74
605
Рубрика: литература

Мы запускаем новых цикл публикаций на ЛитКульте. В них будем говорить исключить про авторов, точнее про их тексты.

Редакторы ЛитКульта и лучшие авторы портала будут говорить про своих коллег по перу. Какой портрет автора они видят? Про что тексты автора? 

Сегодня эти вопросы были посвящены творчеству редактора ЛитКульта Марины Задорожной.

 

Анаит Галстян

Когда впервые увидела аватарку Марины Задорожной, подумала, что она имеет отношение к балету.)

Это потом я узнала, что Марина прекрасно играет на саксофоне и также прекрасно исполняет песни.

Поэзия у Марины авторская, с обязательным насыщенным звукорядом, визуализацией.

Нравится, как в коротких строках у неё раскрываются целые судьбы:

«У тебя есть кто-то,
У меня есть кто-то…
У тебя есть кто-то,
Сравненный со мною… "

Как с первых же строк сопереживаешь лг, чужое становится личным и неотъемлемым.

Задорожная удивительным образом в самых обыденных, казалось бы, простых вещах находит нечто важное, эмоционально-духовное. Раскрывает и делится с читателем.

«Зонтик герани несмело алеет,
теплится на окне.
Греют не варежки,
греет чья-то душа.»

 

Святослав Белковский

«Сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст».

Есть примеры довольно чёткой корреляции между поэтикой конкретного автора и не менее конкретным музыкальным направлением. В т.ч. продекларированные.

Марина Задорожная – джазовый музыкант. И поэт (см. ник Jazzmarina на ЛитКульте) тоже джазовый.

Статус музыкального направления в том или ином обществе неизбежно эволюционирует. Несмотря на известные политические усилия по разворачиванию истории вспять, всё-таки едва ли мы уже увидим тотальный запрет блэк-метала, панк-рока, нойз-индастриала, порнограйнда и т.д. Что уж говорить о джазе! Джаз сегодня – это винтажность, причём винтажность повеселее, скажем, блюзовой (что, на всякий случай, не хорошо и не плохо, потому что день и ночь одинаково необходимы).

Вот и поэзия Марины – про что она? В первую очередь – про изысканное чувство меры. Про знание, как что работает, что надо и чего не надо.

Чувство меры, конечно, часто сопряжено со скукой и душниловом. Но нет, здесь совсем другое! Как сделать нескучно – Марина тоже знает.

Если выбрать стихотворение – то вот: http://litcult.ru/lyrics/91960 – изумительный ритм, красивейший и притом предельно авторский, виртуозно оригинальный. 

Марина утверждает, что слово «любовь» в стихах про любовь – моветон. А что делать, скажем, кондовому блэк-металлисту, который в джазе и в любви разве что заблудится, словно в трёх соснах (как называется третья сосна – придумайте сами)?

Кайфануть от ритма. Причём – знаете, отчего-то решительно не хочется слышать «О чём-то кроме» в мелодической обработке. Только ритм, только декламация! Лучше даже без мело-. На саксофоне что-нибудь другое сыграем. Из наших любимых трогательных «Пушистых вещей».

В принципе, вся поэзия Марины – это именно о чём-то кроме. И это прекрасно, когда есть свой стиль.

И в заключение позвольте внезапно перефразировать Егора Летова.

Джаз на нашей стороне!

 

Тимофей Бутенко

На самом деле, хотя у меня в профиле и стоит дата регистрации на сайте какая-то жутьзапредельная, но я тут живу относительно недавно. И некоторый функционал портала пока кажется непонятным. Например, такая функция, как "Любимые авторы".

Надеюсь, никто не обижается, но у меня в этом разделе никого. Одновременно это означает, что там - все. Все, кто надо. И, конечно же, в первых рядах ктонадо - jazzmarina. 

Марина восхитительно чувствует и передаëт музыку слов. Вместе с погружающими в картины óбразами это даëт неповторимый эффект. 

Классно и то, как она видит музыку в чужих произведениях и, с точностью в 100 процентов, даëт тот совет, который действительно необходим автору.

 

Клара Шох

На портал Марина пришла уже сформировавшимся поэтом. Со своим стилем, который не перепутаешь. Первый раз она меня потрясла стихотворением про портрет девушки, которая живёт с художником: «плачь акварелью», «он – да». Кстати, дура там тоже присутствовала) Стихотворение несколько путанное (ну, для Марины), но я почувствовала в момент прочтения чёткую психофизическую реакцию на него. Вообще тексты Марины литературно крепки, при этом не лишены изящества. Это такие венские стулья. В них много воздуха, но без жутких розочек).

