Мы запускаем новых цикл публикаций на ЛитКульте. В них будем говорить исключить про авторов, точнее про их тексты.
Редакторы ЛитКульта и лучшие авторы портала будут говорить про своих коллег по перу. Какой портрет автора они видят? Про что тексты автора?
Сегодня эти вопросы были посвящены творчеству автора, кинокритика и редактора ЛитКульта Ксении Комаровой.
Марина Задорожная
Ксения Комарова мне близка тем, что умеет найти отличные решения простыми средствами, без шелухи красивостей, где каждое слово работает на смысл, приводя читателя к самому себе - голому, настоящему, бесстрашному или испуганному, влюбленному или разочарованному, умиротворённому или взъерошенному. Автор никогда не врёт, даже если эта самая правда негламурна и внешне неприглядна. Ксения далека от ярко выраженной гендерности в стихах и прозе, что я считаю неоспоримым достоинством в творчестве. Автор трансформирует и синтезирует и свой, и чужой жизненный опыт в художественный вымысел. Часто не отличишь какой и где, на что Станиславский, несомненно, воскликнул бы "Верю!". Комарова пропитывается своим персонажем, проникает в душу лирического героя, кем бы он ни был.
И такая честность и человечность в творчестве подкупает.
В избранном из стихов Ксении Комаровой у меня не так много, но иногда что-то очень сильно выстреливает, видимо потому, что у неё к каждому читателю свой ключик. И хорошо, что этих ключей много
http://litcult.ru/lyrics/85839
Это хочется смаковать:
"Так чего же хочу я – спросит, веки сомкнув.
Дым по парку кочует, тянет воду ко сну.
Сонно крутится обод, а внутри – никого.
Мы уставшие оба. Мы почти волшебство."
Вадя Голимый
Мое голимое видение творчества Ксении Комаровой начну я со стихов. Но ведь стих – это все равно, половинка от бублика. А целый бублик – это композишен. А речь всего лишь о том, в какую группу (наверное хэви-метал) мы отправим Ксению на весь недолгий период моего обзора. Ну, Brat уже был. Просто девушка там классно поднимала ножку (кто еще так может)? Может, ARCH ENEMY?
«Послание в бутылке»
Слушай меня, веселый! Через пятнадцать лет
Только один посёлок будет на всей Земле,
В прах превратятся чащи, реки вскипят до дна,
Тема разрушения. Тема непознанного ЭТО. Рандомное умножение личностной единицы на возможный исход матча между ожидаемым и реальностью.
Нет-нет, это я пока еще определяюсь с группой. Или немного романтизма. И тогда будет Xandria. Ага, а мы сделаем сплав. Из полученного раствора (на основе солей) и получим обзор. А как иначе?
Особенности медитации выхухолей во внебрачный период
Впрочем, лучше бедняге выхухолю бросить такие игры,
Половой вопрос завязать веревочкой, перетянуть узлом.
Это, конечно, не эскапизм, но и не уходящее за границы времени КК. Но самое главное – это мощность подачи. Почти как в теннисе. Удар, и 30:0. Эйс. Сюда же, к краткому обзору стихов, можно добавить следующее: Ксении удается совместить все выше перечисленное с округлостью форм.
Жужжание в крови осенних пчел –
Как будто бог наоборот прочел
Густое время медленного слова.
Идет в заливе ловля на червя,
Удача ждет седого рыболова:
Крючки речные губы окровят,
И вздернут, и на небо, как созвездье –
Рассыплется на нити чешуя.
Слова образованы, рука крепка, а мы идем в прозу. По-прежнему, у нас – смесь Xandria and Arch Enemy, совокупный вокал. А вообще, конечно, Ксения – один из главных авторов Литкульта, автор знаковый, со своими конвенциональными идеями, с большим содержанием специй во всех жанрах.
Рыбий бог
Ко мне подплыл сом.
