|
Блоги - раздел на сайте, в котором редакторы и пользователи портала могут публиковать свои критические статьи, эссе, литературоведческие материалы и всяческую публицистику на около литературную тематику. Также приветствуются интересные копипасты, статические статьи и аналитика!
436 |
Практическое употребление языка к его звуковой стороне почти безразлично. Изумление языку как звуку остается в детском опыте. Ребенок может подолгу повторять какое-то слово: «пе-сок, пе-сок» – как будто он хочет не то сам войти в это звучание, не то его в себя вобрать. Он чувствует: звук, именно звук слова может открыть ему что-то важное о песке, с которым он играет. Может быть, в звуках – П, С, К – и скрыт секрет этого сыпучего, сухого, блестящего вещества? (в условность имени ребенок, несомненно, не верит).
В звуке нас встречает темнота словесного языка, его непрозрачность – то есть не чистая знаковость слова. Знак должен быть совершенно прозрачен, иначе он просто теряет raison d’être. Мы привыкли думать о языке как о всеобщем интерпретаторе: он все толкует, все объясняет, а сам по себе – как бы невидимый инструмент, вещество которого несущественно. Но в звуке слова мы встречаемся со странной глубиной языка: здесь сам он – вещь, а не «система обозначения вещей». В практической речи нам эта темнота совершенно ни к чему, и говорящие идут по воде звучания, как посуху, совершенно в него не вникая. Вникнув, мы начинаем тонуть (что значит: становимся немного поэтами – или философами).
У прозы, несомненно, есть свой ритм, и тот, кто пишет прозу, подчиняется этому ритму. Но это не ритм звуков, не ритм слогов, не ритм слабых и сильных доль, звуковых повторов и контрастов. Во всей своей полноте звук слова, слово как звук является только в стихе. Для этого, может быть, и существует вся машина стихотворной техники, чтобы слово звучало. Можно вспомнить замечание Мандельштама из «Разговора о Данте» о том, что слово – это долгий путь, который мы проделываем во сне: сказав «солнце» – и сразу же получив смысловой результат. В руках поэта слово заставляет нас проснуться и пережить въяве, как долог путь от звука к смыслу. И как он значителен. Сам этот путь может показаться нам гораздо интереснее, чем конечный пункт назначения.
Поэт может целиком отделить звук от словесной смысловой материи и сочинять исключительно «в звуках». Образцы чисто звукового письма дают в своей так называемой «зауми» русские футуристы. В «зауми» есть свое очарование, его признавал такой суровый критик искусства, как о. Павел Флоренский. «Заумь» пробуждает нас к переживанию драгоценности речевого звука самого по себе, как в знаменитом стихе А.Крученыха (в котором, по мнению автора, больше русского, чем во всем Пушкине):
Дыр бул щыл.
«Заумь» обнаруживает, так сказать, имманентную беременность звука смыслом, его экспериментальную силу: тем, как он неизбежно провоцирует наше усилие найти значение звуков, «понять» их – как, например, хлебниковские бобэоби, вээоми, лиээй:
Бобэоби пелись губы
Вээоми пелись взоры.
Пиээо пелись брови и т.д.
Мы не можем не пытаться осмыслить эти «бессмысленные» звуковые последовательности – так же, как не можем не пытаться «прочитать» человеческое лицо. Мы как будто обречены его «разгадывать».
Когда мы говорим «звучит!», это значит, что слово явилось нам в ореоле какой-то особой силы, какой-то победительной динамики. Одного физического звучания для этого недостаточно. Звук языка и звук поэзии, о котором я веду речь, – не совсем физический, акустический звук. И в этом огромная разница между «заумью» и распространенной в последние годы Sound Poetry, звук которой, Sound, никаким образом не соотносится со словесным началом.
И что же такое этот не совсем акустический звук, «звук» немых надписей? Я хочу – в связи с ним – обратить внимание на одно явление, о котором часто рассказывают поэты: о некоем звуке, который им является как предвестие сочинения.
