69
784
Рубрика: литература

Мы запускаем новых цикл публикаций на ЛитКульте. В них будем говорить исключить про авторов, точнее про их тексты.

Редакторы ЛитКульта и лучшие авторы портала будут говорить про своих коллег по перу. Какой портрет автора они видят? Про что тексты автора? 

Сегодня эти вопросы были посвящены творчеству автора ЛитКульта Елены Шумары.

 

Клара Шох

Елена Шумара – это золотой фонд ЛитКульта. Это тот автор, чьё имя должно быть выбито на гербе ЛК. Прям крупно. 

Елена невероятно пластичный автор, недаром она к тому же мим-актриса в Театр Летающих Вещей (Санкт-Петербург). Без резких движений, без криков, без претензионных надрывов и затянутых фрустраций. А иначе не вызреет тесто для Лениного пирога - всегда свежего и тёплого. Всегда. Даже если он из поребрика. Любой её текст ждёт тебя, как свежевыпеченный. Только приходи. Распахивает двери и окна настежь так широко, что из них выпадают старушки (http://litcult.ru/lyrics/84511), минуту назад сидевшие за чаем. Но вы не бойтесь. Это не страшно. Ленины старушки умеют летать. Конечно. Она их научила. И Анна не убьёт Альфреда (http://litcult.ru/lyrics/69897), не разменяет свой старенький, хотя и колючий свитер на жалкую ничью. 

А вот человек, отправивший вместо себя к памятнику Ленина Семионова (http://litcult.ru/prose/34178) на свидание с девушкой, будет оставлен Леной между тучей и Петропавловским ангелом. Пусть повисит изысканным жирафом (http://litcult.ru/lyrics/74266) в междумирье, подумает над своим поведение. И, может, даже сам грохнется в остывшую кружку чая, заваренную обманутой барышней, расплескает крепкую, как коньяк, заварку. Нет, как карие глаза. Потому что, для того чтобы тебе верили глаза должны быть красивыми и расплёсканными, а волосы длинными и мягкими. Но это не всё, автор должен в это верить, что глаза и волосы именно такие. Красивые. А Лена верит. Я прислушиваюсь. Даже бывает, что ложусь на край люка (http://litcult.ru/lyrics/81053), чтобы услышать – плюх. Это знак. Вот слышите?  Да! Верит. 

И Гоша (http://litcult.ru/prose/34019) услышит, когда немного подрастёт. А я буду сходиться и расходиться в растерянности на Лениных буквах, как пневматические двери в метро, которым не хватает воздуха, и оттого дышать неровно: «Остр...жно, я …юблю Р…мус».

 

Тамила Синеева

Ну что сказать о Елене Шумаре? Первое, что приходит в голову, это - мастер. Мастер слова. В её произведениях образность, казалось бы, зашкаливает. Но это, ни в коем случае, не раздражает, а наоборот, хочется её, этой образности,  ещё и ещё. И Елена щедро даёт её читателю. Потому что ненавязчиво, органично и красиво. На чемпионатах тексты Елены всегда выделяются неординарным решением раскрытия темы, интересным сюжетом, опять же, образным языком. 

В поэзии - то же самое. А стихотворение "Старушки", Я считаю, вообще должно стать классикой. Шедевр, он и в Африке шедевр, как говорится. Вообще, Елена одна из немногих авторов, кого всегда читаешь на одном дыхании. Потому что интересно, не скучно. Просто очень хорошо.

 

Вадя Голимый

Сила – в деталях. Но нужно еще знать, как их правильно применить к рецептуре словесного концепта. В этом умении Елену не переплюнет никто. Возможно, здесь работает специальный уровень алгоритмики, особенная авторская точность, с художественным сдвигом в область трансцендентного.

Листья дымят, окученны, свернуты по краям.
Птицам они наскучили. Птицы летят.
А я?
Я на скамье, подсудная, с перьями, но без крыл.
Стирная и посудная. Голос мой блёкл
и стыл. 

Образ в современной поэзии, конечно, вещь, очень сильно разбросанная по полюсам. Наверное, очень важно читателя поймать – но как? Елена предоставляет нам особую форму женского магнитизма.

Поппинс, меняется ветер,
новые дети
где-то под розовой вишней
кошке стригут усы. 

Зонтик – раздутым скелетом.
Будущим летом
в доме ты станешь лишней:
мальчик подрос, merci. 

А вот и летняя тема. До июля мы еще не добрались, но это ничего, переместимся туда вместе с Еленой.

Смотришь на мир сквозь стеклышко – вот те на,
мир зеленеет, весь травяной. Жара.
Облако спит, похожее на слона.
Слон уплывает к морю – позагорать. 

Детализация сущего в прозе Елены даже более отчетлива.

Новый день влился в окно теплым лимонным соком.

Экспрессия места и времени в рассказе «Красные ветки» позволяют читателю стать посетителем персональной галереи слова. Хотя все это – быт, но и в быте – много того, что ускользает от глаза. Надо уметь работать с секундами, или, может быть, с какими-то еще единицами бытия.

