61
385
Рубрика: литература

Мы запускаем новых цикл публикаций на ЛитКульте. В них будем говорить исключительно про авторов, точнее про их тексты.

Редакторы ЛитКульта и лучшие авторы портала будут говорить про своих коллег по перу. Какой портрет автора они видят? Про что тексты автора? 

Сегодня эти вопросы были посвящены творчеству редактора ЛитКульта Сергею Грищенко.

 

Клара Шох

Ага. Серёжа Грищенко. Попытаюсь подобрать метафору к Грише (песня что-то вспомнилась – «подберу музыку к тебе»). А, вот — это внеочередное явление Маркеса Ильфу и Петрову. 

Нет-нет, переформулирую. Это наследник чеховских традиций, которого волею судеб переселили в Латинскую Америку, где вечные шлюхи с глазами банановых лемуров и вечная сиеста провисшего гамака. 

Нет-нет, переформулирую. Это симбиоз чеховского абсурдизма с латиносами, существующего в панических провалах колумбийского кокаина, плюс немного Кафки в мутной воде. 

В общем, Сергей – это юмор, абсурд, сюрреализм и магия, закатывающая читателя в мерцающий кокон символов. А кто был абсурдистом первой волны? Разумеется, Чехов. Ну, а там и Кафка подтянулся. И латиносы тут как тут, но созрели позже, как раз, когда прочитали Чехова совместно с Воннегутом и Булгаковым. 

Перепутать стилистику Сергея Грищенко с другим автором может только слепой, хотя тут тоже сомнения, настолько самобытен Гриша.

Сергей — это, когда в юмор. Причём, при всём моём уважении к стендапу и лично к Ленни, но нет, не про такой юмор речь. Юмор, про который Серёжа будет повыше пояса – где-то в районе черепной коробки, даже глубже – в районе серого вещества. Очень понятный для меня и любимый:

«- Профсоюз нынче на высоте. Одна экскурсия на урановые рудники чего стоит, вернулись правда не все, но сколько эмоций! Взносы возросли опять же, значит страна нуждается в нашем…

- Вы товарищ молодец, но рано, все-таки очень рано стали хвалить профсоюз. Что вы скажете о хоккее на траве?

- Щекотно.»

Одним из первых я прочитала текст Сергея «Сон на сквозняке» http://litcult.ru/prose/22127 - проза в стихах. И так меня эта работа триггернула, так она меня не шутку завела, что я немедленно написала стишок по мотивам (не ради саморекламы, а фактов для: http://litcult.ru/lyrics/72330)

А вот рассказ Гриши - «Опять двойка (new version)» http://litcult.ru/prose/33680 на самом деле роман, не верите – читайте. 

Ну и конечно, конкурсная работа Сергея, которая произвела на меня эффект разорвавшегося в желудке наркотического мула, в момент, когда я находилась на непилотируемом борту, который летел над Тихим океаном: «Очередь за пони» http://litcult.ru/prose/35431 . Сначала чуть не умерла от смеха, а потом долго лежала в реанимации с завистью. Цвет зависти определить не удалось, так ведь от такого передоза она четыре раза меняла флаг.

Я бы весь рассказ сюда перенесла. Но да, не похвалят, наверно, а я привыкла.

Конечно же мне повезло, я читала всего Гришу на ЛК, что и другим советую. Поэтому, велико моё желание воспеть каждый его рассказ.

 Очень люблю Сергея, как автора и не менее, как человека. Что бы не происходило на ЛитКульте, Сергей всегда на высоте – спокоен, выдержан и надёжен, как очередь за пони. 

Нет-нет, переформулирую: надёжен, как образ Моники Белуччи в сексе.

 

Святослав Белковский

Вот Сергей Грищенко – это уже новый ЛитКульт. С блэкджеком, шлюхами и Карлосом Кастанедой (в литературных произведениях, само собой).

Хотя здесь есть парадокс.

Смотрим дату регистрации: 01.01.1970 03:00

То есть Гриша был всегда, но когда-то таился. Чтобы громогласно провозвестить пришествие нового времени. Кому-то нравится, кому-то нет, мне – очень даже да!

Давайте будем честны, от 90 до 95 % художественной литературы неизбежно проваливается и будет проваливаться по причине неспособности оказать какие бы то ни было эмоциональное воздействие на читателя. А на фига вы, дамы и господа, вообще пишете, если после ваших каракулей ни всплакнуть, ни расхохотаться, ни возбудиться, ни ужаснуться, ни повеситься, ни блевануть, ни ещё что-то? Применительно к Сергею Грищенко этот вопрос не стоит. Рассмешить читателя этому автору удаётся точно. Всегда. И тут, конечно, можно придраться: мол, Серёга-Гриха, а слабо ещё чёнить? Разжалобить там, напугать… Но это уже будет с нашей стороны свинство.