– Послушай, девочка! – сказал он. – Не желаешь ли ты поговорить…
– Не желаю. Я не разговариваю с незнакомыми рыбами.
– А зря. Ты нахалка и дура.
Сом изобразил смертельную обиду и скорбно поджал губы. В профиль он слегка напоминал Игоря Николаева и вполне мог разразиться песней.
Проза переключает нас к созерцанию и даже к статике. А, что, конечно, главное, но это голимо личное – все же текст воспитан (как и другие). Я вообще обычно отмечаю у типового сетератора такую непременную фичу, как повизгивание в словах.
А Юрик влип по полной. Ракета была рассчитана на определенный космический вес – тридцать костлявых килограммов среднего мальчишки. В Юрике было больше. Он был хорошо упитан и хорошо воспитан бабушкой. Она готовила его к великому будущему, а пока оно было за горизонтом, на всякий случай откармливала. Гулял Юрик в трех шарфах. Умело носил панталоны с начесом и пояс из собачьей шерсти
«Натуральный космонавт»
В прозаических темах у Ксении – смесь быта, персоналий и, конечно, необходимое вкрапление фантастики.
Катер школы будет ждать вас в Пятом космопорту. Старт завтра, в шесть. Полетим вместе. Учебный план вам перешлют по почте, извольте ознакомиться.
Случай в космической школе языков
Взялись за дело вдвоем. Мохряков валил борщевики топором, Сашка вяло сражался со всем остальным в арьергарде. К вечеру поле почти очистилось: не мини-бикини, конечно, но хорошо стрижено, можно играть, а отдельные участки, где не удалось добиться гладкости, игроки оббегут или перепрыгнут. Хмель на воротах сначала хотели оставить для красоты, но Сашка сказал, что мяч застрянет – пришлось счистить.
Мы — футбольная команда, а вы — говно, сиськи, жопа, Новый год!
Чем же завершить свой голимый обзор? Пожелаю Ксении продолжать в том же духе, быть такой же драйвовой, такой же мульти-созерцательной и даже где-то перцово-аэрозольной.
Тамила Синеева
Произведения Ксении Комаровой - это всегда что-то интересное и необыкновенное. То, что не оставит равнодушным никого. Притягательность и магия её текстов очевидна, даже если там есть не всем понятные места, или что-то запутано, а ты не всегда можешь распутать, уловить ход мысли. Тут уже читателю нужно подниматься до уровня. А уровень высок, не поспоришь. А ещё Ксения, на мой взгляд, вечный экспериментатор. То эксперименты с верлибрами, то со звуками, темами, метафорами, разбивкой стихотворных строк, то ещё что-то необычное. Поэтому каждый текст Ксении - это как бы сюрприз для читателя.
В прозе Ксении нравится лёгкий слог, чувство юмора, неизбитые сюжеты, неожиданные повороты. Её рассказы не скучны, заставляют думать, сопереживать главным героям.
Ксению знаю давно. С момента её прихода на Литкульт. Даже это событие связано с экспериментом. Роман Комаров, да. Это было весело и классно...
Как автор, Ксения строга и к своим текстам, и к чужим. Но эта строгость отнюдь не из вредности. При желании всегда можно обратиться к Ксении, и она всегда разъяснит суть замечания и подскажет автору, в каком направлении двигаться, чтобы улучшить мастерство. Так же без проблем принимает конструктивные замечания и к своим текстам.
В жизни, насколько я поняла из общения, Ксения добрый, отзывчивый человек. Она всегда готова помочь в трудную минуту, найти главные слова, когда они крайне нужны, или даже просто вместе помолчать...
Клара Шох
Не буду давать много ссылок на работы Ксении, у неё на Литкульте достаточно обширная подборка, как поэзии, так и прозы (имеющий глаза, да увидит), но дам ссылку на одно её стихотворение, которое, по моему мнению, является её визитной карточкой: «Не спи, не спи» http://litcult.ru/lyrics/82719.
