Также как театр начинается с вешалки, текст начинается с вычитки.
Ещё говорят “по одежке встречают, по уму провожают”.
Текст с опечатками, ошибками, неопрятно свёрстанный читать не хочется. Тексту нужно быть трижды гениальным, чтобы читатель простил все неопрятности. Впрочем, комси-комса. Читатель должен иметь достаточно образования и вкуса. Но это другая тема.
Итак. Прежде чем насладиться прекрасным литературным, как и великолепным техническим текстом, читатель проходит через мытарства в лице
- Опечаток,
- Грамматических ошибок,
- Ошибок вёрстки.
Классическая/бумажная полиграфия придавала внешнему виду текста огромное значение. Десятки специалистов участвовали в подготовке любого печатного текста.
Сейчас, когда всё, извините, лабается на коленке, в гараже или вагоне метро, о тонкостях полиграфической эстетики дело на доходит. Впрочем опять же, господа авторы должны бы знать, что такая эстетика существует. Увы, часто господа авторы не знают, что просто эстетика существует…
Итак. Где-то в середине 80-х была у меня подруга, филолог, работавшая в “Вечёрке” - это была газета “Вечерняя Москва”. («Вечерняя Москва» была одной из трёх газет, опубликовавших сообщения о смерти Бориса Пастернака и также одной из двух газет, опубликовавших 25 июля 1980 года некрологи на смерть Владимира Высоцкого.) Понятно, выпускалась вечером. Я помню лет за 10 до того, я пацаном ездил за ней (за газетой) на лифте с восьмого на первый этаж сталинки, где жили мои тетя Зоя и дядя Саша, ну и мы с мамой, когда приезжали в отпуск.
Так вот. Подруга пригласила меня в их редакцию, там, конечно, допуск был по пропуску или приглашению. Я показал паспорт - выписали пропуск. Нахожу, она сидит, чай пьёт с печеньками.
- А ты чего не работаешь? - спрашиваю.
- Работаю, - говорит, - Свежими Глазами.
После того как 33 редактора вычитают, вымарают, выправят четыре страницы “Вечёрки”, свёрстанный тисок приносят Свежим Глазам, тому кто ещё, последний раз прочитывает все статьи. Не дай бог. Ну, не дай бог, чтобы опечаточка, хоть ошипочка (таки да - ошиБочка) осталась. Было это всегда. При Царе, при Керенском, при гетмане, при французской оккупации, при НЭПе, и далее всегда, без остановок, слава богу.
Советские газеты в плане полиграфии - несомненная наша с вами ЦЕЛЬ (чуть не сказал, прости господи, “таргет”), господа авторы.
Если у нас есть уважение к тексту, к себе и к читателю - вычитываем.
Рекомендую - не менее десяти раз вычитываем, на протяжении не менее трёх суток. А лучше больше.
PS. Ещё в плане есть две части блога о советской полиграфии, если эту оцените.