0
8812
Рубрика: интервью

Что для меня Вера Полозкова? В первую очередь - неординарная личность и явление в современной российской культуре. Можно долго спорить о качестве ее текстов, однако отрицать, что феномен головокружительного успеха Веро4ки сыграл и, безусловно, до сих пор играет важную роль в нашей сетевой литературе, вряд ли найдутся желающие. Между тем, эта девушка уже несколько лет, как не ограничивается одними сетевыми и печатными публикациями. Вера активно выступает со своими текстами в столичных театрах, клубах, записывает уже второй аудио-альбом и гастролирует по городам России, собирая полные залы, что для поэтов сейчас – большая редкость. Не обошла она вниманием и Нижний Новгород. Четвертого декабря, в день выборов в ГосДуму, в книжном магазине «Дирижабль» прошла встреча Веры Полозковой с читателями, а затем, в нижегородском ТЮЗе, состоялся ее творческий вечер.

 

В этом своем посте, хочу привести отрывки из ее разговора с читателями, а так же, вкратце рассказать о впечатлениях от концерта. Думаю, тем, кто хотел, но по каким-то причинам не попал в этот день в Дирижабль и/или ТЮЗ, это может быть интересно.

 

Вера Полозкова. Разговор с читателями.
О поэзии, путешествиях, музах, кумирах и их поклонниках.

Настоящая моя поэзия или нет? Мне кажется, как только я начну это осознавать, она резко перестанет быть настоящей. Про это не задумываюсь даже… Я много лет боролась за право заниматься тем, что люблю, и когда, наконец, заслужила это право –  стало очень хорошо. Появилась радость того, что нет в жизни места вещам, которые бы я ненавидела, но делала бы все равно по какой-то из причин.

О взаимоотношениях с Музой

 Есть у Касты прекрасная песня про Музу. Обязательно послушайте, она замечательная. Там про то, как три рэпера выстраивают свои взаимоотношения с музой. Я целиком и полностью на их стороне. Они пишут ей письма по электронной почте, всячески уговаривают прийти, обещают какие-то подарки. И тут вступает женщина, которая оперным голосом поет: «я к вам не приду, не приду, и не ждите». Вот такие ровные отношения у меня с музами.

О новой пластинке и целевой аудитории

Пластинка «Знак Неравенства» задумывалась именно мрачной, мы вполне отдавали себе в этом отчет, тенденциозно подбирали тексты. Потому, что это дилогия. Будет еще «Знак Равенства», и этот альбом будет про любовь и способы помириться с миром. Ту часть читателей, которая любит попсовые, «гламурные» образы в моих текстах я настолько не боюсь потерять…  Не знаю, как быстро бы попрощался со мной человек, пришедший и сказавший: «Давай же сделаем с тобой жизнерадостную коммерческую пластинку!». Вообще не для этого все делалось,  по другой причине. Мне было интересно с форматом поработать, ведь я никогда не думала о текстах, как о такой единице, как «альбом». Мы же думаем книжками, в основном, или циклами, или рассказами… И тут мне и моей подруге Лене Грачевой, которая является автором проекта, показалось, что это может стать интересной рабочей историей: собрать тексты по какому-то принципу в один альбом и попробовать его поиграть вживую. Это довольно дикая мысль, она нам раньше и в голову не приходила… И это интересно, от этого жизнью пахнет.

 

О гастролях по городам России

Это же моя страна, если б  гастроли в Индии происходили, было бы страшно… Хотя, может, там даже легче. Но историй, близких к безумным, абсурдным, иррациональным, истерически смешным или зловещим, происходит порядочно на каждый город. Жизнь все время преподносит сюрпризы. Мы же не настоящие сварщики, мы же не группа, относящаяся к себе крайне серьезно… Скажем… к примеру, «Моральный кодекс» чтобы ездить и убивать организаторов за неправильный райдер. Мы вообще собрались и устроили себе большое приключение. Что бы не происходило – это часть приключения. Когда вы едете за границу, вы представляете, что в Италии, например, какие-то мотоциклисты могут вырвать у вас из рук сумку – это уже как часть программы. И мы к подобным вещам готовы изначально, ездим с мыслью: «Ну что на этот раз?».