Очень хорошая черта для писателя – быть беспристрастным наблюдателем. Не вставать ни на чью сторону. Не тащить в текст политоту. И это очень сложно, на самом деле.

И в этом качестве наблюдателя Сергей тонко чувствует время и ловит тенденции. Свежайший его «Магазинчик Шехмана» (http://litcult.ru/prose/39769) – это ведь очень правдоподобная модель будущего, причём безо всяких космоблёсток.

И вот этот автор с крайне характерным фирменным стилем ещё и умеет удивить! Помню один упоротый конкурс, где в прозу прокралась изумительная и точнейшая силлабо-тоника (но с прозаическим нарративом и соответствующим образом оформленная). Был и остаюсь в диком восторге. И до сих пор даже для себя не могу решить, стихи это всё-таки или реально проза. Сломалась система. А, да, автор – Сергей Грищенко, конечно.

Впрочем, Кастанеда об этом ничего не писал)

 

Вадя Голимый

Основное в творчестве Гриши – это умелое сочетание простоты, экспериментализма и чего-то такого, о чем знает только он. Да, да, правильно приготовленное слово должно быть особенно съедобно. Возможно, много перца – но зачем нам пресная пища? Сергей ведь тоже умеет правильно накрывать уже готовые блюда. А мы пришли, взяли ложки, стучим ложками по столу и кричим:

- Гриша, неси нам литературный обед!

А что делать? Давайте же разбираться, что нам Сергей приготовил. Много ли в еде специй?

Мой фирменный знак — удушенье тоской, без следов вероломной пытки любовью и прочей лжи.

Да, возможно, фирменный знак – это яркий пролог, с ключевой фразой. Многие авторы не знают, а ведь это – практически декларация. Как лодку назови, так она и поплывет.

Рассказ «Город тряпичных кукол».

Таков удел безымянных дождей, стать временным зеркалом для неба. Наверное, карма такая.

Я бы сказал, что без построения элементов авторского суб-языка никуда не деться. В рассказе мы все больше окунаемся не в мир воображения, а в попытке собственного видения времени и пространства.

Месяц октябрь кажется мне очень притягательным, что-то есть в этой романтической хандре и истеричной погоде. В городе тряпичных кукол играет самый живой и прекрасный джаз, крошечные трубы музыкантов сверкают в свете софитов, кукла официант приносит мне виски с хрустальным льдом, и я тону, тону в невыносимой музыкальной импровизации этой кукольной осени.

Визуальность. Да, это характерная черта прозы Сергея Грищенко. Мы бы могли написать мини-сценарий. Или, быть может, использовать рассказ для составления сценарий покрупнее. Рассказ «Я не люблю целовать искусственные губы…» именно таков. Диалоги это рассказа – вполне форматные. В качестве режиссера можно предложить Д. Джурмуша.
- Жаннет, что тебе снится?

- Озеро, Генрих. Красивое озеро. Я лежу на водной глади и слушаю плёс.

- На что это похоже?

- На плёс.

- Хочешь кофе?

- Хочу.

Генрих остановил официантку:

- Будьте добры, через одиннадцать минут эта девушка проснется, приготовьте ей кофе.

- С молоком?

Жаннет сонным голосом:

- Нет.

***

- В искусственных губах есть что-то фальшивое, безжизненное.

- Почти все, даже вкус.

- Вкус в первую очередь.

- Да, наверное. А страсть? В губах она ведь тоже живет.

- Несомненно, безудержно летая по телу, страсть ищет выход. До тех пор, пока губы не коснутся других губ, она греется и только с поцелуем вырвется на свободу.

- Какая сладкая точность.

«Криминальное чтиво (children's version)». Хотите посмеяться? Тут можно ничего не комментировать. Я не зря говорил про большое количество приправы. Да-да, с перцем поаккуратнее.

Вот суки легавые, и куда определили?

- Средняя школа № 13.

- Лютая зона, там «кум» дикий и завуч зверь. Первые два-три года в непонятках будет, потом освоится. Надо бы «кабанчика» на кичу заслать, подогреть кореша. Обувь сменную, конфеты, мел, карабин и пару заточек. У нас там кто смотрящий?

- Толик Тушинский из девятого «Б». Маляву ему еще вчера отправили, обещал встретить как родственника.

- Славно. Ну а нам грешным, на воле бы надо темы разрулить. Кто еще есть из серьезных?

