60
336
Рубрика: литература

Творчество Клары Шох восхитительно и многократно, оно заслуживает самого масштабного исследования объёмом как минимум в несколько книг. Разумеется, здесь и сейчас мы не ставим глобальных задач. На сей раз ограничимся простым перечислением авторских неологизмов, фирменных Клариных слов и речевых оборотов (это один из факторов индивидуальности автора и новизны поэзии), а также коснёмся ещё пары значимых моментов

У Клары в стихах часто встречаются редкие слова, иностранные и т.д. – и они так красиво вплетаются в полотна… Рукава а ля паж, леденцовый поп-ит и т.д.

Но сейчас некоторые топовые примеры прямо-таки словотворчества либо около-.

Возможно, один из первых ярких примеров словотворчества – «Кавернутая индениада» (http://litcult.ru/lyrics/69609). Всё стихотворение, пожалуй, наиболее экспериментальное из ранних. Много неожиданных ходов, что как бы предвосхищает дальнейшее становление авторского стиля.

Попозже, но тоже ещё в ранний период – была сумасшедшность. Вот здесь: http://litcult.ru/lyrics/75114. Тени для век цветом в жёлтую сумасшедность. Очень точное, единственно верное слово. Перманентная характеристика, не сиюминутное сумасшествие. Жёлтая сумасшедшность, прекрасная сумасшедшность.

К чисто авторскому можно рискнуть отнести и уже легендарный метод ху-синь-джоу (http://litcult.ru/lyrics/82021). Это может иметь корни, но это абсолютно Кларино! Клара распространила этот метод среди нас.

Добавил бы и очаровательное каблучное звукоподражание: «Цеть-цеть» (http://litcult.ru/lyrics/86094).

И, разумеется, ставший уже золотой классикой силлабо-алкогольный тоник (http://litcult.ru/lyrics/86398).

Или неожиданные словосочетания. Скучает овер (http://litcult.ru/lyrics/87883). Не очень и даже не соу мач, а именно овер. Но именно так скучает умерший кот… Сколько миров открывает эта поэзия!

И даже имена собственные! http://litcult.ru/lyrics/88732 – вот тут Клара блондина назвала (непривычно) Бура́ти.

http://litcult.ru/lyrics/89264 – а здесь вспомнившаяся недобрая школьная учительница охарактеризована как «двойкофилка».

А вот и ещё раз авторский неологизм («ненашье»), вынесенный в заглавие: http://litcult.ru/lyrics/91487. А ещё – Колька из ненашья тридцать три.

Из сложносоставного (ну или как…) словотворчества: «а кто не альфа, тот ни ме ни бе/та» (http://litcult.ru/lyrics/93611).

Или вот ещё очень трогательный избумажный (http://litcult.ru/lyrics/94601).

А вообще – так странно стать неподрелизным! (http://litcult.ru/lyrics/94781).

 

Но можно подойти совсем с другой стороны. Чтобы понять, что Кларина поэзия сильна не только новым/свежим/смелым, но и привычным/знакомым/родным/трогательным.

Например, давайте поговорим о ладонях. Но недостаточно просто написать слово «ладони», чтобы понять, какой мощный это может быть образ. Клары никогда не пишет просто, от балды, абы как. У Клары каждое слово на своём месте. Те же ладони могут быть «неловкими» (http://litcult.ru/lyrics/87163). Такими неловкими, что пересыпаемый иссякает. Так выгорают до эссе, если не могут рискнуть до романа...

А если отмотать чуть назад и обратиться к более раннему периоду творчества Клары Шох, то становится понятно, что ладонь – образ основополагающий. Человек человеку – ладонь (http://litcult.ru/lyrics/72807).

И я хочу,

чтоб подошёл к окну,

протёр рукой от пыли подоконник,

пусть ненадолго, только на чуть-чуть

мной станут грязными твои ладони.

Надо сказать, ладони у Клары вообще сквозной образ, их мы вспомним и в финале данного блога.

 

Клару Шох надо не просто читать. Надо перечитывать годы спустя. В том числе самые-самые первые литкультовские публикации – возможно, не столь техничные, однако же и в них присутствует главное – сама Поэзия.

Например, ещё раз о ладонях – http://litcult.ru/lyrics/69815:

нет трамвая до улицы этой,

ерунда переплыть мне Неву -

чтоб ладонью твоей согретой

быть в тот год. Я приду, я приду...

Или о часах – http://litcult.ru/lyrics/69406:

в моих часах минуты -

выражения твоего лица.

в моих часах секунды -

анфас - профиль - анфас -

профиль - твоего лица.

если любовь это другое,

то я не хочу.

Или снова, снова о ладонях, а ещё о волне – http://litcult.ru/lyrics/68281:

Я иду Литейным - сплошь блуждание,

Я иду на красный - не смотрю,

Я иду к мальчишке на свидание,

Я иду его боготворю.

Я несу в подарок скарб нехитрый -

Две ладони тёплые - лови,

Губы переводы чувств — субтитры,

Сердце, что немеет от любви.

Нищие дары - одно название,

И за хлам мой, дабы не серчал,

Расскажу тебе одно предание -

Как волною биться о причал.

 

С Днём рождения, Клара!

Дата публикации: 26 июля 2024 в 00:11