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем…
Это пушкинский звук вдохновения: он звучит внутри и ищет выхода наружу. У Александра Блока иначе: звук этот приходит извне, издалека:
Приближается звук.
И, покорна щемящему звуку,
Молодеет душа…
Я думаю, нелепо было бы предполагать, что поэты переживают какую-то слуховую галлюцинацию перед тем, как начинают писать. Это тот самый, другой, не совсем акустический звук (разные поэты говорят о свисте, звоне, гуле ветра, «сигнальных звоночках»). И если мы попробуем его определить, я бы сказала так: это будущий смысл вещи, который мы узнаем, как своего рода звук.
В слове, в «звуке пустом» содержится будущее. В оболочке звука заключен зачаток смысла совершенно особого рода: поэтического смысла, идущего в ту реальность, которой пока еще нет. Звучащее слово – вещее слово. Таким его сохраняет поэзия.
Поэзия в определенном отношении сложней, чем другие искусства: она строит свои вещи не из таких цельных, простых, неразложимых единиц, как цвет и звук, но из сложных единиц – слов: а чаще даже не из слов, а из еще более сложных единиц – словосочетаний и фраз. Синтаксис – это тоже большая область работы поэзии, и в ней тоже происходит «борьба с языком». Но при этом источник поэзии прост, как этот самый звук, и говорит она, в конце концов, о простом. Мы не раз слышали: истинное слово рождается из молчания. Мне хочется добавить, что это молчание имеет форму звука: это не пустое молчание, а некий допороговый звук.
Официальная советская эстетика, как известно, боролась с «формализмом», и всяческое внимание к звуку, к самостоятельной ценности звука в поэзии решительно осуждалось. У позднего Заболоцкого, который после своего возвращения из лагеря пытался быть лояльным поэтом, мы найдем выражение этой официальной «реалистической» линии, осуждающей «заумное» звуковое письмо.
Любопытно, забавно и тонко:
Стих, почти непохожий на стих.
Бормотанье сверчка и ребенка
В совершенстве писатель постиг.
Заболоцкий пытается отказаться здесь не только от Хлебникова или Мандельштама, но от самого себя: кто еще так, как он, любил бормотанье сверчка и ребенка? Можно привести первые приходящие на ум строки Заболоцкого:
Как маленький Гамлет, рыдает кузнечик…
Или:
А ты, соловей, пригвожденный к искусству,
В свою Клеопатру влюбленный Антоний…
И еще множество строк, населенных живыми существами, в чьих «высказываниях» он слышит язык поэзии.
И здесь мы подходим к главному тезису, который мне хотелось высказать, обсуждая звук языка и звук поэзии. Некоторые стихи (как те, что я привела из Заболоцкого, как многие стихи Хлебникова и Мандельштама:
И Шуберт на воде, и Моцарт в птичьем гаме,
И Гете, свищущий на вьющейся тропе…)
особенно ясно дают нам услышать природную, животную, можно сказать, а не только человеческую природу языка. Интересное и, как мне кажется, никем, кроме поэтов, не принятое всерьез обстоятельство: человеческий язык – не внутрикультурная вещь. Наше говорение сближает нас со всеми тварями, которые что-то высказывают, издают звуки, по-своему артикулируют – недаром в этих стихах так просто уравниваются сверчок и ребенок. Язык – феномен на грани культуры и органики (или природы). То же можно сказать и об искусстве вообще. Наша цивилизация слишком отрезала себя от всего несоциального, не сотворенного человеком, не «искусственного». «Культура» представляется нам в образе некоего здания, технического объекта, а не растения, дерева, корни которого глубже интеллектуальной поверхности. Герметичная, тотальная социальность нашей современности – своего рода новое варварство. Звук языка и звук поэзии размыкают эту герметичность: с ним в человеческий мир входит говорящее мироздание.
Ну Лотман даже плакал, когда читал она читала стихи.