Касаемо Нижнего, тут просто какие-то золотые организаторы. Правда мы их пугаем немного. Вот тут, вчера, у нашего барабанщика был день Рожденья, и в шесть утра мы вышли из поезда «счастливые» абсолютно. И надо было видеть ужас на лице организатора, вроде: «Ой боже мой, что же это я привёз такое!». Вот, но уже через пять часов, мы выспались и были в полной готовности.

 О местах выступлений

Я больше люблю клубы. Потому что видно людей, они имеют возможность непосредственно реагировать на происходящее. У них хорошее настроение, они могут перемещаться по залу и вернуться, скажем с бокалом в руке.  А когда сидячий зал, и люди сидят и внимательно смотрят на сцену,  вот так, снизу, мне это напоминает некий Цирк дю Солей. Кажется, они ждут, что ты начнешь кувыркаться, как Спайдермен выстреливать паутиной, висеть и всё такое… В общем, чувствуешь себя страшным шарлатаном перед этим сидящим залом. А на сцене только ты и четыре перепуганных музыканта. Вот и все шоу, все спецэффекты. Никакая подтанцовка в пачках не пойдет в неожиданную минуту, и ты об этом знаешь, а они еще нет.

 

О видах транспорта:

 Есть необсуждаемые варианты, типа «лететь 4 часа, а ехать – неделю». Тут уже надо лететь. А сюда мы ехали на ночном поезде. Я очень люблю расстояния между городами, длиною в ночь, это правильно. Чтобы почувствовать расстояние – нужно его прожить. Ощутить ритм, с которым меняется картинка за окном, местность… Физически прожить, понять зачем едешь, для чего едешь, почувствовать дальность от дома. Самолеты украли важную часть ощущения путешествия. Они мне напоминают телепортацию. Все слишком быстро происходит.

  О выборах:

 Я наверное гордилась бы собой, если бы мне хватило осознанности вчера, в мой единственный свободный день за последнюю неделю взять открепительное удостоверение, и приехав в НН, между двумя пресс-конференциями, пойти и проголосовать. Я сказала бы себе: детка, ты хороший человек, гражданин. Но, вообще, это не веселая игра. Можно создать иллюзию участия, то, что ты можешь что-то выбрать, повлиять на ее исход. Но это лживая игра, и я не особенно жалею, что не сыграла в этот раз.

О безумных поклонниках

 Я веду себя с отвратительным для них, материнским участием. Больше всего безумные поклонники не любят, когда им сострадают. Им нравится бесить. Это ведь реакция, сильная как и любовь, только с обратным направлением. А вот когда ты говоришь: котик, ну не переживай, всех вылечат, уже есть лекарство и все хорошо – они сникают и думают, что это как то неинтересно… Не подействуешь на нервы, не поугрожаешь, не попреследуешь… Как же так? Я столько всего придумал, а она не боится… Такая Дюдюка Бармидонская, смотрели? Серая вещь с бантом в горох, которая говорит: «нет, я все-таки испорчу им праздник!». Какой нибудь один такой человек на концертах обязательно найдется. 

Но хуже всего когда подобные вещи делает знакомый человек. Некоторым это дает такое пространство для фамильярности, панибратства и распространения слухов… От незнакомых можно ожидать чего угодно, а тут… это куда хуже.

 

О любимых поэтах

Из моих современников и старших товарищей, очень люблю Федора Сваровского, Линор Горалик, Марию Степанову. И я не понимаю, почему, чтобы найти их в книжных, нужно очень постараться. А вот Резника с Дементьевым найти в золотых переплетах – вообще никуда не надо идти, до союзпечати дойди – и там кто-нибудь из них, в белом пиджаке, на обложке, чтоб не дай бог не перепутали, чья это книжка.

