|
Блоги - раздел на сайте, в котором редакторы и пользователи портала могут публиковать свои критические статьи, эссе, литературоведческие материалы и всяческую публицистику на около литературную тематику. Также приветствуются интересные копипасты, статические статьи и аналитика!
605 |
Мы запускаем новых цикл публикаций на ЛитКульте. В них будем говорить исключить про авторов, точнее про их тексты.
Редакторы ЛитКульта и лучшие авторы портала будут говорить про своих коллег по перу. Какой портрет автора они видят? Про что тексты автора?
Сегодня эти вопросы были посвящены творчеству редактора ЛитКульта Марины Задорожной.
Анаит Галстян
Когда впервые увидела аватарку Марины Задорожной, подумала, что она имеет отношение к балету.)
Это потом я узнала, что Марина прекрасно играет на саксофоне и также прекрасно исполняет песни.
Поэзия у Марины авторская, с обязательным насыщенным звукорядом, визуализацией.
Нравится, как в коротких строках у неё раскрываются целые судьбы:
«У тебя есть кто-то,
У меня есть кто-то…
У тебя есть кто-то,
Сравненный со мною… "
Как с первых же строк сопереживаешь лг, чужое становится личным и неотъемлемым.
Задорожная удивительным образом в самых обыденных, казалось бы, простых вещах находит нечто важное, эмоционально-духовное. Раскрывает и делится с читателем.
«Зонтик герани несмело алеет,
теплится на окне.
Греют не варежки,
греет чья-то душа.»
Святослав Белковский
«Сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст».
Есть примеры довольно чёткой корреляции между поэтикой конкретного автора и не менее конкретным музыкальным направлением. В т.ч. продекларированные.
Марина Задорожная – джазовый музыкант. И поэт (см. ник Jazzmarina на ЛитКульте) тоже джазовый.
Статус музыкального направления в том или ином обществе неизбежно эволюционирует. Несмотря на известные политические усилия по разворачиванию истории вспять, всё-таки едва ли мы уже увидим тотальный запрет блэк-метала, панк-рока, нойз-индастриала, порнограйнда и т.д. Что уж говорить о джазе! Джаз сегодня – это винтажность, причём винтажность повеселее, скажем, блюзовой (что, на всякий случай, не хорошо и не плохо, потому что день и ночь одинаково необходимы).
Вот и поэзия Марины – про что она? В первую очередь – про изысканное чувство меры. Про знание, как что работает, что надо и чего не надо.
Чувство меры, конечно, часто сопряжено со скукой и душниловом. Но нет, здесь совсем другое! Как сделать нескучно – Марина тоже знает.
Если выбрать стихотворение – то вот: http://litcult.ru/lyrics/91960 – изумительный ритм, красивейший и притом предельно авторский, виртуозно оригинальный.
Марина утверждает, что слово «любовь» в стихах про любовь – моветон. А что делать, скажем, кондовому блэк-металлисту, который в джазе и в любви разве что заблудится, словно в трёх соснах (как называется третья сосна – придумайте сами)?
Кайфануть от ритма. Причём – знаете, отчего-то решительно не хочется слышать «О чём-то кроме» в мелодической обработке. Только ритм, только декламация! Лучше даже без мело-. На саксофоне что-нибудь другое сыграем. Из наших любимых трогательных «Пушистых вещей».
В принципе, вся поэзия Марины – это именно о чём-то кроме. И это прекрасно, когда есть свой стиль.
И в заключение позвольте внезапно перефразировать Егора Летова.
Джаз на нашей стороне!
Тимофей Бутенко
На самом деле, хотя у меня в профиле и стоит дата регистрации на сайте какая-то жутьзапредельная, но я тут живу относительно недавно. И некоторый функционал портала пока кажется непонятным. Например, такая функция, как "Любимые авторы".
Надеюсь, никто не обижается, но у меня в этом разделе никого. Одновременно это означает, что там - все. Все, кто надо. И, конечно же, в первых рядах ктонадо - jazzmarina.
