|
Блоги - раздел на сайте, в котором редакторы и пользователи портала могут публиковать свои критические статьи, эссе, литературоведческие материалы и всяческую публицистику на около литературную тематику. Также приветствуются интересные копипасты, статические статьи и аналитика!
542 |
Мы запускаем новых цикл публикаций на ЛитКульте. В них будем говорить исключительно про авторов, точнее про их тексты.
Редакторы ЛитКульта и лучшие авторы портала будут говорить про своих коллег по перу. Какой портрет автора они видят? Про что тексты автора?
Сегодня эти вопросы были посвящены творчеству автора ЛитКульта Романа Иванова.
Ксения Комарова
У нас с Романом бывали творческие и жизненные разногласия, но это не так уж важно. Когда я пришла на ЛК, его стихи - единственное, что мне безусловно нравилось. В них виделась обнаженная наивность и невинность поэзии. Роман менялся, выбирал формы и всегда искал наиболее точные, итожащие слова для финализации образов. Некоторые могут сказать, что это старомодно. На мой взгляд, если этого нет, то зачем вообще о чем-то говорить. Мне, конечно, далеко не все, что делает Роман, близко и нравится, но за ним интересно наблюдать с почтительного расстояния.
Марина Задорожная
Избирательность в литературных предпочтениях и чувство такта делают Романа - Холдена не только интересным редактором, но и автором. В поэзии Роман обладает какой-то особой киношной детализацией, которая делает его кадр врезающимся в память.
"Я ляпнул это со второго этажа,
с дубовой лестницы над кухонным застольем."
Почти каждый текст Романа претворяется фирменным многоточием, которое заставляет подумать: а что же было ДО, от какой печки плясал автор? Если это фрагмент из жизни, тогда нужно "дорисовать" всю остальную жизнь. Но его истории не похожи на выдумку, когда я читаю его тексты, всегда есть хотя бы одна строка, в которой ты обязательно узнаешь себя. Его поэзия не режет, не жжёт читателя, не загоняет в лингвистический лабиринт. Тексты могут быть шероховатыми, с "неровностями", Роман сознательно не причесывает их (даже когда ставит в раздел критика).
Его стихи просты по ситуации, но жизнь выхвачена под острым эстетским углом.
Одно из любимых - "Последняя спичка" :
Прибираясь,
эту спичку расслышала
и не выбросила супруга;
может, что-то шепнуло ей,
что придумываю для неё
я историю с похищением и ночлегом
в лесу, во вьюгу;
как со спички последней согреваю ее огнём"
Невероятно круто, как из одной спички можно раскрутить целую историю, да ещё окружив её такой иронией!
Я желаю Роману оставаться верном своему творческому почерку, но не останавливаться в своём поиске.
Святослав Белковский
Холден, Роман Иванов – один из столпов того ЛитКульта, на который я некогда пришёл.
Для меня это старый ЛитКульт, а кто-то, конечно, застал и куда более древние времена.
У Романа своя постоянная рубрика: «Индивидуальный подчерк». Верность ей заслуживает уважения. Лично для меня Роман вообще в гораздо больше степени именно блогер, а не поэт. Впрочем, и у поэта Романа Иванова индивидуальный подчерк имеется безусловно. И своя аудитория имеется.
Так как я к аудитории Романа Иванова не отношусь никоим образом, ограничусь общими характеристиками: этого автора отличают нарочито невзрачная техника, смысловое и образное жеманство, а также бесконечная самовлюблённость. И это всё абсолютно нормально, такая поэзия должна быть и радовать своих почитателей.
Ольга Ерофеева
…гениальность заключается в способности отражать, а не в свойствах отражаемого зрелища.
(М. Пруст , «Под сенью девушек в цвету»)
Я на ЛК чуть больше трёх лет. За это время удалось познакомиться с творчеством очень разных авторов, с интересом прикоснуться к их мирам. Энергетика каких-то из них сразу оказалась созвучной моей, каких-то – резонировала с ней, какие-то остались нейтральными, а некоторые и пока загадочными. К последним могу отнести и вселенную Романа Иванова.