Есть и огромное количество людей из двадцатилетних, которые меня восхищают. Например, Дана Сидерос, у нее недавно книжка вышла «Шутки кончились». Я про нее часто пишу в жж, даю на нее ссылки, потому что мне кажется, ее всем стоит почитать.

Аля Кудряшева, Ася Нистратенко, Катя Перченкова (вошедшая в шорт-лист Дебюта), и … радость в том, что с каждым днем их все больше и больше.

У меня есть друг, Саша Гаврилов, который долго был главредом Книжного Обозрения, а потом ему предложили вести на Культуре литературную программу. Он сказал как-то: «Я буду приглашать двух маститых поэтов, и двух молодых.» Я говорю: «Саша, у тебя программа закончится через три выпуска. Молодых поэтов – ну, там, семь.» Так вот, когда он мне список представил, кого он нашел… И я поняла, что это люди, которые не просто тексты прекрасные пишут, но и способны на телевидении появиться и их прочитать – что совсем другая история, я подумала – прекрасное время, золотой век. Лева Оборин, опять же…

 О кумирах

Мой первый кумир в жизни – Майкл Джексон. И остался им, и пребудет. Первый его альбом мне подарили в восьмилетнем возрасте. Кассета была заслушана до того, что мне пленку подклеивали в нескольких местах… Музыкального потрясения важнее со мной, пожалуй, не было… Касаемо текстов песен – у группы «Несчастный случай», которые были моими кумирами в юности  – есть учителя. Это Иващенко и Васильев, которые написали «Норд Ост» в свое время. До создания «Норд Ост», они создали семь прекрасных альбомов песен. Так вот, что касается авторской песни, с гитарой…

Многие люди, в том числе музыканты моей группы мечтают о воссоединении любимых команд: «вот я бы поехал, если бы Deep Purple воссоединились в первом составе, а вот я бы…». А я поняла, что в моей жизни – это история с Иващенко и Васильевым, которые пели вместе лет 20, до того как случился Норд Ост. После чего они перестали петь вместе, и выступать… И я думаю: «Как же так?».  Это ведь не барды в чистом смысле. В отличие от большинства бардов, они обладали невероятной самоиронией. Они с таких смехом относились к себе, к жизни, что никогда не превратились бы в такую плесень, которую крутит иногда радио Шансон, выдавая за бардовскую песню… Именно поэтому им достало таланта, вкуса, меры и ума написать такой замечательный мюзикл, как Норд Ост. Больно, что его больше не будет в стране, ведь на национальном материале не написано ни одного столь же значительного и важного произведения.

 О Высоцком и подражателях

 Высоцкий перевернул все представления об авторской песне, многие вещи после него стало делать просто невозможно, они поблекли, не работают. И поэтому многие исполнители кажутся такими жалкими и постыдными. Вроде Никиты Джигурды, исполняющего песни Высоцкого.  Хочется сказать: «Мальчик, не надо. Ты и так нехорошо выглядишь, а так - еще хуже…» Такие явления, как Высоцкий не могут не порождать подражателей.

 

О стране

Интеллектуальный капитал страны… Тот факт, что он у нас есть, дает какой-то шанс на счастье. Если б мы были совсем неосознанными – было бы хуже. У меня часто спрашивают: «Почему же вы не ходите на митинги?» и.т.п… А у меня много друзей, которые ходят. Я думаю, что нужно очень много работать над собой, над своим окружением, над тем, что ты делаешь в жизни, быть бесконечно преданным тому, что у тебя получается, чтобы мир вокруг как-то деятельно менялся к лучшему. Это единственный способ что-то изменить. Все люди, которые начинают кричать: «Давайте же пойдем революцию устроим!», я говорю: «Да ты с мамой- то помирись уже, революцию ты устроишь… Сделай что-нибудь настоящее, чтоб состоятельность свою человеческую показать. Пойди в хосписе поработай два месяца… Сделай что-то, что правда делает жизнь людей лучше, ощутимо, на твоих глазах». Пока мы не научимся отвечать за себя, за близких - мы никогда не сможем отвечать за страну. Мы так устроены. Любая новая страна начинается с покупки абонемента в спортзал, приведения себя в порядок, а дальше можно спокойно разговаривать о том, что мы не овцы и с нами нельзя так обращаться.