- Есть «стрёмный» Славик из пятого дома, боец проверенный, сиделый, с рекомендациями из яслей. Братва звенит, что работает надежно, без сбоев. На прошлой неделе самокат одного урода под несчастный случай оформил, без свидетелей. Сбитые коленки, локти и сотрясение. Работает один, без шума, берет не дорого.

Это, конечно, не кастомизация «Слова пацана», другой стороны, тренд – дело хорошее. Да и, потом, что нужно автору? Нет, надо спросить – что нужно читателю? Про автора надо вспоминать уже потом. От автора – именно требуется. Это его обязанность. Он на своем посту тянет лямку, а не занимается самонаслаждением.  Потому что это проза, и здесь, хочешь не хочешь, надо быть хорошим поваром. Ну, и все мы знаем – Гриша, Сергей Грищенко, читателя никогда не подводил.

Известный фасилитатор и педагог от бога Альберт Вакханальевич Порка, уже длительное время разрабатывал метод дрессировки тараканов.

Согласитесь, угарно уже с самого начала. А дальше – больше.

Вот тараканы строятся в ряд, через бинокли на звезды глядят, лапами вяжут ангоровый свитер, лайкают, фоткают, постят все в твитер.

 

Как вам такое? Конечно, современность литературная – штука сложная, предвзятая. Как быть? Я думаю, главное – делать интересные тексты. Именно поэтому мы сегодня и рассматриваем Сергея Грищенко a.k.a Grisha. Заходите, читайте. А давайте, скажу на голимом языке – Сергей голимо нормально сочиняет. Пополни закрома впечатлений. Освежи нейроны. Хорошая буква – это квант повседневности. Гоу.

 

Тамила Синеева

Если в двух словах охарактеризовать прозу Сергея, то можно сказать с уверенностью: не скучная.

Хорошо выстроенный сюжет, незаурядная выдумка, лёгкий слог - это есть у него всегда . Ещё нравится то, что герои Серёжиных рассказов обычные люди. Часто в них можно узнать и себя, и соседей, и друзей своих, или просто знакомых по жизни. 

Ещё мне импонирует его умение вплетать в сюжет элементы фантастики, и он это делает так органично, что поневоле хочешь верить, что так и было на самом деле. По-моему, это и есть мастерство, которым Сергей несомненно владеет. Достаточно заглянуть к нему на страничку, и хочется читать ещё и ещё. Из наиболее понравившегося в недавно опубликованном хочу отметить рассказ "Великокружение совы", в котором затронуты разные аспекты нашей жизни. Особенно хорошо с тонкой иронией прошёлся Сергей по  гендерной теме. Виртуозно, захватывающе. Приятно удивило знание молодёжного сленга. Ну, и конечно, с фантастикой всё на высоком уровне. Вообще, в идеале, хотелось бы иметь книгу этого замечательного автора, Сергея Грищенко. Надеюсь, что доживу до такого момента.

 

Ольга Ерофеева

Если вы прочли нечто уникальное, непредсказуемое и в то же время животрепещущее и чрезвычайно увлекательное в конкурсе прозы на ЛК, то это, скорее всего, текст одного из лучших мастеров слова на сайте, причём вполне вероятно, – именно Сергея Грищенко.

Этот автор уже более 10 лет неизменно удивляет, восхищает и радует читателей нашего портала, что само по себе и чудо, и закономерность. Чудесными можно смело назвать яркий дар рассказчика и неиссякаемость богатой и умной фантазии, которые ему даны свыше, а закономерными, конечно, многочисленные творческие успехи как результат постоянной и энергичной работы со словом.

Если заглянуть в архивы сайта 2014 года, мы увидим стихотворные тексты Сергея, в которых уже заметны элементы его будущей прозаической вселенной – читатель не просто видит чёткую картинку, он легко погружается в неё:

 И, прибавив громкость до судорог у соседей,

 лью коньяк в полупьяный хрусталь…

(«Одиночество ночи» http://litcult.ru/lyrics/25141)        

И в то же время за простыми, казалось бы, строками ощущается глубина культурных и философских обобщений:

Марк шагал по заснеженной жизни, 

Прямиком в мировой авангард. 

(«Марк Шагал», http://litcult.ru/lyrics/24081)

А уже в стихотворениях 2015 года просматривается некое стремление выйти за поэтические рамки и движение к нарративу. От текста «Мысли с пометкой «осень»: 

Я сегодня рассеян и как-то особенно стар. Месяц август с опаленных пляжей и крыш собирает свой смех и пожитки. Осень прячет в шкатулку мой отпуск, как принятый свадебный дар. (http://litcult.ru/lyrics/2715) – до почти прозаического («Шахматные королевы»). Это прощание с поэтической романтикой особенно заметно в стихотворении «Отрезок между…» http://litcult.ru/lyrics/34680):

Ходить по рельсам в порванной сутане, и проповедовать во что не верю сам, быть пойманным в чудовищном обмане…

Я не писал тогда стихов и жадных писем, все больше говорил о пустяках. Теперь молчу, пишу чуть-чуть, украдкой, и оставляю время в дураках. 