Что называется — «над вымыслом слезами обольюсь». По мне так, она один из лучших поэтов прошлого и текущего века. Не говоря уже о всех её других заслугах, как филолога, литературоведа и т.д. |
Да, Говорят, когда Ольга Седакова впервые прочитала свои стихи в присутствии Лотмана в Тарту, тот шепнул одному из преподавателей универа (академику): «Не делайте из нее ученого, оставьте ее поэтом».
И вот о языке еще. Как-то её спросили о поэзии Бродского, и она ответила: «Он же такой закрывающий поэт. А оснований для такого закрывания у него не очень много. Нужна новизна, но новизна неформальная. Он все время говорил про язык, а дело, конечно, не в языке. Дело в том, чтобы было что сказать. А он все время повторял: «Мне нечего сказать». У меня портится настроение, когда я его читаю.» |
И это коррелируется с известным утверждением Мандельштама:
«Любое слово является пучком, и смысл торчит из него в разные стороны, а не устремляется в одну официальную точку Ну да, антимония, в стихах сторона с которой рассматривается явление может быть обобщённым и одновременно единичным. То есть познание логическим путём не осуществимо) Тынянов это называл — напряжённым словом, если не путаю. И как тут не вспомнить наше всё — Лотмана, особенно в контексте Седаковой. Лотман писал в структуральной поэтике (в лекциях о), что в поэзии отождествляется нетождественное и противопоставляется не противоположное, чего нет в естественном языке. Сама структура стиха служит для передачи алогичности мира: рифма, ритм, повторения и т.д. И тут про Седакову. Он хотел написать — по-моему предисловие к её книге (к слову, ему нравились её стихи), но не смог. Сказал, что его структуальный метод не подходит для стихов Ольги Седаковой) Вот так вот. Лотман! Ну здесь другие кумиры — почвенники и язвенники) |
Дайте на Евтушенко посмотреть.Евтушенко конечно столп литры, но была Вера Маркова, кто о ней слышал? Боюсь предположить даже. скажу прямо — поэзия не носит элитарного статуса. Да действительно запутались. Как бы есть литература и есть поэзия. При этом поэзия может входит в литературу (Пушкин), но быть поэзией, а может не входит (тут много кто — Кулле, например, та же Маркова). Но условный Евтушенко всегда будет литературой, но поэзией может вообще не быть (стихотворчество). Если коротко, то литературы всегда избыток — она всеядна, она плодится. Поэзии — всегда ничтожно мало. Крупицы. Даже в поэтическом тексте не всё поэзия. Просто надо разграничить, наверно. |
Да, нормально, меня тоже за второй комментарий извините, разумеется, второй раз Вы не влезали. Это я уже возбуждалась видимо и неслась.
|
Клара, простите.
Да, вышло случайно — только сейчас разобралась, что действительно нажимала «ответить», а угодила в комментарий((. Конечно, это был МОЙ коммент. Я спорила по сути, но слишком азартно, как всегда(. Сразу не поверила в ситуацию, поэтому возмутилась (думала, это продолжение вчерашнего инцидента). Буду осторожней отвечать. Спасибо, что заметили. |
Формат шоу спасет сайт. Да, сначала кто-нибудь кого-нибудь убьет. Но спустя время выйдет Культ-2. Построй свое произведение. Да, с незаметными наушниками. Да, подконтрольное. Но важны ведь не слова, а харизма.
|
Ольга, я не писала в своём комменте ответ:
Именно). Потребительское отношение, потребительские вкусы… массовая культура — это разве про истинное творчество?Это даже не моя стилистика. С точками пишете Вы. Это подмечал Игорь. Сделайте лингвистический анализ в конце-концов. Мой комментарий содержал следующее: Не, Вы сказали: Второй раз видимо, Вы не влезали, я не докрутила ленту, а увидела свой вот этот комментарий: «Извините, но я это не писала:И решила, что вы удалили свою дописку. За это извиняюсь. Оля, надеюсь, что у Вас мужества и честности, если нет, то сильно ошибалась в Вас, но это не страшно. |
Опять не поняла — кто куда влез, о чём Вы говорите, Клара?
