0
3708
Рубрика: концерты

"И тогда Девушка с гребнями вскочила, одичалая, как древняя плакальщица, залпом выпила стакан огненной касальи и запела, опаленным горлом, без дыхания, без голоса, без ничего, но... с дуэнде. Она выбила у песни все опоры, чтоб дать дорогу буйному жгучему дуэнде, брату самума..."

Федерико Гарсия Лорка

 

…А если бы все было вот так:

 Небольшая площадь в сердце Кордовы. Солнечный свет с разделенного увесистыми облаками неба спускается нестройной, прозрачно-золотой колоннадой. На досчатых коробках обнаруживаются играющими два разомлевших от жары гитариста. Гитары хрипят, кашляют напряженным боем, выплевывая слащавые пассажи. Цыганочка вырисовывается в паре шагов от токаоров (прим. – гитарист). Платье в красно-белый горох, в волосах – сирийская роза. Девушка танцует, кистями рук выписывает в воздухе вензеля, припечатывая эту невидимую подпись энергичной чечеткой.

На пороге одного из домов проявляется донна. Донна рыдает, голосит во всю глотку, расточает проклятия: ее мужа -  уважаемого и порядочного человека, зарезали какие-то проходимцы. Выплакать горе не получается, остается надрывно кричать, солируя на фоне причитающего хора соседких сплетниц.

Какие-то проходимцы возникают, чтобы поглазеть на цыганочку. Кто-то из них бросает ей пару монет. Монеты украдены ночью у нечистого на руку торговца, который после был найден зарезанным в сточной канаве. С минарета спрятавшейся за углом небольшой мечети, призывает к молитве горластый муэдзин. Один из проходимцев виден рядом с цыганочкой, танцует - движения резки, взгляд однозначен.

    Из рассеянной толпы зевак на них восторженно глядит смерть, смеется, аплодирует.

 

…А если бы всё происходило по-другому:

 Арабы не покоряли испанских провинций, не было цыган в Андалусии,   не было кровавых побоищ и не менее кровавых развлечений? Если бы смерть не держала за руку испанца, начиная с младенчества в течение всего отпущенного срока, становясь другом и спутником? Если бы боль не превращалась в надрывную песнь, а любовь – в танец, - что бы мы именовали словом Фламенко?

 

… А если бы ассоциации большинства россиян с фламенко не ограничивались связкой: танец – кастаньеты – испанская страсть, то моя болтовня не имела бы смысла. Однако имеет. Хотя бы потому, что с кастаньетами фламенко почти не танцуют, задавая ритм хлопками ладоней. Хотя бы потому, что фламенко – это не только танец, но целое культурное явление, включающее и особый вокал, и музыкальное сопровождение. Хотя бы потому, что страсть – это всего лишь одна из движущих сил фламенко. А главная сила, несомненно, - Дуэнде.  Что это - знает каждый хороший балайор , кантаор и токаор (прим. танцор, певец и гитарист) да и что там, каждый уважающий себя испанец. К примеру, тот же Гарсия Лорка. Я не берусь рассказать вам о Дуэнде. Не возьмусь и объяснить философии фламенко. Ищите, да обрящете…

 

«… А если взять в равных пропорциях ритма, мелодии, добавить мастерства исполнения, - Чернокнижник перебирал в памяти ингредиенты сложного заклинания: то, получится основа. Раскаляем ее под палящим солнцем, иссушаем ветрами и… осторожно, затаив дыхание, добавляем движение. Сначала плавное, оно становится с каждой минутой всё резче, рвется, рушится и расцветает…»

Чернокнижник ждал...

Заклинание светилось, колыхалось, вскипало, но не спешило воплощаться.

/Паль-цы ма-га от-сту-ки-ва-ли нерв-ну-ю дробь/

-Знаю, знаю, что без тебя ничего не получится!

 /Зрач-ки бе-га-ли, ли-цо тем-не-ло/

-Вижу, мерзавец, без твоих черных звуков я не получу нужной полифонии…

 Маг дрожащими руками достал  предмет, скрытый в крошечной шкатулке. Это была срезанная прядь иссиня-черных волос, когда то принадлежавшая его убитой дочери, цыганке по материнской линии. Старик погладил драгоценную прядь, и…

 - Раскат! Волна звука вырвалась из комнаты, разрушив ее границы. Старик пел, и в его рваном старческом голосе рос, набирал силы Дуэнде – древнейший демон земли, искусства, боли и борьбы…

 - Раскат! Звук из разрушителя превратился в творца. Он создавал очертания, силуэты, сначала смутные, затем всё более прояснял их…

И вот перед глазами старика уже появилась маленькая площадь в сердце Кордовы. Солнечный свет с разделенного увесистыми облаками неба спускался нестройной, прозрачно-золотой колоннадой…

 

А голос всё рисовал и рисовал: досчатые коробки, толпу каких-то проходимцев, рыдающую Донну, соседок-сплетниц, горластого муэдзина... Последними появились пара гитаристов и цыганочка с до боли знакомым лицом. Отбивая чечетку, она вырисовывала в воздухе заветный вензель «Дуэнде».

 

P.S. 19 октября в Нижнем Новгороде, в КЗ «Юпитер» прошел концерт испанского театра фламенко «Андалусия». Отмечу, что актеры были в основном в возрасте (есть мнение, что до 40 для фламенко недостаточно жизненного опыта), и, конечно не из разряда звезд первой величины. Однако то, что творилось на сцене – было искренним, глубоким и горящим фламенко.

 

И.М.

Дата публикации: 25 октября 2011 в 01:05