И первая загадка – удивительное сочетание давней и заметной на ЛК активности с интеллигентной сдержанностью. И уникальный блог «Индивидуальный подчерк» (одновременно и культурное подвижничество, и способ поделиться своими читательскими пристрастиями), и раздел «Любимые стихи» (который Роман курирует, если не ошибаюсь, уже лет пять), и его участие в конкурсной жизни сайта (уже более 10 лет, немало призовых мест) – всё это вроде не слишком бросается в глаза, но как бы органично встроено в многогранную жизнь портала, содержится ощутимой взвесью в его воздухе.
Попытаюсь разобраться, что же представляет собой творческое кредо этого автора, что мне показалось интересно и важно «индивидуально подчеркнуть»?
Если говорить о прозе - это можно, на мой взгляд, определить сочетанием «погружение в зеркало». Неслучайно одним из любимых писателей в анкете назван Марсель Пруст, удивительный французский классик постмодернизма, авторским ноу-хау которого стала предельная концентрация на самом себе, своих мыслях и переживаниях. Но если у Пруста этот приём выработался в результате вынужденного затворничества, то у Романа – это достаточно открытая саморефлексия, которая питается как раз внешними социальными контактами и наблюдениями. Читать его тексты нельзя по диагонали, наскоком, необходимо желание и терпение, чтобы неторопливо погрузиться в движение мыслей и ассоциаций ЛГ (а это именно он, герой лирический, не отстранённо повествующий о ком-то, но прямо или опосредованно участник повествования).
Вот, например, в рассказе «Три дня» (ЧП 2021г.) герой…пишет рассказ на конкурс ЧП, мучается с темой – и при этом мы его глазами видим и маленький тихий городок детства, и старого друга, его сердцем переживаем и семейную драму, и домашние радости. И хотя стилистические качества этого текста нельзя назвать совершенными, ему никак не откажешь в хорошей речи, человеческом обаянии и светлой ауре добра. Автору удалось найти в читателе живой отклик даже в крохотном эпизоде, когда ЛГ с досады бьёт по мягкой спинке дивана («как будто человека ударил в лицо»). Или, например, в таком проявлении тёплой сыновней любви: «Мама, как обычно, оценила мой юмор притворно-брезгливым отфыркиванием. Я люблю эту её реакцию и поэтому часто шучу с ней в таком духе.»
Однако, думаю, в целом проза Романа тяготеет, скорее, к художественному эссе в традициях «Опавших листьев» Розанова или напоминает мне «Крохотки» Солженицына. Именно в таком духе написана миниатюра «В изгнании» – очаровательное наблюдение за котом Максом.
Если же коснуться поэзии Романа Иванова – тут хотелось бы сказать и побольше, и поярче, но боюсь, я и так слишком увлеклась. Постараюсь лишь обозначить основные особенности.
Во-первых, глубина. Солидный культурный бэкграунд и внимчивое чтение лучшего в мировой литетаруре не могут не дать своих результатов, но не у каждого автора получается облечь эту глубину в прозрачные и ясные образы. Роман и сам вполне осознаёт свою склонность к традициям акмеизма, несмотря на некоторые постмодернистские тенденции. Стоит сравнить тексты «Дама с сигаретой» (2014г.) http://litcult.ru/lyrics/24546 и «Последняя спичка» http://litcult.ru/lyrics/86413 с, казалось бы, простым силлабо-тоническими «Экранизация» и «Сад камней» http://litcult.ru/lyrics/87434 (2023г) – и мы непременно увидим и разделим с автором самоценное пытливое всматривание в себя, услышим отзвуки великого и вечного в живой страдающей душе.
Во-вторых, (что вытекает из первого) ясность и точность поэтического языка. Парадоксальные и порой афористичные сентенции не отпугивают заумью, лишены всякой вычурности, искусственности:
Пускай не наказывает, а ищет
во мне самого себя,
пока я не знаю, зачем постелен
над Смертью, зачем обладаю телом,
то гневаясь, то любя.
……….
А говорили, красота
спасает мир, но очевидно
остались только те места,
откуда этого не видно.
Это всегда искренняя, камерная исповедальность:
Начинаю писать -
почему-то всегда получается поезд,
словно страшно остаться с собой
или с кем-нибудь наедине.
Потому-то, как в жизни, я здесь
умножаю знакомства на скорость
и за чаем ловлю основания
тем для беседы в окне.