      И вот уже талант Сергея с блеском проявляется в жанре прозаической миниатюры, получив достойное признание – победу на ЧП 2016 г. текста «Шнур от кулера» (http://litcult.ru/prose/22944).

Хочется отметить общие черты творений этого автора в малой прозе – невероятное разнообразие формы при обязательном наличии интригующего, часто фантазийного сюжета и очень живых, реалистичных образов. Это и кажущаяся лёгкость бытовой байки («Моя дочь поступила на Пуффендуй», 2018г.), и технологическая фантастика, («Долгая адаптация», http://litcult.ru/prose/31963), и очаровательный кошачий сюр («Серьезный разговор», http://litcult.ru/prose/31936), и даже философская притча  («Старик у колодца» http://litcult.ru/prose/29543).

Тут Сергей поднимается до серьёзного писательского уровня, особенно в финалах:

«Иссальда, печально глядя на осиротевший платан, сказала:

- Такие люди рождаются только для того, чтобы кидать камни на дно пустых колодцев.»

А в сатирическом изображении лицемерия прослеживаются прямые чеховские традиции: http://litcult.ru/prose/32933 («Достойный кандидат», 2020г.).

Особо хочется сказать о детской теме в рассказах Сергея Грищенко. Здесь такое же поразительное разнообразие формы и содержания, но при этом тексты наполнены искренней авторской тревогой за судьбу молодого поколения, и этот месседж предупреждения о социальной катастрофе чутко улавливается читателями. Здесь тоже можно говорить как об остроте незаурядного мастерского пера, так и о преемственности в литературных традициях. Выделю несколько характерных рассказов:

1) «Третий полюс», http://litcult.ru/prose/34070 (жесткая социальная фантастика почти в духе  В.Сорокина), как  и «Треугольное солнце» – мистическая драма, 2020г.

2) «Космос как возвращение…» - легкая ироничная новелла 2020г

3) «Не слишком веселая антиутопия», http://litcult.ru/prose/36330,2022г. – картина возможного недалёкого будущего (по Фаренгейту, да ещё с министром Даней Милохиным).

Неслучайно один из героев этих недетских «детских» миниатюр задаёт главный вопрос, который, как мы понимаем, мучает и самого автора:

«Это именно нам держать ответ перед теми, кто в полной мере ощущает жестокий звон гонга сопротивления фатальности! В чьи руки мы с вами передадим Державу? Кому? Мальчишкам в подстреленных коротких штанишках? Поколению ледяных щиколоток?» (http://litcult.ru/prose/37982 , «Великокружение совы», 3 место в топ-40 лучших рассказов 2023 года).

Многие вещи, сотворённые Сергеем, можно назвать маленькими шедеврами, хотя написаны они часто для обычных конкурсов как изящно, мастерски выполненное задание (причём на совершенно неудобные, как жалуются многие участники, темы).Это, например, весьма нестандартное по форме «Протокол №8» (http://litcult.ru/prose/34601), великолепное и вечно актуальное «Граф О’Ман» (http://litcult.ru/prose/34806),  миниатюра в технике абсурда «Автобус без номера», живая и драматичная «Притча о сойке и трубаче», миниатюра/анекдот  «Дедушка»  или биографическая зарисовка «Девочка с аккордеоном» (http://litcult.ru/prose/37161)   – о человечном в бесчеловечные времена

В последние годы нашего очень напряжённого, трагически противоречивого времени творчество любого настоящего писателя не может не отражать так или иначе абсурд этой неумолимой действительности…быть может, поэтому тексты Сергея становятся всё сложнее по языку, в них много и социального, и сентиментального сюрреализма, сквозят даже черты постмодерна и выбора альтернативных реальностей («И деревья становились тюльпанами», «Одинаковые пассажиры», «Божий одуванчик», «Магазинчик Шехмана»).

Но в любом случае, произведения этого блестящего и серьёзного мастера малой прозы, скрывающегося под озорной аватаркой пацана с рогаткой, всегда неизменно попадают в цель, они заслуженно ожидаемы и любимы читателями ЛК. Думаю, что уже давно настало время больших публикаций и сборников, чего и хочется Сергею от души пожелать – вместе с бодростью духа и творческой удачей!

 

Дата публикации: 24 мая 2024 в 17:52