Стол зашершавился, посерел. Одеяло остыло и стало похожим на старый омлет. За стенкой заныл истомившийся чайник. Мама сняла его, тихо набулькала в чашку воды.

Не всякий человек, работающий со словом, в слове этом – художник. Нужно выработать специальную эссенцию. А читатель – он как насекомое. Горит свеча – летит мошкара. Сгорит или нет – это как получится.

Ватрушкин в космосе

Мне показалось, что надо торжественно представиться, я и говорю:
– Ватрушкин.
Голос откашлялся и так же торжественно сообщил:
– Ученые планеты Марс, Ватрушкин, выбрали тебя для опытов. 

Стилистические фигуры – это когда как. Быть может рассказ – это утренний кофе. А скажу голимо: этот рассказ – бублик. Потому что бублик – это колесо. А Марс – это тоже колесо, бублик.

Я вот теперь думаю, НинВанна, вернут марсиане Мявкина или нет. А ну как не найдут у него мозгов – и все. Будет гербарий... Вообще-то и не жалко. Но бабушка мявкинская, небось, переживать будет. А ведь она мне один раз пирожное корзиночка отдала, когда оно на асфальт упало.

А бублик в творчестве Елены Шумары присутствует везде. Это айс. Помните, люди, о бублике.

Гоша меня не слышит

Эскалатор короткий – пожалуй, самый короткий в городе. Ехать нам остается совсем немного. Мимо пробегает парень в раздутой куртке. Он пахнет мятной жвачкой и дешевым одеколоном.

Детали. Графика. Да, ее надо инсталлировать в сознании. Рисовать может и курсор текущего Эго, главное – область подпитки. Канал. Упорядоченные в перманентном наборе флюиды.

Под потолком громко всхрапывает, и неуверенный голос бормочет:

– Остр...жно, ...вери зак...ываю...ся.
– Я люблю вас, – улыбается Гоша.
«...вери» хлопают ртом, и поезд, дернувшись, отъезжает.

 

Марина Задорожная

Елена rimus Шумара - несомненно, жемчужина сайта. Если говорить о стихах, то когда автор имеет обыкновение оставлять в своём профиле только лучшее, на его взгляд, а у Елены там только 9 стихотворных текстов, значит, он хочет, чтобы читатель обратил своё внимание именно на что-то важное и ценное для самого автора. Такая избирательность не даёт большого разнообразия, но зато в такой шкатулке можно лучше разглядеть и оценить то, что там лежит. 

Одно из понравившихся у Елены -
"Ранний июль". 
http://litcult.ru/lyrics/81053

"Смотришь на мир сквозь стеклышко – вот те на,
мир зеленеет, весь травяной. Жара.
Облако спит, похожее на слона.
Слон уплывает к морю – позагорать." 

Эта кажущаяся наивность, простота и детскость - авторская (и душевная, как я считаю) чистота, за которую я уважаю Римус и которую ни с кем не перепутаешь. И вместе с тем острота поэтического скальпеля. 

http://litcult.ru/lyrics/69897

"Анна стоит на твердой, солнцем нагретой плитке.
Анна стоит босая, в маечке и трусах.
В сестринской пахнет спиртом, тихо играет Шнитке,
нервный Альфред. У Анны – чёрная полоса." 

Хочется воскликнуть — Лена, как же ты с этим живёшь, ведь мир такой страшный  прекрасный! 

Да брось. Мир такой разный — говорит Елена и загадочно улыбается.

 

Святослав Белковский

Заметил, что в рубрике «АвторПортрет» люди часто не стесняются говорить от первого лица и делают ставку на личные воспоминания и сугубо субъективные впечатления.

Я же как-то старался держать холодный нейтральный стиль, ну и типа отстранённо так пытаться исследовать творчество авторов.

Но что я скажу о Rimus? Только то, что все и так знают. Остаётся констатировать бессилие и менять-таки на ходу правила этой своей игры.

Я приходил на тот ЛитКульт, в котором Елена уже была одним из корифеев, но, будучи не прирученным ещё мизантропом и нигилистом, этих корифеев не любил и не понимал. Разве что сразу понравилось читать Андрея Бударина, помню.

А весело вспомнить: вот же придурком-то был. То есть и сейчас не факт что вау, но тогда-то вообще!

В общем, топ3 моего раннего недоумения и негодования: Инна Квасивка, Илья Курин, Елена Шумара. Вся эта тройка сейчас столь же любима, как тогда была ненавистна)

При этом с Еленой не пересекался, конфликтов не было, она и не знала, наверное, о существовании такого хейтера. Но вот, позорюсь, вываливаю тёмное прошлое.

И уже даже не вспомню, что именно мне не нравилось.

Постепенно стало нравиться некоторое.

Ну и вот уже нравится всё.

