|
2378 |
Право голосовать за работы имеют все зарегистрированные пользователи уровня 1 и выше (имеющие аккаунт на сайте до момента начала литературной дуэли и оставившие хотя бы 1 комментарий или 1 запись на сайте). Голоса простых смертных будут считаться только знаком поддержки и симпатии.
Голосовать можно за: Эраст Фандорин, Сэмюэл Пиквик и Против всех.
Чтобы отдать голос надо просто оставить комментарий с ником автора-дуэлянта. Также в комментариях можно оставлять и критику- мнения по рассказам.
Флуд и мат будут удаляться администрацией литературного портала «ЛитКульт».
Регламент IV Чемпионата Поэтов ЛитКульта
Голосование продлится до 2 марта включительно.
тема дуэли: Архетип женственности
Эраст Фандорин
Трамвай номер 21
Я сажусь в трамвай номер 21 и еду по проспекту Карла Маркса вперёд и вниз. Еду на улицу Торговую, чтобы ещё раз посмотреть на брошенный, постепенно оседающий в городскую землю Дом Писателя.
Впереди меня сидит бородатый дед, похожий на Льва Толстого и Фёдора Достоевского одновременно. Куда едет дед, я не знаю — на коленях у него большая холщовая чёрная сумка, а в правой руке — крепкая отполированная временем палка (так и хочется сказать, посох), вместо костыля.
- «Как не стыдно,» — тяжёлым басом говорит Толстой-Достоевский: «Такие молодые красивые, а выражаются, будто пьяные мужики в кабаке!» - Это он о нескольких молодых и, правда, симпатичных девчонках-студентках, что сидят вначале вагона и громко обсуждают какие-то свои дела.
Особого внимания на Толстого-Достоевского они не обращают, только переглядываются и дружно заливаются звонким радостным смехом. На следующей остановке девчонки выходят.
Еду дальше. Остановка «кинотеатр Мир». В вагон поднимаются новые пассажиры. И тут открывается дверь водительской кабины и из неё выходит девушка лет двадцати. Она спускается по маленьким трамвайным ступенькам и легко бежит к магазину. Через минуту девушка возвращается с небольшой коробкой печенья в руках и трамвай трогается.
Дверь в водительскую кабину остаётся открытой, и я смотрю на девушку в зеркало (такое зеркало, которое висит в кабине перед глазами водителя). Она замечает меня, смотрит сквозь зеркало мне прямо в глаза, улыбается и смотрит опять на дорогу. У неё русые мягкие волосы до плеч и ровная чёлка. Она поправляет немного растрепавшуюся от бега чёлку и опять смотрит на меня через зеркало...
У неё звонит мобильный — дверь водительской кабины закрывается. Мне выходить на следующей остановке...
Её зовут Анна, это я прочитал на бейджике - такие висят над входом водительской кабины в каждом трамвае. Я так и не услышал, как она говорит по телефону. Но одно я узнал совершенно точно — в каком-то районе этого города - города, в котором медленно уходит под землю старый брошенный всеми Дом Писателя, города, где ездит в трамвае бородатый дед Толстой-Достоевский — в каком-то районе этого города живёт красивая девушка, водитель трамвая 21-го маршрута, красивая девушка с лёгкой походкой и именем Анна... Хорошо, что я не слышал, как она говорит…
Сэмюэл Пиквик
Пантеон В
Если задуматься, то Михаилу Кузьмичу Янгелю, академику и дважды герою социалистического труда, не было никакого дела до того, что мартовскими ночами на станции Московского метрополитена, названной его именем и отличающейся от прочих станций потусторонним жёлтым освещением, пара влюблённых обнималась, целовалась и делала всё то, что положено делать в метро счастливым влюблённым. Тем единственным настоящим влюблённым, у которых с часами и календарями особые счёты.
Точно так же и Томаш Гудечек, приматор Праги с 2010 года и по сегодняшний день, не имел ни малейшего понятия о том, что в ноябре та же самая пара вдруг перестала быть парой как раз на станции Пражской. Впрочем, и бывшие влюблённые о существовании Томаша Гудечека не догадывались.
