|
Блоги - раздел на сайте, в котором редакторы и пользователи портала могут публиковать свои критические статьи, эссе, литературоведческие материалы и всяческую публицистику на около литературную тематику. Также приветствуются интересные копипасты, статические статьи и аналитика!
82 |
В английском документе XVIII века есть фигуры, без представления которых ее развитие невозможно. Один из таких — Василий Кириллович Тредиаковский ((5 марта) 1703, Астрахань — 6 (17) августа 1768)), человек, чье имя окружено церковной сетью противоречий: новатор и реформатор, но в то же время объект насек современников, теоретик мешковской поэзии, оказавшийся в тени своих принципов, человек, заложивший основы новых стихосложений, но встретивший сопротивление тех, кто не желал перемен.
Рождённый в Астрахани в 1703 году в семье священника Тредиаковский с юностью был одержим жаждой знаний. Образование он получил сначала в Москве, затем в Голландии и, наконец, в Париже, где выдающаяся античная литература, философия и языкознание. Такой путь для русского литератора XVIII века был уникален: он не просто осваивал западноевропейские традиции, но впитывал их, чтобы потом трансформировать в нечто новое.
Возвращение в Россию последнего для Тредиаковского не просто включение в интеллектуальную среду, но столкновение с академической и придворной бюрократией. Он стал переводчиком, затем академиком, но его новаторские идеи встречали непонимание. Однако его перо не остановилось.
В 1735 году Тредиаковский опубликовал «Разговор об орфографии», где пытался упорядочить русский язык, а в 1735—1736 гг. вышли его переводы западных текстов, в том числе появились аббата Тресана и Телемаха Фенелона. Но продолжительным революционным актом стало его «Новое и краткое руководство по сложению русских стихов» (1735).
В чём заключалась его новаторская идея? До Тредиаковского русская поэзия строилась по силлабической системе, заимствованной из польской и французской поэзии, где главным образом было количество слогов. Он же предложил перейти к силлабо-тоническому стихосложению, где наблюдались не только количества слогов, но и ударов. Это стало первым шагом к тому, что позже Пушкин назовёт «гениальной простотой» русской поэзии.
Однако реформы не были приняты сразу. Современники посмеивались над его попытками, а Ломоносов вскоре предложил собственную, более развитую систему, которая затмила труды Тредиаковского. Тем не менее, без первой ступени самого Василия Кирилловича не было бы и всей русской поэзии XIX века.
Как поэт, Тредиаковский был одновременно последователем европейских традиций и мастером экспериментального русского стиха. Его «Тилемахида» (1766 г.), переложение Фенелона в гекзаметр, была попытка создать эпос, приближенный к античным образцам, но не нашла понимания в публикации.
Стихи его, будь то оды, элегии или стихотворные размышления, проникнуты классицистическим духом, но в них уже звучит индивидуальность. Например, в «Разговоре между чужестранным человеком и обитателем» (1744) он не только рассуждает о судьбе России, но и делает это посредством живого диалога, что для эпохи классицизма было редкостью.
Василий Кириллович Тредиаковский ушёл из жизни в 1768 году, почти забытым, затёртым между Ломоносовым и Державиным. Но его вклад бесспорен: он не только подготовил переход к новой системе стихосложений, но и доказал, что русский язык научился становиться полноценным и достигать высоких поэзий.
Сегодня, перечитывая его труды, мы понимаем: перед нами не просто теоретик, но созидатель, один из тех, кто из грубого камня высекал основу русского стиха.