|
Блоги - раздел на сайте, в котором редакторы и пользователи портала могут публиковать свои критические статьи, эссе, литературоведческие материалы и всяческую публицистику на около литературную тематику. Также приветствуются интересные копипасты, статические статьи и аналитика!
174 |
Максим Мошков, родившийся 13 октября 1966 года в Москве, — фигура, оставившая глубокий след в цифровом литературном пространстве России. Он известен как создатель "Библиотеки Максима Мошкова" — одного из первых и крупнейших электронных архивов литературы на русском языке, что сделало его ключевым новатором в доступе к текстам в эпоху интернета.
Мошков вырос в Москве, в культурной среде, которая повлияла на его дальнейшие интересы. Получив техническое образование, он занялся программированием и активно внедрял современные технологии в повседневную жизнь. Интересно отметить, что несмотря на его техническое образование, он глубоко погружен в литературу, что, вероятно, сыграло ключевую роль в создании "Библиотеки". Его любовь к литературе была основой для создания ресурса, который стал важным инструментом для читателей и исследователей.
Основанная в 1994 году, "Библиотека Максима Мошкова" стала одной из первых онлайн-библиотек на русском языке, предложившей пользователям бесплатный доступ к огромному количеству произведений. Важно подчеркнуть, что на момент создания ресурса доступ к цифровым текстам был крайне ограничен, и Мошков одним из первых понял значимость свободного распространения литературы в интернете.
С научной точки зрения, создание "Библиотеки" можно рассматривать как ответ на вызовы цифровизации культуры и информации в конце XX века. Мошков не просто предоставил доступ к текстам, но и способствовал формированию новой среды для чтения и изучения литературы. Его деятельность соответствует идеям открытого доступа (Open Access) — концепции, которая, хотя и вначале не была официально оформлена, с 2000-х годов начала набирать популярность среди научного и академического сообщества.
Серьезным вызовом для Мошкова стало соблюдение авторских прав. Важно отметить, что, несмотря на культурную ценность "Библиотеки", её деятельность неоднократно подвергалась критике со стороны авторов и издателей из-за размещения материалов, защищенных авторским правом. С научной точки зрения здесь можно выделить вопрос этического баланса между открытым доступом к знаниям и защитой прав авторов. В этом контексте можно рассмотреть аргументы сторонников и противников открытого доступа, и Мошков оказался на передовой этих дискуссий.
"Библиотека Максима Мошкова" оказала значительное влияние на литературную культуру России. Она сыграла важную роль в популяризации классической и современной литературы, предоставив доступ к произведениям, которые часто были недоступны в физическом формате. Для многих пользователей эта библиотека стала первой возможностью познакомиться с произведениями русской и мировой литературы в цифровом формате.
Кроме того, стоит отметить, что благодаря "Библиотеке" были обнаружены и переизданы произведения, которые находились в забвении. В этом контексте деятельность Мошкова можно рассматривать как форму "литературного археолога", восстанавливающего тексты и предоставляющего их широкой публике.
Сегодня "Библиотека Максима Мошкова" продолжает существовать, хотя столкнулась с многочисленными изменениями в правовом поле и в развитии технологий. Она по-прежнему остается популярным ресурсом, и её влияние на развитие электронной литературы и культурное пространство России остается значительным. Мошков, начиная свою деятельность в 1990-х годах, предвосхитил многие тенденции, которые стали стандартом в эпоху цифрового распространения информации.
Максим Мошков — это пример того, как техническое образование и любовь к литературе могут создать проект, способный изменить подход к чтению и восприятию текстов. "Библиотека Максима Мошкова" стала не только инструментом для пользователей, но и символом открытого доступа к знаниям, что имеет важное значение в научных и литературных кругах. Вклад Мошкова можно рассматривать как значительный шаг в демократизации доступа к литературе, а его деятельность — как пример столкновения технологического прогресса и культурных традиций в постсоветской России.
литкульт в первые месяцы создания тоже дома у первого программиста располагался. потом уже нашли местных владельцев городских порталов, которые нас поддержали и приютили сервер на пару лет на своих мощностях.
в любом случае — Мошков важен для сетературы и без его проекта многого бы возможно не было. |
Вот, я ждала отклика — потому и написала).
Да, это был триггер, и это было веяние наступившего века информационной эры. Согласна — сейчас всё не так и всё прошло. Детская болезнь «бесплатности» переросла в хроническую форму. Графомания процветает тоже везде, и почему бы со своими «мегатоннами» авторам не пойти именно на «СИ» — понимаете мой тончайший намёк? |
Во. Про Мошкина. Пригласили литераторов, много лет назад, на канал Культура. И все как один называли Максима Мошкиным. Их поправляют — а они снова, Мошкин, Мошкин. Присутствовал поэт также и Дмитрий Кузьмин.
Если по делу — Самиздат Мошкова в начале нулевых стал основным сетевым триггером и главной тусовкой — оттуда вышли одностраничные гении. визжащие фантасты, гигантское число писательниц, пишущих на базе недоёба. Популярная самопальная хиппи-издательница Л.К., популяризаторница Андрея Мадисона, называла этот сайт Мусоркой, ну и она и приземлила меня — я стал задумываться, и вскоре понял, что Мошков грешен, и он уничижает все, что было на Руси в литературе, разводя, по сути. мегатонны суб-литературного идиотизма. Сам сайт ужасен. Дизайна нет. Скрипт 90-х годов. Сервер стоит дома у Мошкова. Он на этом кормится. С точки зрения Матрицы, это было одно из худших явлений, какие только можно было придумать, ибо писаки вдруг поняли — писательство — это когда ты терпила, лох. членосос. Это бесплатно. Именно Мошков и прокультивировал писательскую бесплатность Сейчас все уже прошло. |
О, это действительно грандиозный проект!
И еще надо бы вспомнить про портал «Самиздат» при библиотеке Мошкова… Он родился в начале нашего века, скоро первый юбилей. Всё начиналось традиционно. По словам М Машкова: «Полгода „Самиздат“ не жил почти никак. Потом начался „детсадовский“ период, когда самой заметной на сайте была группа откровенных графоманов. Они мне очень не нравились и, честно говоря, я с трудом сдерживал себя, чтобы их не погнать. И хорошо, что не погнал, потому что некоторые из графоманов поумнели, а некоторые как-то тихо исчезли. В какой-то момент начался нормальный человеческий разговор. Нужно было набрать некую критическую массу. Как только это произошло, сайт зажил самостоятельной жизнью. Началась самоорганизация, появились идеи и предложения, как улучшить сайт.» Потом сайт подрос, стал бурно развиваться, и вот уже: " на сайте размещается 4500-5000 текстов в месяц, регистрируется 15 новых логинов в день, из них примерно половина — дубли и ошибки, которые по прошествии 3 месяцев удаляются автоматически." Сегодня проект несколько потускнел, так как ему пришлось противостоять более молодым конкурентам. Появилось много современных самиздатовских площадок. Основная масса топовых авторов с «СИ» ушла. Но для начинающих Самиздат и теперь хорошо подходит, особенно для публикации объемных текстов, — там представлены все жанры, в том числе и публицистика, философия, эзотерика и т. д. Сейчас на портале более около 21 тыс. авторов и ежедневно заходят от 20-40тыс. читателей. Но многие, многие, в том числе и наши авторы, я уверена, начинали именно там...)) |