О поэтессах, пишущих "под-Верочку"

Отношусь к ним с нежностью. Что посоветую? Всё правильно! Я прошла этот период ученичества, и никогда этого не скрывала. Когда тебе 18 лет, ты читаешь что-то, что потрясает тебя до глубины души – ты не можешь не попытаться сделать так же. Ты осваиваешь метод, на уровне техники, на уровне навыка. Смотришь, как этот размер, способ рифмовки работает… Это неизбежно. Пусть они пишут и пишут и пишут и становятся не второй, третьей, четвертой Верочкой, а первыми – собой. Я никогда ни к чему не ревновала, не обижалась… Бывает, люди не разрешают свои тексты использовать… Меня это не волнует. Делайте, что хотите, главное чтоб это было хорошо!

 (Записано со слов Веры Полозковой на встрече с читателями)

Творческий вечер Веры Полозковой в ТЮЗе

 

В ТЮЗе в этот декабрьский вечер был аншлаг. Сразу скажу, мои ожидания в плане состава публики не оправдались. Все-таки нельзя сказать, что зал был до отказа набит сентиментальными барышнями около 18-ти. Контингент был разнородным, от вышеупомянутых барышень до внушительных мужчин за сорок.

Концерт начался почти сразу, без особых задержек. Поначалу, когда я увидела на сцене команду из четырех музыкантов в растянутых футболках и высокую фигуру Веры по центру, в элегантном  платье и забавных массивных ботинках, нервно перебирающую листочки с текстами, я подумала: «И правда, формат клубный». Даже в рамках нашего ТЮЗа ребята смотрелись скромно. Однако, преодолев первые волнительные минуты, главная героиня вечера все-таки сумела сконцентрировать на себе всё внимание, увлечь и заставить сопереживать.

Во-первых, сыграли роль ее незаурядные актерские способности, во-вторых – работа музыкантов, которые то заранее определенными композициями, то импровизируя, помогали создать необходимый и порой труднодостижимый при авторском прочтении текстов, эффект сопричастности. Слушая эти порой незамысловатые, а порой наоборот, поразительные истории о людях, наших соотечественниках или иностранцах, борющихся за жизнь, за любовь, за место под солнцем – почти каждый узнавал себя.

Многие тексты из прочитанных, были глубоко личными, почти исповедальными. Наличие таких стихотворений, в сочетании с доверительными, откровенными интонациями голоса поэтессы создавало интимную атмосферу искреннего разговора по душам. Такого, серьезного, глубокого диалога с близким другом. Со всем причитающимся: уверениями, признаниями, криками, слезами непонимания и принятия.   Причем разговор этот получился  не с залом, а с каждым в отдельности.

Трудно сказать конкретно в отношении меня, прирос ли смысл после посещения творческого вечера, или нет. Большинство текстов ведь были мне знакомы, прочитаны ранее. Однако соглашусь теперь с теми, кто хвалит актерские способности Веры. А так же отмечу, что у нее замечательная команда, которая наверняка ее очень поддерживает и придает сил для новых творческих проектов, выступлений, которые наравне с написанием текстов составляют ее творческую жизнь. И может, именно в удачной команде один из секретов успеха Веры Полозковой?

 Миронова Ирина

 

P.S. Огромное спасибо за предоставленные фотографии двум прекрасным девушкам: Ольге Солтан (1 - 3, 6 - 8 фотографии по-порядку) и Оксане Зиновьевой (4 и 5 фотографии)

Дата публикации: 06 декабря 2011 в 23:19