|
Блоги - раздел на сайте, в котором редакторы и пользователи портала могут публиковать свои критические статьи, эссе, литературоведческие материалы и всяческую публицистику на около литературную тематику. Также приветствуются интересные копипасты, статические статьи и аналитика!
336 |
Творчество Клары Шох восхитительно и многократно, оно заслуживает самого масштабного исследования объёмом как минимум в несколько книг. Разумеется, здесь и сейчас мы не ставим глобальных задач. На сей раз ограничимся простым перечислением авторских неологизмов, фирменных Клариных слов и речевых оборотов (это один из факторов индивидуальности автора и новизны поэзии), а также коснёмся ещё пары значимых моментов
У Клары в стихах часто встречаются редкие слова, иностранные и т.д. – и они так красиво вплетаются в полотна… Рукава а ля паж, леденцовый поп-ит и т.д.
Но сейчас некоторые топовые примеры прямо-таки словотворчества либо около-.
Возможно, один из первых ярких примеров словотворчества – «Кавернутая индениада» (http://litcult.ru/lyrics/69609). Всё стихотворение, пожалуй, наиболее экспериментальное из ранних. Много неожиданных ходов, что как бы предвосхищает дальнейшее становление авторского стиля.
Попозже, но тоже ещё в ранний период – была сумасшедшность. Вот здесь: http://litcult.ru/lyrics/75114. Тени для век цветом в жёлтую сумасшедность. Очень точное, единственно верное слово. Перманентная характеристика, не сиюминутное сумасшествие. Жёлтая сумасшедшность, прекрасная сумасшедшность.
К чисто авторскому можно рискнуть отнести и уже легендарный метод ху-синь-джоу (http://litcult.ru/lyrics/82021). Это может иметь корни, но это абсолютно Кларино! Клара распространила этот метод среди нас.
Добавил бы и очаровательное каблучное звукоподражание: «Цеть-цеть» (http://litcult.ru/lyrics/86094).
И, разумеется, ставший уже золотой классикой силлабо-алкогольный тоник (http://litcult.ru/lyrics/86398).
Или неожиданные словосочетания. Скучает овер (http://litcult.ru/lyrics/87883). Не очень и даже не соу мач, а именно овер. Но именно так скучает умерший кот… Сколько миров открывает эта поэзия!
И даже имена собственные! http://litcult.ru/lyrics/88732 – вот тут Клара блондина назвала (непривычно) Бура́ти.
http://litcult.ru/lyrics/89264 – а здесь вспомнившаяся недобрая школьная учительница охарактеризована как «двойкофилка».
А вот и ещё раз авторский неологизм («ненашье»), вынесенный в заглавие: http://litcult.ru/lyrics/91487. А ещё – Колька из ненашья тридцать три.
Из сложносоставного (ну или как…) словотворчества: «а кто не альфа, тот ни ме ни бе/та» (http://litcult.ru/lyrics/93611).
Или вот ещё очень трогательный избумажный (http://litcult.ru/lyrics/94601).
А вообще – так странно стать неподрелизным! (http://litcult.ru/lyrics/94781).
Но можно подойти совсем с другой стороны. Чтобы понять, что Кларина поэзия сильна не только новым/свежим/смелым, но и привычным/знакомым/родным/трогательным.
Например, давайте поговорим о ладонях. Но недостаточно просто написать слово «ладони», чтобы понять, какой мощный это может быть образ. Клары никогда не пишет просто, от балды, абы как. У Клары каждое слово на своём месте. Те же ладони могут быть «неловкими» (http://litcult.ru/lyrics/87163). Такими неловкими, что пересыпаемый иссякает. Так выгорают до эссе, если не могут рискнуть до романа...
А если отмотать чуть назад и обратиться к более раннему периоду творчества Клары Шох, то становится понятно, что ладонь – образ основополагающий. Человек человеку – ладонь (http://litcult.ru/lyrics/72807).
И я хочу,
чтоб подошёл к окну,
протёр рукой от пыли подоконник,
пусть ненадолго, только на чуть-чуть
мной станут грязными твои ладони.
Надо сказать, ладони у Клары вообще сквозной образ, их мы вспомним и в финале данного блога.
Клару Шох надо не просто читать. Надо перечитывать годы спустя. В том числе самые-самые первые литкультовские публикации – возможно, не столь техничные, однако же и в них присутствует главное – сама Поэзия.
Например, ещё раз о ладонях – http://litcult.ru/lyrics/69815:
нет трамвая до улицы этой,
ерунда переплыть мне Неву -
чтоб ладонью твоей согретой
быть в тот год. Я приду, я приду...
Или о часах – http://litcult.ru/lyrics/69406:
в моих часах минуты -
выражения твоего лица.
в моих часах секунды -
анфас - профиль - анфас -
профиль - твоего лица.
если любовь это другое,
то я не хочу.
Или снова, снова о ладонях, а ещё о волне – http://litcult.ru/lyrics/68281:
Я иду Литейным - сплошь блуждание,
Я иду на красный - не смотрю,
Я иду к мальчишке на свидание,
Я иду его боготворю.
Я несу в подарок скарб нехитрый -
Две ладони тёплые - лови,
Губы переводы чувств — субтитры,
Сердце, что немеет от любви.
Нищие дары - одно название,
И за хлам мой, дабы не серчал,
Расскажу тебе одно предание -
Как волною биться о причал.
С Днём рождения, Клара!
Какие древности явил миру, я ничего этого и не помню.
Кстати, я иду Литейным многие помнят этот стишок, может он один и есть. Спасибо. |
Хм…
Вот эти крючочки, характЕрные неологизмы и прочие авторские «вкусности» — всё это в том числе и создаёт тот авторский стиль, который так важен и, главное, интересен читателям. |