Ксения умный автор. Прямо очень. Возможно, это иногда ей мешает. Ироничный, с отличным чувством юмора. Кроме того, ещё и чёрный юмор уважает. Это точно плюс, как по мне. И очень правдивый автор.
Писать Ксения Комарова любит и умеет. Тем не менее, Комарова строга к себе гораздо больше, чем к другим.
Не могу точно сказать сложился ли у Ксении концепт этого мира полностью, но точно, что она к этому пониманию стремится. И поэтому все её работы отзываются. Она чувствительна к этому сумасшедшему миру, как врач к больному. Ксения – терапевт с фонендоскопом: то и дело прикладывает его к выпирающим органам. Долго слушает и пытается выписать ему... или прописать: рецепт любви своими текстами. Потому что именно текстами Ксения смотрит в любовь или на, как правильно?
И выстригает её, как сасун из тёти Таи: «Выстричь из тети Таи сасун оказалось непростой задачей: часть прядей изначально была короче, чем нужно. А на затылке из-за неровностей головы получилась лесенка. Зато цвет – цвет был шикарный! Медно-рыжий, лисий, переливчатый. Седина закрасилась полностью» http://litcult.ru/prose/36493.
Яна Середнёва
Тексты Ксении умные, ироничные, иногда даже с ноткой ехидства, но внутри они очень личные, беззащитные, а ирония всего лишь броня. Ее тексты в первую очередь о человеке со всеми его переживаниями, болями, противоречивыми мыслями без попытки приукрасить или не договорить. Ксения - филолог, и в таких случаях часто возникает вопрос, кто же побеждает в ее текстах - поэт, писатель или исследователь языка? Я думаю, что побеждает тот самый человек - трудный, страдающий, но честный.
Святослав Белковский
А представим такую ситуацию.
Школьнику не нравится учиться. Но, прочитав у Маяковского не то, что задавали на уроках, пацанёнок проникается любовью к художественной литературе (не всякой, конечно, но у Пушкина нужная ему тоже найдётся ведь) и уже мечтает стать поэтом: в Париже жить как денди, ананасную воду в баре подавать, вот это вот всё…
А у него учительница литературы – Ксения Деменева (или Комарова, как её чаще привыкли знать мы).
Ну и вот:
- Ишь ты, братец, матом писать хотел! А ты бы вот и писал матом, но не как попало, а как Маяковский! Знаешь, какой это труд?
И окказионально плохая училка (чему детей учит, где скрепы, ааааа!) достаёт из широких штанин (плохая училка – необязательно в чулках) книжку собственно авторства. С титаническим исследованием русского мата.
И читает пацанёнок. Сначала радуется: неприлично. Потом расстраивается и бросает: сложно.
- Звиняйте, Ксень Санна, поторопился я с планами на долгую жизнь, не буду больше матом ругаться. И поэтом не буду. И Вас не поцелую. И замуж не возьму (а хотел ведь). Потому как, Ксень Санна, the dream is dead!
Так вот. Ксения – это учительница всея ЛитКульта. Со строгой и прикольной одновременно критикой, с научным подходом к написанию текстов, с уникальным статусом, с колоссальной исследовательской работой и т.д.
Смотрит на нас и говорит: нет, вы не останетесь в вечности, вы – самое слабое звено!
А потом очаровательно так подмигивает: это всего лишь игра.
Но если ты расслабишься – напомнит: но в вечности ты, Кирилл (например), не останешься! А мне нужны те, которые останутся!
И останется только умереть или проснуться.
И Кирилл умрёт.
Многое можно написать про творчество Ксении. Но хочется отдельно и очень кратко про прозу и про офигеннейший чёрный юмор. Фирменный! Авторский! Вау и ах! (это не увы и ах, это наоборот!)
Ну просто ж тварительный падёж! Форева!
И да, и да, Михаил Мохряков – чемпион! 12:2 – ненуачо, щас в суперлиге прозаиков так и бывает.