9
128
Рубрика: культура

Артём Сергеев, сын погибшего революционера Артёма, воспитывался в семье Сталина. Он вспоминал:

Иосиф Виссарионович Сталин читал много книг, но ещё больше просматривал с карандашом в руках. Книги были везде, они даже горой лежали у входа в его кабинет. За ночь он просматривал до 500 страниц текста. Часто был недоволен прочитанным, если оно не отвечало его внутреннему состоянию. Черкал на полях: "Враньё!", "Полная галиматья!". Важные места отчёркивал, в понравившихся делал закладки. Удивительно, но он помнил многое из того, что попадалось ему на глаза.

Большую часть библиотеки занимали труды по военному делу и воспоминания полководцев: Клаузевиц, Наполеон, Суворов, Драгомиров. На особом счету были книги о Пушкине, Толстом, Анненкове, Сухово-Кобылине и других замечательных людях. Были и мемуары Деникина, Краснова и Федора Шаляпина — вождь чутко держал руку на пульсе русской мысли за рубежом. Сталин с удовольствием цитировал Салтыкова-Щедрина, Гоголя, Чехова, приводил цитаты из книги "Гаргантюа и Пантагрюэль" французского писателя Рабле XVI века, высоко ценил творчество Майн Рида, Жюля Верна и Фенимора Купера.

Вождь не терпел стилистических, орфографических или пунктуационных ошибок. Если они попадались в книгах, он с досадой правил их прямо в тексте. Иногда заставлял окружение и военачальников сдавать "тесты" на грамотность. Мог придвинуть любому человеку бумажный лист и приказать писать под диктовку, потом сам правил запятые и указывал на ошибки: "Не всё у вас хорошо с подлежащими, товарищ Яковлев!" (генерал-полковник Александр Сергеевич Яковлев - авиаконструктор - ред.) Объяснение безграмотности пролетарским происхождением считал некультурным, а людей, писавших с ошибками, — неряшливыми, неподготовленными, безграмотными. Считал, что неграмотный человек и мыслит так же — отрывочно и хаотично.

--- Материалы к книге "Император из стали" Сергея Васильева

Дата публикации: 31 января 2025 в 04:20