|
Блоги - раздел на сайте, в котором редакторы и пользователи портала могут публиковать свои критические статьи, эссе, литературоведческие материалы и всяческую публицистику на около литературную тематику. Также приветствуются интересные копипасты, статические статьи и аналитика!
329 |
Москвичка Татьяна Риздвенко.
Русский поэт, прозаик, эссеист. Окончила художественно-графический факультет Московского государственного педагогического университета. Преподавала живопись и композицию в театральной гимназии Галины Вишневской. Работала художником по росписи фарфора, преподавателем живописи, журналистом, копирайтером, в настоящее время – в сфере арт-коммуникаций и руководит литературной студией для подростков в Доме Щепкина. Стихи, рассказы, эссе и рецензии печатались в журналах «Знамя», «Октябрь». «Дружба народов», «Арион», в вестнике современного искусства «Цирк «Олимп»»
В стихах Татьяны Риздвенко никогда нет темы-доминанты, как, например, в самом знаменитом стихотворении Леонида Аронзона «Утро» http://litcult.ru/lyrics.ljubimie-stihi/8251.
Вот что пишет критик Анастасия Ермакова про тексты Татьяны: «Это всегда тематическое многоголосье, где все темы важны, и связаны между собой они могут быть только на ассоциативном уровне, впрочем, почти всегда доступном пониманию. Такая свобода внутри стиха создает напряженное и динамичное смысловое пространство, постоянно готовое к расширению. Картинка, схваченная глазом, не заключается в один образный ряд, а интерпретируется по-разному, сущность увиденного раскрывается только путем сопоставления нескольких образных рядов. Иногда они могут тянуться из стихотворения в стихотворение, видоизменяясь в зависимости от заданного автором настроения.
Зрение как наказание. Зрение как поручение. Острое, ироничное, болезненное, порой циничное. Но всегда — вглубь, всегда с двойным эффектом: внешней пассивности и внутренней активности, мукой сопереживания. Такое зрение приобретает уже метафизический характер, превращается в прозрение.
В образе лирической героини происходит сложное сращение жесткости и женственности, ей постоянно приходится приноравливать свою душевную избыточность к той «жиденькой нежности», больше которой не способны дать обычные люди».
* * *
Как смертен человек и хрупок,
как много в нем прозрачных трубок,
в которых жидкости кипят
и жизни вишенку кропят.
Густые сыворотки детства
и поздней зрелости вода.
И правит вечное соседство
окоченевших глаз слюда.
А вот сугроб по Ярославке,
замерзший мальчик в нем лежит.
Милицанера областного
рука — глаза ему смежит.
Высокий мальчик и кудрявый
лежит избитый под кустом.
Его два друга опознают
в морозном морге областном.
С последней выпасть электрички,
и в дачи жаркие скрестись,
пока стрекочет по привычке
подостывающая жизнь.
И удовольствоваться синим
сугробом, странным в ноябре.
А дальше ничего не видно
ни нам, ни птицам на заре.
1996
* * *
Варить глинтвейн — забава суток — из кислого вина.
Подманивая, словно уток, выуживать со дна
полгруши, пряные коренья, размякший мармелад,
поправ тверезое терпенье, ворваться в сад.
Лицо в вакхических румянцах горит в саду,
как шаль в классических романсах, как лист в пруду.
Вокруг такое море снега, что стройный твой каблук
последний писк издаст прощальный, последний стук.
Давай, дружок, нам скоро ехать, уже темно
и звезд неразличима перхоть, что все равно.
Последний раз пройдем по саду, свернем к шоссе,
сглотнем тяжелую досаду, что мы как все.
1997
* * *
Раздавленных кротов, лягушек,
застывших бабочек сухих —
вот понаделано игрушек
для слабоумных и слепых.
По большаку летит машина,
кругом поляны и леса,
дурная сельская собака,
крича, взлетает в небеса.
Вот трясогузка трясогузку
целует в приоткрытый рот,
и их в объятиях друг друга
на небо Боженька берет.
В слезах оленьих и собачьих,
в холодной влаге лягушат,
в пыльце оранжевой и белой
машины гладкие спешат.
Гляди на трупики и тушки,
на жуткое богатство поз,
идиотической печали
предайся посреди берез.
Скомандуй вслух: «Задраить люки!
Ладони мокрые воздеть!
Для небольшой, ничтожной муки
сердца тугие отпереть!»
1998
* * *
Дитя к зиме не припасло
грибов, орехов, сухофруктов.