В-третьих, что мне особенно импонирует, это грамотная, кропотливая работа со словом, неустанная шлифовка (и как показатель – способность прислушаться к конструктивным советам). Только требовательный к себе и беззаветно преданный настоящей литературе автор может честно сказать: «…не всегда получается вызвать у читателя нужное МНЕ понимание текста, но я буду над этим работать)»
Это всегда чувствуется и обязательно проявляется в творческих удачах, когда сложное автор способен передать прекрасно и просто:
пока слова мои не вырастут большими
и верю - выразят однажды суть твоей
любви ко мне - не трогая камней,
бороздки гравия прочесывать меж ними.
Мне неизвестно, почему Роман выбрал для ЛК именно ник Холден – скорее всего, это какая-то более глубокая ассоциация, чем, например, простая аллюзия к одноимённому герою романа Сэлинджера… Но пусть это останется ещё одной нерешённой загадкой. Главное, что творчество этого автора раскрывается каждому внимательному читателю живым умом, светом и теплом, а истинная красота, как говорится, всегда в глазах смотрящего.
Сергей Киреев
Иногда бывает, что и одна фраза из уст умного человека может определить на долгие месяцы планку для дальнейших попыток прыгнуть в высоту.
Рома сказал (а я запомнил) – где, чтоб процитировать? – сейчас не смог найти, давно дело было, поэтому даже близко к тексту не выйдет, но общий смысл таков:
строки поэта как приговор самому себе.
Роман, как мудрый Хранитель любимых стихов, знает, что говорит. Ведь он добавил этих любимых стихов каждый, наверное, второй.
Являются ли все тексты Романа таким приговором – судить не берусь, но отмечу, чем мне запомнилась его лирика: тонкостью и точностью. Хотел добавить ещё эпитет "глубина", но не стану во всём уподобляться Кузе из сериала "Универ".
Его поэтика как скальпель, а замысел, то есть зона проникновения лезвия, строго дозируется автором, и не валит, подобно дубине, а действует адресно.
В память впечаталось стихотворение "Фотографии", по которому когда-то писал прозу – таковы были условия конкурса.
Роме и музыку соответствующую надо подобрать из особого, заоблачного списка Кирея. Вот:
«Рома хороший, трудолюбивый старатель. И на своей деляночке он прощупывает каждый камешек, в меру сил и возможностей, отпущенных свыше инструментов.»
Я работал на драге в поселке Кытлым, о чем позже скажу в изумительной прозе, — корешился с ушедшим в народ мафиози, любовался с буфетчицей небом ночным. Там тельняшку такую себе я купил, оборзел, прокурил самокрутками пальцы. А еще я ходил по субботам на танцы и со всеми на равных стройбатовцев бил. Боже мой, не бросай мою душу во зле, — я как Слуцкий на фронт, я как Штейнберг на нары, я обратно хочу — обгоняя отары, ехать в синее небо на черном «козле». Да, наверное, все это — дым без огня и актерство: слоняться, дышать перегаром. Но кого ты обманешь! А значит, недаром в приисковом поселке любили меня.(с) Спасибо за добрые слова, Валера) |
.за ним интересно наблюдать с почтительного расстояния.точно подмечено) Иногда Рома и правда бывает колюч (впрочем, как и все мы), но это только если задето чсд. А оно у него есть (лучше б не было иногда)) Стихи мне его, по большей части, нравятся. Некоторые даже в избранных есть. Рома хороший, трудолюбивый старатель. И на своей деляночке он прощупывает каждый камешек, в меру сил и возможностей, отпущенных свыше инструментов. Иногда случается и чудо с «самородками», которые тоже, разумеется, есть результат предварительной работы. Случайностей нет, мы это знаем. Самородок надо заработать честным трудом и самоотдачей. И Рома Иногда я закулисно смеюсь над самим собой, потому как вижу в некоторых отражениях себя родимого) Все мы, по идее, можем распознать только то, что есть в нас самих. Иначе мы просто не видим то, что очевидно для других. Иногда я клоунничаю дома и пою такую песню «никто меня не любит, так как я, ни лучшие подруги, ни друзья..» Распознавая это в других, всегда ловишь и себя на том же). Рома одно из лучших зеркал в этом смысле. Не в обиду будет сказано. Но вот, пожалуйста, цитата: . Бляха-муха) Я думал, меня всё ненавидят)Ромка, я тебя обожаю. Хоть и не всегда пишу отзывы, но читаю практически все. «На почтительном расстоянии», как сказала Ксения) |