436
Рубрика: По литературе

История создания. В 1830 году вышел журнал «Отечественные записки», где был впервые опубликован рассказ молодого писателя – «Бисаврюк, или вечер накануне Ивана Купала». Так изначально называлось будущее произведение. Тогда, Н. В. Гоголю был всего двадцать один год, но он много времени уделял глубокому изучению малороссийского фольклора. Автор немного поработал над рассказом, сместив акцент с Басаврюка на перипетии любовной истории. Праздник Ивана Купалы дал большой простор полету фантазии Гоголя. Поверья, связанные с купальской ночью, стали основой сюжета новой повести. Несмотря на обилие фольклорных элементов, Гоголь пытается сказать своим читателям о том, что нужно четко разделять сказку и реальность.

По своему жанровому своеобразию произведение является мистической повестью. Это произведение было включено в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки».  Изначально, эта повесть задумывалась как введение ко всему циклу, задающее тон основополагающей идее Гоголя.

По сюжету повести, дьяк Фома Григорьевич, рассказывает о появившемся на хуторе дьяволе в человеческом обличье – Басаврюке. У зажиточного человека по имени Корж был молодой работник - сирота Петрусь. Петрусь влюбился в дочку Коржа Пидорку, которую уже засватали за богатого человека. Чтобы жениться на Пидорке Петрусь идет на сделку с Басаврюком и убивает невинное дитя, маленького брата Пидорки.

Тема повести – связь человека с нечистой силой, фактически сделка с дьяволом, которая не приводит ни к чему хорошему. Петрусь был готов на все, ради союза с любимой, но счастливым он так и не стал. По мнению автора, парень позабыл об истинной духовности. Социальное неравенство толкает его на преступление, за которое он сразу же получает наказание.

Идею повести Гоголь определяет, как осуждение стремления нажить богатство нечестным путем, презрение к жестокости и коварству. Басаврюк сам стремится получить выгоду от убийства ребенка и обманным путем заставляет Петруся пролить невинную кровь. Автор считает, что человек должен сам творить свою судьбу, преодолевая трудности, не обращаясь за помощью к темным силам.

Главные герои повести – Петрусь, Пидорка, Корж, Басаврюк, Ивась и рассказчик Фома Григорьевич. Петрусь - бедный, но красивый и трудолюбивый парень, работник Коржа. Пидорка – очень красивая девушка, о которой мечтают все парни. Корж - богатый казак, отец Пидорки, жадный и лицемерный человек. Ивась – шестилетний сын Коржа. Фома Григорьевич – дьяк, умеющий так рассказывать истории, что слушатели готовы бросить все свои дела.

Композиция повести линейная. В экспозиции происходит знакомство с Фомой Григорьевичем и его талантом рассказчика. Завязкой является момент обращения Петруся к Басаврюку за помощью. Действие постепенно развивается от пропажи Ивася к тяжелой жизни молодых новобрачных. Кульминационным моментом становится появление призрака и исчезновение главного героя. В развязке читатель узнает о том, что Пидорка ушла в монастырь.

2 вариант

Творчество великого писателя Н. В. Гоголя – это путь к разгадке к человеческому счастью через препятствия. В его произведениях имеют место и любовь, и разлука, и смерть и волшебство.

Эпизоды, в которых наблюдается связь человека с нечистой силой так или иначе встречается в произведениях Н. В. Гоголя. Пройдя ряд испытаний, его героев ждет разный финал. Но все они связаны и с реальным, и с мистическим началом.

Повесть Н. В. Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала» необыкновенно увлекательна, потому что в ней соединились элементы культуры, которые напоминают русский народный фольклор. Если провести параллель, то можно сравнит ведьму и бабу-ягу, отметить разной сложности препятствия на пути к цели. Кроме того, читателю представлены отголоски взглядов древних славян, которые верили в то, что в некоторых людей способны вселяться бесы, от чего внутренний мир подвергается зависимости от материальных ценностей. Различные поверья предстают перед читателем и на страницах этой повести. Это и исполнение желания того, кто найдет в праздничную ночь цветок.

Главный герой повести характеризуется как мужчина, которому свойственно естественное желание - жениться на понравившейся девушке. Однако автор постепенно, через применение традиционных обрядов и поверий праздника вводит его в круг заблуждений. Искушенный Петр из-за договора с дьяволом совершает непоправимые поступки. За это он испытывает настоящие муки, когда наблюдает, как меняется его Пидорка (превратившись в «бабу»), он огорчает всех близких потерей памяти, становится убийцей. В конце пути его ждет гибель. Все герои обладают разными характерами, мнениями, стремлениями.

Повесть Н. В. Гоголя пугающая за счет проявлений нечистой силы, загадочная, так как в ней каждый верит в исполнение желания, поучительная, потому что читатель принимает на свой счет все то, что выглядит как наказание за искушение. Писатель подчеркивает, что духовное начало в человеке должно победить материальную заинтересованность. Трагизм этого образа заключается в том, что соблазн легкой наживы, связи с дьяволом всегда имеет печальный конец. Обман, лукавство, зло – всегда остаются наказанными. Герой остается ни с чем. Он теряет и любовь, и деньги, и собственную жизнь. Именно это и хотел сказать автор, призывая обратить на себя внимание со стороны, прочитав о таинственных событиях в своем произведении.

Дата публикации: 23 марта 2023 в 12:54