Марина восхитительно чувствует и передаëт музыку слов. Вместе с погружающими в картины óбразами это даëт неповторимый эффект.
Классно и то, как она видит музыку в чужих произведениях и, с точностью в 100 процентов, даëт тот совет, который действительно необходим автору.
Клара Шох
На портал Марина пришла уже сформировавшимся поэтом. Со своим стилем, который не перепутаешь. Первый раз она меня потрясла стихотворением про портрет девушки, которая живёт с художником: «плачь акварелью», «он – да». Кстати, дура там тоже присутствовала) Стихотворение несколько путанное (ну, для Марины), но я почувствовала в момент прочтения чёткую психофизическую реакцию на него. Вообще тексты Марины литературно крепки, при этом не лишены изящества. Это такие венские стулья. В них много воздуха, но без жутких розочек).
Тамила Синеева
В то время, когда Марина появилась на сайте, у меня был спад активной деятельности на Литкульте. Тому были личные причины, не связанные с сайтом. Поэтому новые авторы проходили как-то мимо меня. Но потом всё постепенно наладилось. И я начала читать наших литкультовцев, тех, кто были для меня относительно новыми авторами. Первым и значимым оказался стих Марины "Лампочка". Может, потому, что в то время у нас были сплошные блэкауты и обстрелы, или ещё почему-то.
Такое душевное, тёплое. И такое цепляющее. Особенно финал. Даже не задумываясь, взяла последние строки эпиграфом для своего стихотворения:
Знала бы ты — без электричества тоже бывает жизнь.
Лампочка, не дрожи.
Поэзия Марины очень живая, эмоциональная, нескучная. В каждом стихотворении есть интересные находки, особенный ритм и колорит. Если учесть, что Марина прекрасно играет на саксофоне, замечательно поёт, то станет понятно, почему её стихи чем-то напоминают джазовые импровизации.
Не чужды Марине и эксперименты. В стихотворении "Кондитер под номером десять", которое мне очень понравилось, интересна игра слов и имён, тонкая ирония, и опять же, теплота, которая присутствует везде. Кажется, дай Марине любой предмет, будь то стакан, пальто или зонтик, она оживит его, придумает историю, найдёт единственно нужные слова и неповторимые образные выражения. И в каждом стихотворении - своя изюминка, которую смакуешь, читая.
Из огня под молот
Крепкими руками.
Половинкой молод
В небе лунный камень,
Вставлен в ожерелье
Раскалённой ночи.
Птицы ожирели,
Провод обесточен.
Хорошо удаётся Марине писать коротким строчками. Это очень ценно, потому что не просто, как кажется на первый взгляд.
Поэзия Марины разнообразна. И всё же, есть свой стиль, самоирония, своё видение мира. Теплота, искренность, человечность. И чтобы это увидеть, надо непременно зайти на страничку Марины и почитать её произведения.
Вадя Голимый
Мне представляется именно галерея. Улица-галифе. Как это выразить? В мире много красок. Марина привносит в это что-то особое. Хочется думать, мечтать, рисовать.
Кошка на дереве.
Говорит весна.
И показывает.
Вышла,
глазом одним щурится.
Снегу хана —
крутится в голове,
а всем слышно.
Улица-галифе.
У лица — феи.
А я, дурища,
стою пред тобой,
багровею.
Связь с музыкой происходит через квантовое насыщение. Родившийся в год динозавра оставит лишь хрупкий скелет. Но глобальная онтологическая прогулка начинается не здесь. Стихи здесь – и дорожные столбики, и указатели в неизвестные земли, а еще, наверное, по пути мы слышим музыку. Детское философское сменяется березовыми грезами и прокуренными стихами. Играет саксофон. Наверное, стихи Марины – это смесь урбанистики с нейронным ветром. Что-то приходит сразу и кружит в голове, а что-то требует тишины и внимательности.