Извините, но я это не писала:Нет, это Игорь писал: Решение не в служении статуе слова, а в воспитании потребительских вкусов.— я ему отвечала (шутя, если заметили), что это «воспитание» — идеалистически архиграндиозная задача)) Они своей жизнью (трагической и страшной),Считаете, что они всё это пережили и погибли ради «воспитания потребительских вкусов»? Или всё же они были истинными творцами, а общество и система (те самые «потребители») их уничтожили? Не стоит всё выворачивать. И подозревать, что кто-то куда-то «влез». Поэзией, разумеется, не заработаешь…Именно — и творчеством. И поэзией. Но насчёт заработков — это совершенно про другое («Не продается вдохновение, но можно рукопись продать»). Или Вы считаете, что он тоже занимался «воспитанием потребительского вкуса»? Этакий педагог на общественных началах)). |
Оба-на. Оля, пришла, молча откорректировала мой коммент во второй раз и скрылась даже не извинившись. Чудны дела твои Господи. И эти люди борются за правила ЛК.
Как говорила одна моя знакомая филолог (кфн !): Охуеть! |
Я вообще не сомневалась. Так и предполагала выживут только
Кракен и Кунаков спасут ЛК! |
Я не говорил, что собираюсь копать для кого-то. Я хочу, чтобы лопаты были доступны на Озоне и вошли в обиход.
Но если мы запутались в иносказаниях, скажу прямо — поэзия не носит элитарного статуса. Есть ряд текстов, необходимых для меня, но не потому, что я голубых кровей. На вечера в Политехническом люди толпились почему? Мода? Не думаю. Так, чтобы прыгать через голову. Дайте на Евтушенко посмотреть. Мы отупели? Похоже на оправдание. Но спросите об этом бывшую коллегу в рыжей шубе. Ей надоело грызунов выкапывать. Питается какими-то абстракциями. |
Кстати, прекрасно. ЛК дошёл до такой стадии либерализма и демократии, что теперь надо с осторожностью открывать комментарии. Ты ли их писал?
А будет функция — редактор отвечает за автора сам себе? Я считаю надо её срочно внедрить. |
Набоков писал прозу для того, чтобы жить. Чтобы продавать книги и на вырученное потреблять другие товары. Сам он себя считал поэтом, и не только он один. Поэзией, разумеется, не заработаешь.
Разве это не потребительство? Но он, несомненно, занимался творчеством. |
Извините, но я это не писала:
Именно). Потребительское отношение, потребительские вкусы… массовая культура — это разве про истинное творчество? |
Блок и Мандельштам стремились к «воспитанию потребительских вкусов» -? Прямо-таки засучивали рукава, брали лопату (как собирался сделать Игорь) и...?Нет? Не стремились? Прямо-таки засучивали рукава, брали лопату (как собирался сделать Игорь) и...?Они своей жизнью (трагической и страшной), а в случае Мандельштама — засучивал и брал лопату и что-там в лагерях дают? стремились. Ну а почему Игорю не засучить рукава тогда, и не взять лопату? |
Не, Вы сказали:
К тому же „потребительство“ — это уже не про творчество как таковое, мне кажется.Именно). Потребительское отношение, потребительские вкусы… массовая культура — это разве про истинное творчество? |
Вы к Ольге Седаковой обращаетесь, Валерий?
Думаю, она вряд ли сюда заглянет и прочитает это обращение). |
Блок и Мандельштам стремились к «воспитанию потребительских вкусов» -? Прямо-таки засучивали рукава, брали лопату (как собирался сделать Игорь) и...?