Не потому что авторитет, не потому что хочется заценить мейнстрим, а потому что действительно открылось, понялось, внутренне прожилось.

От старушек до Гоши, который её не слышит.

Что говорить о том, какое значимое место Елена занимает в современной поэзии Петербурга…

Какая добрая аура исходит от её живого чтения…

Да и вообще от личности.

А театральное…

По-моему, если я буду дальше пытаться елозить и что-то писать – только испорчу.

Затыкаюсь.

Спасибо, Елена!

 

Сергей Грищенко

Ой, Лена замечательный автор. Мне довелось дуэлиться с Rimus в финале чемпионата прозы, где мы оба написали не самые лучшие тексты, но в финале так обычно и бывает. Зато в том чемпионате я познакомился с необыкновенно трогательной и чувственной миниатюрой Лены «Гоша меня не слышит»
litcult.ru/prose/34019
Признаться я был в полном восторге, когда прочитал. Миниатюра всего на 1779 знаков, буквально 300 слов. Но каких слов. Как эти слова работают… Вот где настоящая магия.

– Красивые варежки, – тонким пальцем Гоша касается вязаных ромбов, – раз, два, три…

Кажется, что руку мою осторожно клюет птенец.

или

– Вы мне сегодня четверку поставили. Почему? – он не сердится, просто спрашивает.

Я объясняю и по глазам вижу – понял. Понял, но хочет пятерку, именно от меня. Значит, завтра снова вызовется к доске. И будет говорить, захлебываясь, и крошить в перемазанных пальцах мел.

Разве не замечательные и образные детали? Можно цитировать еще и еще, но проще прочитать всю миниатюру, она того действительно стоит.

Я думаю, что многие напишут про «Старушек».
litcult.ru/lyrics/84511

Наизусть его знаю (хвастун). Зачастую я не могу удержаться и привязываю себя к понравившемуся стихотворению текстом. Использую стих в прозе. Так вышло и со «Старушками», причём Лена мне разрешила, за что ей огромное спасибо!
И тоже можно цитировать практически все:
Лежали, словно бокалы в вате,
старушки в тёплых своих кроватях.

С таблеткой, чаем и карамелью,
в тряпичных тапках, побитых молью,
кто полусидя, кто полулёжа,
они глазели на жизнь прохожих.

Но, не достигнув твердот асфальта,
старушки сделали пару сальто
и, будто шарики с лёгким газом,
в седые тучи взметнулись разом.

Это просто чудо.

А «Красные ветки»?
litcult.ru/prose/34106

Полина, подплавленная, как сыр, стояла в солнечной луже. Легкой кистью свет рисовал ей скулы, тонкие крылья носа и лягушачий рот. Свет гладил и пел, и сонной Полине казалось: она качается на волнах в белой безвесельной лодке.

После этого уже невозможно остановиться, потому что дальше:

Цок! В кухне мама разбила и вылила в сковородку яйцо. Оно зашкворчало, разлезлось по жаркому кругу и замерло – яркий циклопий глаз. Мама охнула и тут же включила воду, видно, горячими брызгами ей покусало руки.

И снова ловлю себя на мысли, что цитировать дальше бесполезно. Нужно читать, читать и читать.

Очень рад творческим успехам Лены и от всей души желаю не останавливаться ни на минуту! Ты очень светлый и талантливый автор!
Удачи, тепла и вдохновения!

 

Сергей Киреев

Стихо Елены "Старушки" я читал везде, куда звали.

При его прочтении и некоторое время после этого борода у меня начинала расти так сильно, а волосы седели так стремительно, что импозантные московские старушки в метро, особенно на станции Бабушкинская, кидались до драки уступать мне место.

А после драки мы с победившей старушкой, которую я сажал к себе на колени, ехали на Домодедовскую, где обычно и взлетали.

При этом в победительнице ни подагры, ни тика, ни холестерина не угадывалось, а лишь поджарость, исключительная опытность в интимных вопросах и впечатляющая манёвренность на сверхзвуке.

Однажды некие люди сняли на камеру, как я читаю "Старушек", и выложили на YouTube.

Помню, что тем вечером позвонил Роберт. Де Ниро.

Типа, старик, у нас как раз для тебя есть роль, правда второго плана, но гонорар достойный, на плошадке все свои, съемки в Сен-Тропе, и мы на тебя надеемся.

Но в тот день я вылетел с Литкульта, естественно, расстроился, и пришлось отказать Бобби.

А ещё я цепенею от этого текста Лены, я просто леденею от него:

http://litcult.ru/konkursy.kontest-pose/37323

– незабываемый апофигей того упоротого чемпа.

И в связи с... фанатский вопрос к Елене: почему многие полулегендарные уже тексты не в ленте?

Фанаты конечно знают, где искать.

А как быть остальным?))

Всё, простите пожалуйста, в дверь стучат неугомонные старушки, больше писать не могу...

Елена, для вас от Кирея Синди Лопер, с любовью:

Дата публикации: 11 июня 2024 в 14:57