Когда коты размышляют о соответствии ментальности,
Правильно. Казалось бы, все должны уметь готовить кота. Но Марина делает этот процесс очевидным. Ну, и никуда не деться от экспоненциальной философии:
Время — аквариум, где
Сущность прозрачна
Подобно воде.
Снаружи — воздух и кот. Технология ментального преобразования
В паучьей солнечной системе
мухой обессиливает вечер.
Я же, глядя на вещи из сфер голимости, должен отметить: и мир не без ножа, но также и стихи Марины:
И, втянув полусонный воздух,
Всё чего-то ждешь,
А внизу кто-то смелый просто
Точит верный нож.
Как говорится: а то.
Но тема кота широка. Потому что, кот – это мир, а мир, это кот. И это также отражено в прозе Марины. Рассказ «Только после того, как мы найдём кота!; конечно, все больше о жизни, чем о коте как сути, но главное – это общая медитативная линия.
Та же смесь бытового и тонкого плана через смесь намёков и подспудных иллюзий сохраняется в рассказе
Маша настойчиво теребила мать за рукав. Проводы подруги растянулись ещё на пятнадцать минут. За это время чихуахуа Кассандра фон Лайсон, а в миру Кася, успела запрыгнуть на табурет, затем на стол и обнюхать все явства, предлагаемые двуногим. Касин язык, захватив в собачий растущий организм три куска ветчины кразу, затем начал ловко слизывать белковые рельефы с праздничного пирога, создавая на поверхности причудливые мазки, достойные Дега или Моне. Собака-импрессионист спрыгнула со стола с чувством выполненного долга, оставляя хозяевам право доесть свое произведение искусства.
Что же. Пусть звучат стихи. Пусть играет джаз. А еще, давайте пожелаем Марине выиграть чемпионат поэтов.
Марина очень легко вошла в редакцию. У неё есть замечательное качество. Она не нагнетает.
Когда Марина критиковала меня, можно сказать, почти ругала (такое было пару раз), я понимал её точку зрения, мы общались, и постепенно конфликт/недоразумение разруливался. С ней мне легко общаться (это нечасто у меня на ЛК...). Далее. Как человек, когда-то стоявший рядом с Джазом, скажу, что Марина и есть Джаз. Строго говоря, одна из ипостасей Джаза :) Желаю Марине успехов во всём! |
хочется обернуться в плед за чашкой кофе (с ромом)Здесь очень важно соблюдать очерёдность ингридиентов, а то бывает и ром с кофе. Спасибо, Саш) |
, и одиночество оборачивается то бабушкой, то лампочкой, то кондитером номер восемь,Оля, благодарю за тонкости) |
And I'm feeling goodСерёж, с песней ваще угадал. Спасибо огромное, буду перечитывать когда-нибудь на пенсии и реветь) |
В этот раз они всё написали за меня…
Ломаюсь, трескаюсь, сползаю по стенке жизни. Не вывожу. Тормознул ещё и потому, что поставить Марине в финал отзыва музыку сперва показалось труднее трудного. Как метко выразились совейские композиторы: «ну где мне взять такую песню?» А хитрый Вадик взял и взял для музыканта и поэта композицию самого же поэта на стихи самого же и музыканта. Таким образом, последние кротовые норы решения задачи были залолнены неизбывной голимостью. Но отважный звёздно-музыкальный крот Кирея, попав в отчаянное положение, вдруг вспомнил фразу из переписки, не с ЛК, из Вконтактика — и главная часть писанины определилась в очертаниях своих. Вот только не знаю, насколько угадал с песней. https://www.youtube.com/watch?v=R6f_7G71p_w А вспомнить хотел одну поездку, странно связанную с творчеством Марины. Оказавшись примерно два года назад по рабочей надобности в некоем дальнем уголке Подмосковья, и обнаружив, что по вине манагеров припёрся туда зря — плацдарм для моих свершений ещё не был расчищен — я на обратном пути решил пройтись пешком по малоизученной человеком равнине со следами жилых и торговых построек аборигенов. На дворе буянила весна, в руках у меня была бутылка крепкого тёмного эля, в рюкзаке ещё несколько, а в голове и смартфоне — стихи Марины. И я кайфовал, ребята! Я думал об образности её лирики, о мужественности принятия одиночества, как естественного состояния, ведущего к ощущению самодостаточности. И о горечи этого выбора. Или горечь давало пиво? Не стану сейчас заморачиваться, лучше ещё одну вещицу запилю: https://www.youtube.com/watch?v=0o2qwYeXBHY Ни один из авторов нашего портала не имеет такой аудитории, как Марина. И я желаю, чтобы она лишь росла. Никто не имеет такого опыта выступлений на публике. И я желаю ей не переставать получать от этого кайф. Никто так музыкально не пишет, как она. И я желаю ей покорения новых высот! It's a new dawn It's a new day It's a new life For me And I'm feeling good https://www.youtube.com/watch?v=CmwRQqJsegw |
Марина и джаз…море музыкальной поэзии плещется за этим сочетанием, всех ста оттенков, во всех утрах… Неуловимое волшебство.