Они говорили о чудовищной невежественности,Это да. Осознавали вполне. Но сами были творцами скорее вопреки этому, а не для (тем более, «воспитания».) Да, Блок пытался читать лекции по истории литературы после революции (для нескольких человек в пустых нетопленных помещениях) — а что ему оставалось? Но поэтом быть в этом кошмаре уже не мог. Думаю, мы просто говорим о разных вещах. А что, Набоков, например, был не творец, по Вашему мнению?Не поняла вопроса. Разве я говорила, что не был? |
О, это Вы хватили, батенька,… идеалистически архиграндиозная задачаНу так хватали и Блок и Мандельштам. То есть им можно идеалистами? А другим Вы отказываете? Вам смешно. Они говорили о чудовищной невежественности, необразованности и т.д. тех, кто варит пипелхаванье из пресловутой рыночной литературой, актуалочки.и прочей культурки. Во все времена читателей от желтухи, порнухи, билетов, ценников и иже с ними до учебников, детективов, женской прозы и наконец — хорошей, прекрасной литературы, насчитывается до 93%, а то и больше. Читателей же поэзии при этом — 7, а то и меньше %. То есть поэтическая неграмотность очевидна. И судя по всему — такой и останется. Читатель поэзии никогда не примет за поэзию стихотворчество: имитацию, подражательство, стилизации, спортивные состязания на турнике или болезненную графоманию. К тому же „потребительство“ — это уже не про творчество как таковое, мне кажется.А что, Набоков, например, был не творец, по Вашему мнению? |
Классная статья, спасибо огромное, Ольга.
Человек, написавший статью, не просто понимает, тонко чувствует систему слова, как инструмента познавания, взаимодействия, но и… осознает её, как инструмент создания собственно самого мира. И это не метафора. Квантовая физика нам в помощь. Эксперименты с наблюдателем и тп и тд. Читал и в голове вертелась мысль о музыке, где нет точных знаков, а есть только звуки (для слушающего). Сольфеджио — тот же язык. Но он придуман много позже музыкальных начинаний. С музыкой каскад эмоций и картин создаётся напрямую, минуя сигнальную систему знаков. А это значит, что со-вибрация и сама по себе вибрация, в тч музыкальная, информационна изначально. А стало быть игры в «тр бр выл», это не что иное, как попытка поймать нужную вибрацию за хвост и привнести с ней «новый» смысл. И да, многие языки изначально так и создавались, если углубиться в их истоки, как коды вибраций и смыслов. Но нам известна лишь часть этих тайн. Хотя, достаточно развернуть «элементарную» кириллицу и мы видим взаимосвязи на уровне вселенной и всего бытия. О поэзии слова? Это, кмк, попытка максимально сконцентрировать широко разбросанную вокруг гармонию мира в гармонию слова. Попутно создавая новые. Чистое творение. Природа необычайно поэтична. Поэтично буквально все. Нужна только нужная/тонкая со-настройка. И это изначальная гармония, кстати, и есть наша собственная природа. Мы источник всего. Но не как человеческие существа, а энерго-информационная (прости господи) суть и источник. В общем, поэзию не надо искать. Она прямо здесь и сейчас. Без лопат) |
К тому же „потребительство“ — это уже не про творчество как таковое, мне кажется.Почему бы и нет? Поначалу вы так уверенно слепили из поэзии лопату, что я порадовался — растает снег, найдется закладка смыслов, созвучий. И плюнул на обе ладони. Порадовалась и моя статуя. Даже хорошо, что ей нечем указать, где копать, можно начать прямо здесь. И вдруг вы снова размежевали грядки, и оказалось, что ваша лопата поэзии не продается. Тут и берет начало парадокс, которым не преминул воспользоваться Валерий. Ему говорят — твоя лопата крива. А он отвечает, мол, я со своей лопатой делаю такое, о чем ваша скудная фантазия не подозревает. Кто сказал, что я собираюсь копать, говорит Валера и с хитрым прищуром полирует черенок. И он поступает так неспроста, а насмотревшись на других пользователей. Вышеуказанной тактики защиты придерживается больше половины авторов портала. |
