой, дабы не серчал,
Расскажу тебе одно предание -
Как волною биться о причал.
Яненаю, но для меня в этом простом (с виду) – столько...
У меня есть моя внутренняя Клара, и в ней всё время борются эти два источника и две составные части кларизма – очаровательная простота и очаровательно-возмутительная сложность.
Клара – лакмусовая бумажка моей непроходимой тупости, поэтому и сложность её – возмутительна.
Но если ей удаётся запихнуть простоту и сложность в один флакон – для Кирея получается шедевр.
И Кирей начинает радвацца.
Но давайте – что помню.
Вот так, наскидку если, не шурша всеми её 279-ю...
Помню текст про дятлов и долгоносиков. Помню про ху синь джоу – Клара является изобретателем этого метода и проводит тренинги и стажировки.
Помню стихо с финалом:
"А жизнь это, в общем, война,
А смерть, бесусловно, космос."
Я наверняка переврал, но я ж не лазию и не подглядываю...
"Как песня, что Битлз пели"
– строку не запомнить битломану было никак незьзя.
Именно с этого текста с ревностной тревогой осознал – комета!
Смутно, но помню текст 21-го года, эээ... про грязный подоконник, ща...
"Человек человеку – ладонь", вот.
Да, всë-таки залез.
Под ним было 62 комента, и если бы я тогда видел перед собой комментирующих, то некоторых, возможно, убил бы сразу, а некоторых оставил бы на помучиться...
Пока пролистывал по названиям, уносило. Ведь столько всего дорогого и знакомого.
Три версии " Индейца", три – "Тарантаса", две – " Пустельги". Или три?
Вот так человек работал над словом! Там от напильника такие наверное мозолищи... А не вот это вот: чуть что не в похвальбу – сразу в третью балетную позицию, ножку ножкой бить, мол, гений я непризнанный, а кругом неотëсанные гвардейцы кардинала.
Так, ребяты, поэтическую мускулатуру не прокачать. Понтов, конечно, наколотите, но...
Какого-то резкого перехода в иное качество у текстов Клары я не могу отметить – уровень накапливался постепенно, и случались откровения.
"Парусное", конечно, мне особенно памятное.
И на последний конкурс которое – там воробьи в носочках...
Как орал – помню. Потом видимо ударился обо что-то, и на несколько минут затих.
Умение уцепить образ за губу слова на отточенный крючок замысла...
Клара – ошеломительно великолепный рыболов.
За всё время, пока я на ЛК, по степени вохуëванности от... – Клара в числе первых. То самое чувство, когда белка времени вдруг останавливается в колесе своём, и так на тебя смотрит пронзительно глазами-пуговками – Клара дарила мне это неоднократно.
Как Романчук, Неважно, Матаха, Виноградова, Шумара, Зайцева, Комарова, Ротилла, Иванов, Задорожная, Зга...
Проза Клары... Два текста помню: про плюшевого зайца, в которого я тоже чуть не провалился, и про смех – когда надо было радостно смеяться над всякой жутью, и за этим следили агенты в штатском. Почти как сейчас, в окружающей нас реальности.
Клара, сияй!
О дивноголосый, да продлит твои дни хоть кто-нибудь, да будет твоим устам сладко, а мозгу щекотно!
За столь щедрое слово жалую тебе со своей руки три дня без порки. Пусть нежными шрамами покрются раны твои на… неважно. Спасибо, Тимур! Поржала, пошла плакать, я же впечатлительная. Представляю, что тебе пришлось пережить, если ты до филолога-историка дочитался) |
Медленно мелет мельница богов, как писал Лонгфелло, а до него фон Логау, еще раньше Секст Эмпирик, ссылаясь на безвестного древнегреческого поэта, чье имя я-то знаю, но из ложной скромности не произнесу.
Я пишу это на случай, если кто-либо в неумной запальчивости попробует привести иной пример моей замедленной реакции — например, про жирафа, да покарают того нечестивца вместе с упомянутым жирафом все олимпийские боги разом. Не подобает поэту о поэте говорить пространно, да и слов особо не нужно — довольно легкого кивка. Мол, нас немного, а стихов еще меньше. Но те, что есть — это акт высокого служения. Все остальное — мусор, из которого может быть произведен тот же мусор, только в большем масштабе. Творения Клары — это, конечно же, да будет благословен пафос — служение. Часто нервное и неровное: бывает: что на жертвенный огонь поэт возливает вместо священного масла кровь обезглавленных графоманов. Отчего горит ярко, но недолго, хотя при этом радуя ноздри олимпийцев. Когда же поэт, согласно правильному обряду воздевает руки и произносит великую мантру «Будь оно все неладно», в тот миг в воздухе начинает сам по себе неизвестно чьим голосом звучать гимн яростного Неподчинения, рождая подлинное великолепие звуков, которые удивляют не только Лонгфелло, фон Логау и Секста Эмпирика, но и того безвестного, имя которого слишком священного, чтобы так просто произносить его вслух не на (пегасовой) конюшне. Да, повторюсь, поэту о поэте не стоит говорить долго и пространно, но я и не говорю — это тот самый кивок — мол, нас немного, а стихов еще меньше. Кивок 1. Теперь кивок 2. Этого достаточно, иначе челюсть отвалится. Да не обидится Гефест, который мне ее выковал. Есть у меня десяток-другой стихов, которые я храню в сердце. Среди них — стих Клары о вечной любви к жалкому филологу или историку, который не стоит и мимолетного внимания автора, но тем не менее удостаивается. С чего же такая честь? Почему ничтожество одарено таким покровом подлинного счастья? На ум приходит Акутагава в «Доблестном часовом». Перефразируя Рюноскэ, поэт смотрит на мир, живущий внизу, где-то в освещенном лампочкой зале, и порезанной шеей призывает богов в свидетели его (ее) верности бусидо. Филолог ни при чем. У того же Акутагава есть запись, когда он, юный, стоя на стремянке в библиотеке («приставной лестнице европейского типа», «Жизнь идиота»), на втором этаже библиотеки, просматривая корешки книг великих, увидел сверху посетителей — таких жалких, как тот же филолог, и подумал, что человеческая жизнь не стоит и одной строки Бодлера. Акутагава писал, опираясь на перо, словно на меч с поломанным лезвием. Этот стих Клары о филологе написан иероглифами, оставленными от случайно порезанной о кровлю шеи — словно на бамбуковых палочках для письма. |
вытворяй,вот это я могу) Спасибо, Оль! Не бросай нас только, без тебя как вытворять? Вытвори несерьёзные получаются) |
Какая интересная рубрика образовалась за время моего отсутствия. И мне хочется написать, как верно заметила Ольга: Клара — это… Не буду себе в этом отказывать. Для меня Клара — это всегда больше, чем ожидаешь. Непредсказуемость в образах, метафорах, финалах. Бывает, читаешь название стихотворения (кстати, выбирать названия стихам — отдельный вид искусства, которым Клара владеет в совершенстве, на мой взгляд), невольно начинаешь представлять свою поэтическую картинку, ан нет — Клара выберет совсем иной путь. Яркий, осязаемый до мелочей. Иногда не с первого раза объяснимый и понятный, но от этого не менее притягательный или даже манящий. К этим стихам определенно хочется возвращаться.