И после этого чудного плеска – домой, домой, в пушистый человечье-кошачий мир, в живые чувства, в теплые руки. А иногда в этом мире орёт телевизор, и грустит сетка-рабица, и скребёт метла по равнодушию, и одиночество оборачивается то бабушкой, то лампочкой, то кондитером номер восемь, а то и просто – кем-то, у кого только фото. Вселенная Марины многолика и многозвучна, но дирижёр строг и требователен. Вдохновения и сил! |
Джаз — это песня души. И судя по музыкальному творчеству Маринэ, душа у неё мягкая, чувствительная и рассудительная (и это правда так!). Слушая её мелодии, хочется обернуться в плед за чашкой кофе (с ромом) и послать к чёрту весь этот прогнивший обезумевший мир. Потому что с каждой нотой тебя обволакивает чувство гармонии и умиротворения здесь и сейчас.
Маринэ джазуй на полную!) |
Мир Мариной поэзии — это красота, запечатленная в словах, это что-то уютное, знакомое и родное, что-то, что почти наверняка прожито или пережито. И это что-то Марине удается перенести в строки очень бережно, с аккуратностью с изяществом, чтобы выудить из читателя нужное, и чтоб это нужное звучало, пело и играло в правильной тональности. Камертон.
Звучи, Марин! |
Когда впервые увидела аватарку Марины Задорожной, подумала, что она имеет отношение к балету ахах, аналогично) |
Ребят, спасибо, я очень тронута. Запаслась платками, пока читала.
Klara, «На портал Марина пришла уже сформировавшимся поэтом» — Ты серьёзно? Я ж думала тапками закидают, да и справедливо, в принципе, если почитать из раннего)) Ещё никто не сравнивал меня со стульями, спасибо) Надо будет посвятить этому миниатюрку — «Человек-стул», например. Вадя, «Связь с музыкой происходит через квантовое насыщение.» — благодарю, со всей силы ушла думать)) Тema kota ещё не раскрыта. Тамила, «Может, потому, что в то время у нас были сплошные блэкауты и обстрелы, или ещё почему-то.» — «Лампочка» для меня была каким-то мощным выплеском. Это было в воздухе и везде, что улавливалось на уровне ощущений, а потом и слов. Рада, что оказалась созвучно. Тимофей," Надеюсь, никто не обижается, но у меня в этом разделе никого." Да всё норм) Спасибо. Святослав, «Чувство меры, конечно, часто сопряжено со скукой и душниловом. Но нет, здесь совсем другое!» Умеешь ты напрячь)) «Причём – знаете, отчего-то решительно не хочется слышать «О чём-то кроме» в мелодической обработке. Только ритм, только декламация!» Вот теперь и думай надо оно музыкально или нет. " В принципе, вся поэзия Марины – это именно о чём-то кроме." — Главное, чтоб не вокруг да около. Спасибо, Слав) |