|
Блоги - раздел на сайте, в котором редакторы и пользователи портала могут публиковать свои критические статьи, эссе, литературоведческие материалы и всяческую публицистику на около литературную тематику. Также приветствуются интересные копипасты, статические статьи и аналитика!
46 |
«Я пишу, чтобы жить. Но живу — чтобы писать». — Шарлотта Смит
В пантеоне английской литературы XVIII века имя Шарлотты Тёрнер Смит (4 мая 1749 — 28 октября 1806) долгое время сохранялось в тени — то ли за мощной фигурой Уильяма Вордсворта, то ли за пыльной патриархальностью литературного канона, который столь неохотно допускал в свои ряды женский голос. Однако голос этот прозвучал — чистый, тревожный, уязвимый и вместе с тем исполненный глубинной силы. Смит была не просто «поэтессой-романтиком»; она стала одной из тех, кто предвосхитил эстетику раннего романтизма, внедрив в английскую литературу личное чувство, меланхолию и гражданское страдание как легитимные источники поэтического вдохновения.
Шарлотта Тёрнер родилась 4 мая 1749 года в Лондоне в семье торговца, получила хорошее образование для женщины своего времени, с юности читала классику и писала стихи. Но уже в 15 лет была выдана замуж за Бенджамина Смита — человека, оказавшегося не столько спутником жизни, сколько ее крестом. Постоянные долги, тюрьма для должников, 12 детей, из которых выжили далеко не все — биография Смит драматична настолько, что почти утопает в клише женского страдания. Но она не утонула. Напротив, трагедия стала почвой для творчества. Её письма, романы, поэмы — не только художественные высказывания, но и акт самосохранения.
Наиболее значимым вкладом Смит в английскую поэзию стало возрождение сонета как формы, способной вместить не абстрактную аллегорию, а живую, чувственную речь. Её сборник "Elegiac Sonnets" (1784) оказал влияние на Вордсворта и Колриджа, которые высоко ценили её умение соединять эмоциональную искренность с тонким пейзажным письмом.
Сонеты Смит — это не только эстетическая практика. Это хроника внутреннего мира женщины, живущей на грани социального краха, но продолжающей видеть красоту в прибрежных скалах, в полуденном штиле, в шорохе волн. Природа в её поэзии не фон, а собеседник. И в этом — романтический жест, предвосхищающий последующее столетие:
"On thy wild shore forgetful could I lie,
And listen to the deep’ning roar;
Or watch the shelly sparkle of the tide
As foam-bells vanish silently to die."
Эти строки полны не только печали, но и удивительного смирения перед бесприютностью мира.
Но не только в поэзии проявился её дар. В прозе Смит оттачивала форму, до сих пор несправедливо именуемую «женским романом». Её "Emmeline", "Ethelinde", "The Old Manor House" — это не просто сентиментальные истории. Это социальные исследования в художественном ключе. В них — голос женщины, уставшей быть объектом. У Смит — героини с волей, чувствами, трагизмом. Она формирует новый тип женского персонажа — не украшение сюжета, а его носительницу. В "The Old Manor House" звучит антивоенный мотив, тема классовой несправедливости, критика патриархального брака.
Особо стоит отметить то, как Смит сочетает готические элементы с реалистическим психологизмом. Она не столько убегает от действительности, сколько подчеркивает её абсурдность: в переполненных эмоциями сценах чувствуется холод анализа, понимание устройства общества, где женщина — всегда в заложницах. Даже если носит титул героини.
Смит также занималась переводами, в частности — французской поэзии. И в этом — тоже жест сопротивления. Она делала чужую культуру ближе, расширяя границы того, что может быть включено в английскую традицию. Её интерес к французской революции — не просто модное увлечение эпохи. Это искреннее сочувствие идеалам свободы и равенства, что читается в её поздних политических стихах.
Смит писала в долг, часто ради выживания, но её творчество не вырождается в коммерческую продукцию. Напротив, в этом — величие её письма: при всех ограничениях — экономических, гендерных, социальных — она сумела выстроить авторскую субъектность. Она говорила: «Я поэт по необходимости — но поэт не по принуждению».
Сейчас, когда канон расширяется, а женская литература переосмысляется, Смит возвращается на своё место — пионера. Её влияние на Вордсворта, Байрона, Остен, на формирование романтической поэтики и реалистического романа бесспорно. Но, пожалуй, главное — в том, что она дала право на эмоцию. В мире, где женщина должна была молчать, Смит заговорила.
И этот голос, наполненный ветром, морем, страхом и надеждой, звучит по-прежнему живо — как сонет на фоне разрушенного побережья.