Твори, вытворяй, в общем, продолжай так же и в том же духе, Клар! :) |
Заметили, всем хочется написать: Клара – это …?
А это – практически иной космос, поэтому определить его в нескольких словах (и даже абзацах) невозможно. Собственно, потому оно и поэзия, и проза собственная – потому же. И цепляет, и втягивает. Как филолог не могу не отметить богатейший синтаксис и мощную фонетику этого удивительного автора. И, конечно же, роскошную работу с лексикой, когда эрудиция не в лоб (или по лбу) и когда метафора не выстраивается ради эпатажа или с целью удивить, а раскрывает невероятно обширную парадигму неформальных коннотаций и – живёт, дышит, разговаривает. Здесь уже назвали многие мои любимые Кларины тексты, «Мягкой игрушкой» просто болела несколько недель, после «Белки» появился устойчивый образ-символ героини нашего времени с «ровным прикусом» и способностью выживанием в неволе, а в лицо (или что там?) обезжиренного и размороженного мира просто страшно глядеть, как и в некоторые другие фантасмагорические образы (по умолчанию нежных ягнят)… добавлю к ним недавнее малюсенькое, но наотмашь — «Авокадо». Вообще восхитительна именно эта хлесткость, часто афористичность в стихах Клары, мгновенная смена театральных масок с цинично насмешливой на глубоко печальную – это удивительное сочетание сатиры с пронзительной лирикой, достойное завещанного нам «зверски всех любить». А куда деваться, если: Здесь неприлично — человеком, не то что быть — писать в анкете… И ещё одно мне глубоко импонирует– одержимость в работе над текстом. Пилить и шлифовать мы тут все мастера, на ЛК это, к счастью, в традиции и доступно каждому. Но не каждому удаётся пересилить гордынюшку и так упорно дотягивать своё творение до возможного максимума, не стесняясь спросить совета, чтобы прислушаться к дельным (невзирая ни на какие звёзды и глав.редакторство при этом). При незаурядной одарённости и таком отношении все точки (почки) мастерства просто обречены на стремительный рост. И пусть на это всегда хватает вдохновения, силы воли и воздуха. Спасибо, что ты есть, Клара! |
Спасибо, Серёж!
Я помню и очень ценю твою поддержку. Ты меня несколько раз спасал от ухода с сайта. Спасибо тебе. |
Клара очень хороший и добрый человек. Как поэт — стильно дерзкая (как пуля резкая))), но может и в лирику. И вообще многое может, так как та поэтическая дерзость, о которой я говорю, открывает невероятно живой и органичный спектр для ее творчества.
Всегда хорошая ирония и необычный взгляд на мир. Жто особенно ценно. Проза)) я помню ее первую миниатюру на Литкульте, ту, где дама с велосипедом)) я, кажется был первым, кто написал ей комментарий. Хорошая дебютная миниатюра, Клара) а теперь в прозе больше семидесяти текстов. ТОП прозы и много ещё чего… Хорошее творчество, славный путь… А сколько всего впереди. Вдохновения тебе и легкости пера! |
Пять копеек от Лота, прежде чем я распрощаюсь с ним, как с проектом.
Клара хороша. Удачные и оригинальные стихи ей подвластны. И это главное в поэзии. Понимаю это и ценю. Испытываю к её творчеству и, естественно, к ней самой, как к автору и девушке большую симпатию и уважение. Мои самые наилучшие пожелания вам, Клара.) |
Вообще я несколько лет не читала стихи Клары.
Она была больше писателем. За несколько лет явно есть подвижки и на поэтической стезе. Думаю, что просто набралась опыта. Вообще, грамотность и умение писать — большой бонус для поэта. Успехов, Клара! И на поэтической ниве! |
Klara, поскольку я редкий гость в твоём творчестве, то мне проще сказать о тебе самой… Ты — человек, что надо. От тебя можно получить, как помощи, так и пиздюлей. У тебя есть чёткая позиция и принципы. Мне такое в людях нравится)
|
Ну и кто я после этого? Жал на +4. У многих здешних авторов я приобрёл бы томик избранных произведений и подписался бы на полное собрание сочинений Клары.
|