|
Блоги - раздел на сайте, в котором редакторы и пользователи портала могут публиковать свои критические статьи, эссе, литературоведческие материалы и всяческую публицистику на около литературную тематику. Также приветствуются интересные копипасты, статические статьи и аналитика!
136 |
Что поют часы-кузнечик,
Лихорадка шелестит
И шуршит сухая печка —
Это красный шелк горит.
Что зубами мыши точат
Жизни тоненькое дно —
Это ласточка и дочка
Отвязала мой челнок.
Что на крыше дождь бормочет —
Это черный шелк горит,
Но черемуха услышит
И на дне морском простит.
Потому что смерть невинна,
И ничем нельзя помочь,
Что в горячке соловьиной
Сердце теплое еще.
1917 г.
Это ласточка и дочка
Отвязали твой челнок.
Твержу строчки. Звуки лопаются на языке и как, лимонадные пузырьки, отдают в нос. От этого влажнеют глаза. Не отвязаться от птичьего щёлканья.
На что это похоже? Я спрашиваю. У всех спрашиваю.
Почему это не требует подтверждения, как дважды два четыре? Отскакивает от зубов, как отче наш?
— Игорь, ты же всё можешь объяснить, а если нет – то говоришь, что это не стихи. У Мандельштама стихи? Смят ли красно-чёрный шёлк поэзией, ночевала ли она на шёлковых простынях? – пристаю к коллеге по ЛИТО.
— У Мандельштама – да, — не может оспорить Осипа Эмильевича Игорь.
— Объясни мне. Может, тогда я перестану думать о ласточке и дочке.
— Это о жизни и смерти.
— Здравствуй, Кэп! Все стихи о жизни и смерти. И потом в этом стихотворении есть слова «жизнь» и «смерть». Что за челнок, почему ласточка и дочка?
— Так ясно, мыши прогрызли дно в челноке – значит, челнок – жизнь.
— Игорь! Игорь, ну когда мыши жили в челноках, а кузнечики в часах? Может этот вообще не тот челнок. Не тот, который плавает. Или не только тот, который плавает.
— Но там же «и на дне морском простит», — значит тот!
— Но там же – шёлк. Шёлк ткут, стихи ткут.
— Ой, ну всё.
— Нет, ты скажи! Нет, ты послушай, — безуспешно настаиваю я.
Потому что смерть невинна
И ничем нельзя помочь,
Что в горячке соловьиной
Сердце теплое еще.
Господи, это так просто, будто женщина вскинет руки: «И что? И ничем нельзя помочь? Совсем, совсем? Может, я приду завтра – и получится? И будет возможность? И найдётся ещё один экземпляр?» И она приходит на следующий день, а там стена толщиной в жизни всех живших на земле людей.
Помочь нельзя. Ничем нельзя. Почему? Чёрт вас возьми! Почему? Это несправедливо. Ведь в горячке соловьиной сердце тёплое ещё.
«Это мы топим печку; у меня жар – я меряю температуру», - поясняет Анна Андреевна.
Не слышу её. Уже не слышу. Какой жар? Нет.
Это потому, что человек живёт с чувством вины по праву рождения и только его смерть невинна, и только она и может снять проклятье вины. Но для этого человек должен быть горяч. В горячке соловьиной. Нельзя иначе.
Вечные сны, как образчики крови,
Переливай из стакана в стакан. Мне кажется, он это вот и делал… переливание. И чувства вины вечного человеческого — тоже. Почему «ласточка и дочка отвязалА»? Это, видимо, одна сущность, перелитая из «слепой ласточки» (в другом стихе), т.е. слепой женской любви — и девочки/подруги (дочки). Это о любимой женщине. Подтексты, гиперподтексты… как зеркала в зеркалах. |