0
95
Рубрика: арт

Питер Пауль Рубенс (1577-1640) перенес на полотно ветхозаветную историю из Книги Судей о невероятно сильном воине, израильтянине Самсоне и прекрасной развратной филистимлянке Далиле. Самсон совершил множество блистательных побед над филистимлянами и стяжал славу непобедимого воина. Будучи посвящёным Богу в качестве назорея, он носил длинные волосы, служившие источником его необычайного могущества. Но однажды Самсон поддался искушению, воспылав греховной страстью к коварной филистимлянке Далиле, обещавшей филистимлянским правителям за вознаграждение выведать, в чём кроется сила Самсона. После трёх неудачных попыток ей удалось узнать секрет его силы. «И усыпила его на коленях своих, и призвала человека, и велела ему остричь семь кос головы его. И начал он ослабевать, и отступила от него сила его» (Суд. 16:19). Утративший свою силу Самсон был захвачен филистимлянами, ослеплён, закован в цепи и брошен в темницу.

=== Описание ===
Место действия, происходящего на картине, – дом терпимости, где Далила усыпила воина и позвала цирюльника, чтобы тот остриг ему волосы. Рубенс изобразил момент, когда Самсон предается сну. Тот положил голову на колени Далилы и, конечно, ещё не ведает о своей дальнейшей участи.

Интересно, что для усиления эффекта художник несколько отошёл от библейского сюжета. На картине представлены четыре ярко освещённых лица – именно они привлекают особенное внимание.

Первый – это славный воин Самсон, который, несмотря на сильное телосложение, кажется беззащитным и слабым.

Второй персонаж – его возлюбленная Далила, женщина распутная и коварная. Обнажённая грудь Далилы и алый цвет её одеяния указывать на её порочность: так обычно одевались женщины легкого поведения.

В нише позади Далилы находится статуя Венеры, богини любви, и ее сына Купидона. Примечательно, что у Купидона завязан рот, а не глаза. Эту статую можно считать указанием на причину судьбы Самсона и орудия действий Далилы. Символичным моментом является одинаковый наклон головы у богини любви Венеры и Далилы, что указывает на неверность и порочность женщины.

Третье лицо – старуха со свечой, стоящая позади Далилы, которая не появляется в библейском повествовании о Самсоне и Далиле. Она считается сводницей, и расположенные рядом, похожие профили её и Далилы могут символизировать прошлое старухи и будущее Далилы.

Не менее ярким является и четвёртый образ – цирюльник, стригущий Самсона. Он скрещивает руки, что является признаком предательства. 

На заднем плане, в дверях, можно заметить филистимлян, готовящихся ворваться в комнату. Они облачены в доспехи, в руках они держат оружие, приготовленное для ослепления и пленения утерявшего силу Самсона.

=== История ===

Картина была заказана Николаасом II Рококсом, лорд-мэром Антверпена, покровителем и близким другом Рубенса. Картина была специально предназначена для размещения в доме Рококса над 7-футовой каминной полкой, где её можно было бы увидеть снизу.

Картину продали после смерти Рококса в 1640 году. Она бесследно исчезла и была обнаружена лишь в 1929 году. В 1980 году её купила Лондонская национальная галерея, заплатив 5 миллионов долларов - одну из крупнейших на тот момент сумм, уплаченных за картину.

На протяжении долгого времени принадлежность полотна кисти Рубенса находилось под сомнением. Евфросина Доксиадис, художница и исследователь портретов фаюмских мумий утверждает, что картина Национальной галереи отличается в деталях от копий оригинала, сделанных при жизни Рубенса, что в ней не используется техника наложения слоев глазури, распространенная в масляной живописи того времени и освоенная Рубенсом, и что её происхождение не может быть задокументировано с уверенностью между 1641 и 1929 годами. Однако дендрохронологическая экспертиза картины подтверждает, что картина датируется правильным периодом, и атрибуция была принята большинством ученых-историков искусства.

В сентябре 2021 года анализ искусственного интеллекта, проведенный доктором Кариной Поповичи и швейцарской компанией Art Recognition подтвердил убеждения скептиков, когда было объявлено, что существует 91% вероятность того, что картина не является работой Рубенса.

=== Материалы для живописи ===

Картина была очищена и исследована в Лондонской национальной галерее в 1983 году. Она примечательна мастерской и тщательной росписью драпировок и отсутствием синих пигментов. Рубенс использовал карминный лак, свинцово-оловянный желтый, киноварь и охры в дополнение к свинцовым белилам и угольно-черному. Однако в то время химический анализ пигментов всё ещё находился на ранних стадиях, и было недостаточно образцов других работ Рубенса по сравнению с тем, что доступно сегодня.

=== Производные работы ===

Якоб Матам, гравер из Харлема, использовал масляный набросок "Самсона и Далилы" из Цинциннати в качестве модели для гравюры, которую он сделал около 1613 г. Гравюра представляет собой перевернутое изображение "Самсона и Далилы". 

Картину "Самсон и Далила" можно увидеть на картине Франса Фракена Младшего "Банкет в доме бургомистра Рококса" (того самого лорда Рококса, заказчика), где картина висит над камином . Примечательно, что на этом изображении оригинальной картины нога Самсона полностью включена в рамку композиции. По сравнению с ней версия Национальной галереи обрезана как с левой, так и с правой стороны. Кроме того, в дверном проеме находятся пятеро солдат, а не трое, как на картине Франкена и ранних гравюрах.

=== Возьми домой ===

Кажется, что автор картины (Рубенс или кто иной) ещё раз подчёркивает старую (библейскую) бытовую мудрость - даже могучая сила может оказаться слабой и беззащитной перед низким пороком, которому предаётся человек. Тот, кто поддается греховной страсти, непременно погибнет.

Дата публикации: 16 октября 2024 в 04:18