Оно в смятении и страхе:
оно заметило снега.
Все деревянные лошадки,
пластмассовые самосвалы,
пружинки, крышки и колеса
не стоят этой красоты.
На кристаллической решетке
листочки, палочки, орешки –
подарки щедрыя природы –
позорным мусором лежат.
Все обесценилось и сникло,
все потеряло честь и совесть
на фоне неостановимой
и беспощадной белизны.
Дитя, дрожа, нейдет с коляски
в пуховую пучину эту,
ведь абсолютно неизвестно,
как поведут себя снега.
Не дрейфь, дитя: придет привычка
в усердье будничном и трезвом
зимы божественную манку
переводить на куличи.
* * *
Скудеет день. Бледнеет млеко жизни.
Нам недолили воли и вина.
Куда деваться и моя ль вина,
что так фигово сделалось в Отчизне?..
Откуда скорбь в осеннем кислороде —
ужели это преющей листвы
последний выдох? — оторопь травы,
наказанной за преданность природе?
Бездонна лужа. К плоским небесам
прибиты бесконечные вороны.
Мир в состояньи вечной обороны
становится себе противен сам.
Последнее румяное дитя,
его мамаша умыкает в Прагу,
являя безрассудство и отвагу,
по воздуху стремительно летя.
Так ветер гонит листья и бумагу
и воет, вихри снежные крутя.
1998
* * *
О, позвоночник! Жемчуга ли нитка
рассыпаться готова от избытка
нарядной тяжести, дороговизны, шика –
и заскакать по полу белым градом.
Так ты, разбит своим карманным адом,
лежишь ничком на самой кромке крика.
А был такой мужчина, Пал Иваныч.
Он распинал больных, как на кресте,
на теле собственном, и щелкало везде
под пальцами, и проходило за ночь.
К нему стояли согнутые люди
с рентгеновскими снимками в перстах,
и щелкало у них во всех местах,
и расправлялись вогнутые груди.
Короче, сотвори себе кумира,
чтоб тупо не простаивала лира,
чтоб злой жучок ее не обглодал.
Чтоб внутренний костер не голодал.
О, Пал Иваныч, вынь мою болячку
и сердце суетливое впридачку,
на полотне рентгеновского снимка
чтоб от меня остались сон и дымка,
невнятная оскомина долгов
и бледная мозоль от жемчугов.
1999
* * *
Лена. Мы все тогда были Ленами.
Сверкали безудержными коленами.
Однако выжила ты одна.
Лена, как ты избежала тлена?
Запиши мне рецепт своего бальзама,
пароль сезама.
...Что-то пухнет и ширится и, вероятно, лопнет.
Сливочным маслом в печенках тает,
плавится, нарастает.
Короче, слишком много тепла,
избыточной нежности.
Поразившей внутренности,
поразившей внешности.
Давай что ли, Лена, дружить домами,
миловидными ежиками в тумане.
Пить, что ли, кофе, бродить бульварами,
как в детстве, проверенными парами.
Лена, как бы все это облечь?
Было бы здорово: вместе лечь,
или просто оформить все это в речь.
В теплую словесность, где так хорошо.
Развесить по веткам свои манатки.
Рассказать тебе, Лена, простую жизнь
в обратном порядке.
2000
Сегодня у Татьяны день рождение, так вот:
* * * Заноза зависти, восторг и укоризна. Я по-чужому думаю, дышу, завишу и пишу. И каждой подлой порою внимаю. И посторонний облик принимаю… Мне мука постороннего письма больна и разрушительна весьма. Полёт чужой органики и клеток зачем так обольстителен и меток! …Мне бы остаться, чем я есть, и несть себя как вашу честь! Чувствительность, действительность нагая, меня смущая и чужих пугая, зачем мне папой-мамою дана… Я молнию разверзну на боку и горделиво выгоню наружу всё, что в себе чужого обнаружу, и затопчу, и в лужу уроню. С меня достаточно! — с достоинством воскликну. А может быть, я так не поступлю. Освоюсь, успокоюсь, попривыкну. |
Достойное внимчивого чтения, однозначно.
И каков беспощадный взгляд художника: Бездонна лужа. К плоским небесам— так точно и современно… |
Какое крутое возвращение рубрики!
Лена пытается избежать плена, а мамаша уже в Праге, аки Жека в Гамбурге. И критическое замечание про «жиденькую нежность»! Спасибо, Клара! |