 

Тамила Синеева

В то время, когда Марина появилась на сайте, у меня был спад активной деятельности на Литкульте. Тому были личные причины, не связанные с сайтом. Поэтому новые авторы проходили как-то мимо меня. Но потом всё постепенно  наладилось. И я начала читать наших литкультовцев, тех, кто были для меня относительно новыми авторами. Первым и значимым  оказался стих Марины "Лампочка". Может, потому, что в то время у нас были сплошные блэкауты и обстрелы, или ещё почему-то.  

Такое душевное, тёплое. И такое цепляющее. Особенно финал. Даже не задумываясь, взяла последние строки эпиграфом для своего стихотворения: 

Знала бы ты — без электричества тоже бывает жизнь. 

Лампочка, не дрожи. 

Поэзия Марины очень живая, эмоциональная, нескучная. В каждом стихотворении есть интересные находки, особенный ритм и колорит. Если учесть, что Марина прекрасно играет на саксофоне, замечательно поёт, то станет понятно, почему её стихи чем-то напоминают джазовые импровизации.  

Не чужды Марине и эксперименты. В стихотворении "Кондитер под номером десять", которое мне очень понравилось, интересна игра слов и имён, тонкая ирония, и опять же, теплота, которая присутствует везде. Кажется, дай Марине любой предмет, будь то стакан, пальто или зонтик, она оживит его, придумает историю, найдёт единственно нужные слова и неповторимые образные выражения. И в каждом стихотворении - своя изюминка, которую смакуешь, читая. 

Из огня под молот 
Крепкими руками.  
Половинкой молод 
В небе лунный камень,   

Вставлен в ожерелье 
Раскалённой ночи.  
Птицы ожирели,  
Провод обесточен.  

Хорошо удаётся Марине писать коротким строчками. Это очень ценно, потому что не просто, как кажется на первый взгляд.  

Поэзия Марины разнообразна. И всё же, есть свой стиль,  самоирония, своё видение мира. Теплота, искренность, человечность. И чтобы это увидеть, надо непременно зайти на страничку Марины и  почитать её произведения.

 

Вадя Голимый

Мне представляется именно галерея. Улица-галифе. Как это выразить? В мире много красок. Марина привносит в это что-то особое. Хочется думать, мечтать, рисовать. 

Кошка на дереве.
Говорит весна.
И показывает.
Вышла,
глазом одним щурится.
Снегу хана —
крутится в голове,
а всем слышно.
Улица-галифе.
У лица — феи.
А я, дурища,
стою пред тобой,
багровею.

Связь с музыкой происходит через квантовое насыщение.  Родившийся в год динозавра оставит лишь хрупкий скелет. Но глобальная онтологическая прогулка начинается не здесь. Стихи здесь – и дорожные столбики, и указатели в неизвестные земли, а еще, наверное, по пути мы слышим музыку. Детское философское сменяется березовыми грезами и прокуренными стихами. Играет саксофон. Наверное, стихи Марины – это смесь урбанистики с нейронным ветром. Что-то приходит сразу и кружит в голове, а что-то требует тишины и внимательности.

Когда коты размышляют о соответствии ментальности,

Правильно. Казалось бы, все должны уметь готовить кота. Но Марина делает этот процесс очевидным. Ну, и никуда не деться от экспоненциальной философии:

Время — аквариум, где
Сущность прозрачна
Подобно воде.

Снаружи — воздух и кот. Технология ментального преобразования

В паучьей солнечной системе
мухой обессиливает вечер.

Я же, глядя на вещи из сфер голимости, должен отметить: и мир не без ножа, но также и стихи Марины:

И, втянув полусонный воздух, 
Всё чего-то ждешь,
А внизу кто-то смелый просто
Точит верный нож.

Как говорится: а то. 

Но тема кота широка. Потому что, кот – это мир, а мир, это кот. И это также отражено в прозе Марины. Рассказ «Только после того, как мы найдём кота!; конечно, все больше о жизни, чем о коте как сути, но главное – это общая медитативная линия. 

Та же смесь бытового и тонкого плана через смесь намёков и подспудных иллюзий сохраняется в рассказе 

Маша настойчиво теребила мать за рукав. Проводы подруги растянулись ещё на пятнадцать минут. За это время чихуахуа Кассандра фон Лайсон, а в миру Кася, успела запрыгнуть на табурет, затем на стол и обнюхать все явства, предлагаемые двуногим. Касин язык, захватив в собачий растущий организм три куска ветчины кразу, затем начал ловко слизывать белковые рельефы с праздничного пирога, создавая на поверхности причудливые мазки, достойные Дега или Моне. Собака-импрессионист спрыгнула со стола с чувством выполненного долга, оставляя хозяевам право доесть свое произведение искусства.

Что же. Пусть звучат стихи. Пусть играет джаз. А еще, давайте пожелаем Марине выиграть чемпионат поэтов.

Дата публикации: 22 апреля 2024 в 11:29