Нет, во второй цитате говорится о культуре, как о чем-то умозрительном...Именно. То есть, «искусственно организованная система знаков» — это крайность. «Служение статуе» — другая, но тоже крайность. Точно так же во взглядах на поэзию — вспомните давнишние споры между ярыми последователями Некрасова и «чистой поэзии» (поэтики) Фета и Тютчева, а потом и символистов с имажинистами, например… И среди тех, и среди других есть настоящие мастера слова. Я же говорила о современных спорах о взглядах на язык и его поэтическое воплощение. И Седакова как раз не впадает в эти крайности (прочтите статью), в том числе и в то самое«служение» языку: Поэзия, таким образом, если и служит языку, то именно тем, что ему сопротивляется, пытаясь именовать то, чего язык назвать не смог и, вероятно, не может – именно потому, что одним словарным словом это не именуется.И это коррелируется с известным утверждением Мандельштама: «Любое слово является пучком, и смысл торчит из него в разные стороны, а не устремляется в одну официальную точку.Истина всегда глубже и многогранней, чем крайности. Решение не в служении статуе слова, а в воспитании потребительских вкусов.О, это Вы хватили, батенька,… идеалистически архиграндиозная задача)). К тому же „потребительство“ — это уже не про творчество как таковое, мне кажется. |
Нет, во второй цитате говорится о культуре, как о чем-то умозрительном, оторванном от практической стороны процессов и явлений, от того, что происходит наяву. Как-то я уже говорил про Венеру Милосскую с отломанными руками, которая служит эталоном метра красоты и грации, но школьных линеек из нее не понаделать. И безрукость Венеры одновременно символична и буквальна, какой оттенок смысла ни возьми. Она ничего поделать не может, независимо от того, поклоняетесь ли вы статуе культуры, как богине, или она служит вам. Модернисты попытались вернуть статуе черты нормальной голой женщины, и даже запретили ее мыть. Но откровенность не равно искренность, и статуя приелась опять.
Решение не в служении статуе слова, а в воспитании потребительских вкусов. Инструментария читателя, в частности. Совершенно неважно, сколько человек прочитал, что именно, важно — как. Все определяется навыком читателя, а не автора. Как человек читает, так и пишет, так и живет, рожает детей, растит редис. Пока же практическое назначение поэзии в жизни человека это пирожок на последней странице журнала о садоводстве, будут срачи вместо обсуждений. А те, для кого поэзия чуть больше, чем пирожок, создадут очередную безрукую статую и будут ей поклоняться. Но чаще статуя для интерьера. Дети изобретают велосипед, называя это новой искренностью. А отцы говорят — ты сметану-то клади. И с хлебом, с хлебом. Практика и теория не сходятся, между ними пропасть, эстетический барьер. |
Стоит прочесть эту статью (к слову, написанную ещё в 2012г) полностью. В ней, мне кажется, ярко обозначены корни конфликта в современном отношении к слову (и не только поэтическому):
Язык – человеческий, словесный язык – воспринимается теперь как «система знаков». О литературе говорят как о текстах, о манере автора как о письме.И далее: Сама же культура понимается тоже все более и более «семиотически», как исключительно социальная, условная, искусственно организованная система, герметически отделенная от «природы» и «органики». Вот когда спорят о «простоте» и «сложности» поэтических текстов, противопоставляют нечто «понятное» какому-то «заумному», как раз, на мой взгляд, расходятся в понимании использования языка как семиотической «обслуживающей системы знаков» — и в «служении» языку (как называет это О.Седакова). |
В нынешних своих стихах (книга «Начало книги») Ольга Седакова как раз работает уже со звуком. У неё такая планка была взята в шестнадцать лет, что ничего и не остаётся, как уходить в звук.
«говорила старуха из наших мест» звуково согбенно — И — высокий, У низкий: поклон (согбенность) это очень красиво |