|
Блоги - раздел на сайте, в котором редакторы и пользователи портала могут публиковать свои критические статьи, эссе, литературоведческие материалы и всяческую публицистику на около литературную тематику. Также приветствуются интересные копипасты, статические статьи и аналитика!
465 |
Василий Тредиаковский
Ворон и лисица (Басня)
Негде Ворону унесть сыра часть случилось;
На дерево с тем взлетел, кое-полюбилось.
Оного Лисице захотелось вот поесть;
Для того, домочься б, вздумала такую лесть:
Воронову красоту, перья цвет почтивши,
И его вещбу еще также похваливши,
«Прямо, — говорила, — птицею почту тебя
Зевсовою впредки, буде глас твой для себя,
И услышу песнь, доброт всех твоих достойну».
Ворон похвалой надмен, мня себе пристойну,
Начал, сколько можно громче, кракать и кричать,
Чтоб похвал последню получить себе печать;
Но тем самым из его носа растворенна
Выпал на землю тот сыр. Лиска, ободренна
Оною корыстью, говорит тому на смех:
«Всем ты добр, мой Ворон; только ты без сердца мех».
1752 г.
Александр Сумароков
Ворона и Лиса
И птицы держатся людского ремесла.
Ворона сыру кус когда-то унесла
И на дуб села.
Села,
Да только лишь еще ни крошечки не ела.
Увидела Лиса во рту у ней кусок,
И думает она: «Я дам Вороне сок!
Хотя туда не вспряну,
Кусочек этот я достану,
Дуб сколько ни высок».
«Здорово, — говорит Лисица, —
Дружок, Воронушка, названая сестрица!
Прекрасная ты птица!
Какие ноженьки, какой носок,
И можно то сказать тебе без лицемерья,
Что паче всех ты мер, мой светик, хороша!
И попугай ничто перед тобой, душа,
Прекраснее сто крат твои павлиньих перья!»
(Нелестны похвалы приятно нам терпеть).
«О, если бы еще умела ты и петь,
Так не было б тебе подобной птицы в мире!»
Ворона горлышко разинула пошире,
Чтоб быти соловьем,
«А сыру, — думает, — и после я поем.
В сию минуту мне здесь дело не о пире!»
Разинула уста
И дождалась поста.
Чуть видит лишь конец Лисицына хвоста.
Хотела петь, не пела,
Хотела есть, не ела.
Причина та тому, что сыру больше нет.
Сыр выпал из роту, — Лисице на обед.
1763 г.
Иван Крылов
Ворона и лисица (басня)
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то Бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду, Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, —
Лисицу сыр пленил,
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись!
Что ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!»
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло, —
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал — с ним была плутовка такова.
1807 г
Точно, Копейкин!
Забыл как звали ГГ. Помню, что Сирано играл в спектакле. Клара, а что за Ермакова? Подскажите, плз. |
Это Копейкин? Когда я стану великаном?
Лучший фильм из советских. Ещё есть — ес Ермакова с ним же, но там проще. Спасибо. |
Зы)
Вспомнил сразу кинчик с юным Мишей Ефремовым, где он перед классом представлял «Курочку Рябу» в стилизации под Гомера, Бальмонта, Маяковского. Что интересно, сами стилизации написал математик и лингвист Успенский в 1945 году, после окончания седьмого класса… Талантище! Интересный пост. Сразу что-то не прочёл, обычно не пропускаю… |
Спасибо, Андрей, за интерес.
Да, можно, поэтому я специально и написала, что в русской поэзии, зная, что тема суперпопулярна) У Эзопа — проза. |
спасибо, интересно
энциклопедия говорит, что можно ещё «вспомнить» Эзопа, Федра, Бабрия, Игнатия Диакона, Лафонтена, Готхольда Лессинга и анонимного француза. Целое Евро можно провести по лисоборью. |
Ну если считать, что поэзия началась с Ломоносова, то Тредиаковский предтеча. А как они друг друга троллили любо дорого, ЛК даже в пыль не попадает:
Ломоносов — Тредиаковскому «Свиныи визги вси и дикии и злыи И истинныи ти, и лживы, и кривыи. Языка нашего небесна красота Не будет никогда попранна от скота. От яду твоего он сам себя избавит И вред сей выплюнув, поверь, тебя заставит Скончать твой скверной визг стонанием совы, Негодным в русской стих и пропастным увы!» (Барочный Михаил за высокий штиль (три штиля) топил, за ямб — оды только ямбом и точка! Тредиаковский основным размером утверждал хорей, который Ломоносов считал простонародным) Тредиаковский — Ломоносову: «Престань, прошу, престань! к тебе я не касаюсь; Злонравием твоим, как демонским, гнушаюсь. Тебе ль, парнасска грязь, маратель, не творец, Учить людей писать? — ты, истинно, глупец. Поверь мне, крокодил, поверь, клянусь я богом! Что знание твое всё в роде есть убогом. Не штука стих слагать, да и того ты пуст; Бесплоден ты во всем, хоть и шумишь, как куст; Что ж ядом ты блюешь и всем в меня стреляешь, — То только злым себя тем свету объявляешь. Уймись, пора уже, пора давно, злыдарь! Смерть помни, и что есть бог, правда, мой сударь! Хоть тресни ты, в трудах я токмо пребываю, В трудах — не в пустоте; твое ж зло презираю. Но тщетно правотой к добру тебя склонить; Мне рыжу тварь никак в добро не пременить В небесной красоте (не твоего лишь зыка, Нелепостей где тьма) российского языка. Когда, по-твоему, сова и скот уж я, То сам ты нетопырь и подлинно свинья!» А их обоих троллил классицист Сумароков («Градов ограда сказать не можно»).Потому что по его мнению — крестьянин Ломоносов, автор теории трёх штилей, сам не силён в «среднем» стиле, поскольку не знает «чистоту московского произношения», а попович Тредиаковский заражает русский язык кальками и неологизмами «как моровая язва». Что с него взять он и саму императрицу троллил. |