11
73
Рубрика: заметки

В 1989 году шахматная программа Deep Thought, действовавшая на аппаратной базе компьютера Sun-4, добилась значительного успеха. Впервые в истории программа обыграла в официальном турнире международного гроссмейстера Бента Ларсена.

22 октября 1989 года в Нью-Йорке состоялся матч из двух блицпартий Гарри Каспаров — Deep Thought. Чемпион мира их легко выиграл. Особенно показательна была вторая встреча, в которой Каспаров одержал победу в эффектном комбинационном стиле. После матча Каспаров заявил:
"Если компьютер сможет превзойти в шахматах лучшего из лучших, это будет означать, что ЭВМ в состоянии сочинять самую лучшую музыку, писать самые лучшие книги. Не могу в это поверить. Если будет создан компьютер с рейтингом 2800, то есть равным моему, я сам сочту своим долгом вызвать его на матч, чтобы защитить человеческую расу."

В 1996 году представители компании IBM предложили Гарри Каспарову сыграть матч против их шахматной машины Deep Blue с призовым фондом в 500 тысяч долларов. Deep Blue — суперкомпьютер на базе системы RS6000, состоящий из 32 узлов, включающих в себя в общей сложности 512 процессоров, из которых 480 были аппаратно оптимизированы для шахматной программы. Производительность Deep Blue на общих вычислениях (без использования специальных шахматных процессоров) соответствовала 11,38 GFLOPS. Компьютер мог оценивать до 200 млн позиций в секунду.

Первый матч Каспарова против шахматного компьютера состоялся в феврале 1996 года, и человек его выиграл со счётом 4:2, но при этом проиграл первую партию. Это был первый случай в истории, когда компьютер выиграл партию у чемпиона мира на классическом контроле времени.

Во втором матче компания IBM предложила призовой фонд в 1,1 млн $, из которых 700 тыс. $ должны были достаться победителю. Шестиматчевый поединок с нормальным контролем времени (120 минут на 40 ходов) состоялся в мае 1997 года. В итоге впервые в истории чемпион мира проиграл компьютеру со счётом 2½:3½.

Во второй партии матча 1997 года Каспаров, попав в тяжёлую ситуацию, пожертвовал пешку. Deep Blue задумался над 35-м ходом на 14 минут, а над 36-м ходом — на 6 минут, хотя обычно на «обдумывание» хода тратил от одной до пяти минут, и отклонил жертву. Компьютер блестяще реализует позиционный перевес. Чёрные жертвуют три пешки, получая сложную контригру с возможными шансами, но выгода, избранного программой, продолжения совсем не очевидна. Сложно объяснить, как шахматная программа могла найти такой типично человеческий тонкий позиционный ход. После 45-го хода белых Каспаров сдался.

Послематчевый анализ показал, что чёрные могли форсировать ничью вечным шахом из-за неточного последнего хода белых. Однако Каспаров ошибся, полагая что электронный оппонент, который всю остальную партию провёл практически безупречно, рассчитал всё точно. В шестой, последней, партии Каспаров просмотрел или сознательно допустил известную теории жертву фигуры за инициативу, но когда Deep Blue её принял, защищался плохо и признал поражение уже на 19-м ходу.

После матча Каспаров потребовал предоставить лог-файл партии. IBM передала полные лог-файлы всех партий главному судье матча, а Каспарову — фрагменты ключевых моментов. Детали того, как «думала» программа, не были предоставлены, и Каспаров обвинил IBM в мошенничестве. По мнению Каспарова, в нескольких случаях компьютеру мог помогать человек, так как программа играла с перепадами, периодически избирая ходы, нехарактерные для общедоступных программ того времени.

Спустя 20 лет после матча Каспаров подвел итог своим сомнениям в своей книге «Deep Thinking»:
Меня спрашивали бесчисленное количество раз — «жульничал ли Deep Blue?», и мой откровенный ответ всегда был — «я не знаю». После двадцати лет самокопаний, разоблачений и анализа мой ответ теперь — «нет». Что же касается IBM — то, насколько далеко они зашли ради выигрыша, было предательством принципов справедливого соревнования, но настоящей жертвой этого предательства стала наука.

Дата публикации: 06 декабря 2024 в 15:57