Из всех станций метро только Курская проявляла хоть какой-то интерес к влюблённым: во-первых, уж слишком часто замечали их на привокзальной площади, то спешащих куда-то в сторону Яковоапостольского переулка, то медленно возвращавшихся обратно, а во-вторых, станция Курская-переход-на-Арбатско-Покровскую-линию-и-станцию-Чкаловская была любопытна, как та безносая Варвара.
А и В познакомились в пяти минутах ходьбы от Курской в последний четверг февраля. За день до этого А крутил в руках книжку с пошлым названием «Мифы женской души». Откуда она у него взялась он и сам не знал: вообще-то он полез в свой бездонный рюкзак, чтобы выудить пьесы Эрдмана, но почему-то в рюкзаке их не оказалось, и пришлось довольствоваться «Мифами», первая строчка которых была под стать названию:
«В каждой женщине живёт богиня...»
На следующий же день А встретил девушку с очаровательной улыбкой и не менее очаровательными ямочками на щеках и узрел в ней богиню. Богиню звали не иначе, как Венерой-Афродитой, а если сокращённо, то В. Руку он взял Афродиты улыбколюбивой. Она же светлый потупила взор.
Конец февраля, а потом и весь март были морозными, но разве это когда-либо мешало влюблённым? Так и гуляли они вечерами, держась за руки-льдышки, пока не оказывались на площади Курского вокзала, чтобы через минуту нырнуть в подземелье турникетов, эскалаторов и поездов. А у самого входа в метро стояла женщина и, несмотря на холода и боль в обмороженных пальцах, играла на скрипке, мучая себя и прохожих. И под звуки истерзанной скрипки А и В смотрели друг на друга, улыбались, так что уголки губ начинало сводить, и думали о том, какие же они счастливые.
Зима задержалась почти до самого апреля, но в конце концов сдалась: по-московски серые сугробы обратились в ручейки, и жизнь, думалось А, тоже стала напоминать бегущую воду. Всё менялось: В уже не была той прежней незнакомкой – хоть всё ещё и видел он в ней загадку, которую, впрочем, не спешил разгадать. Но чем дальше познавал А свою богиню, тем сильнее она преображалась, и тем сильнее понимал А, что «Мифы» не лгали:
«В каждой женщине живёт богиня, но чаще всего в ней уживается целый пантеон»
Теперь бывало, скрипачка у Курского наблюдала, как с Деметрой прогуливается А, и та вдохновенно вещает ему о детях: о младшей сестрёнке, которой скоро стукнет четыре годика, о соседских малышах, с которыми В обожала няньчиться ещё со школьных времён, о детишках-учениках.
Из «Мифов» А вычитал, что «милые ругаются – только тешатся», но за всё время знакомства с В они так ни разу не поругались. Иногда казалось, вот-вот зашевелятся косы на голове у В, превращаясь в горгоновых змей, но нет – Афиной тогда становилась возлюбленная А, Афиной – хоть и воином-женщиной, но мудрой и рассудительной. И эта Афинина серьёзность, еле заметная морщинка на лбу и грустный взгляд порой пугали А. Впрочем, не долго пугали – буквально несколько минут, и в глазах у девушки вновь плясали искорки, на лице сияла улыбка, и А узнавал столь полюбившиеся ему ямочки на щеках Венеры-Афродиты.
Всего только раз обнаружил А, что где-то в глубине его любимой прячется тень ревнивой Геры. Наверное, каждому мужчине порой случается чувствовать себя Парисом, и в каждой Троянской войне не обошлось без Елены. Елена была старым другом, и так уж случилось, что однажды столкнулись Афина и Елена лицом к лицу, А оказался прямо меж ними. И если весь Олимп с трудом, но уживается в одной женщине, то не приведи случай очутиться близ двух пантеонов дружески болтающих друг с другом соперниц. Мрачнее тучи была потом В, и не проронила до вечера ни слова. А от Елены пришло на следующий день телефонное послание: «По-моему, она милая ;-) Удачи вам!»
А потом весна закончилась. Подошло к концу и лето. Скрипачке на вокзальной площади игралось легче, порой, словно забывшись, вместо давно знакомой заунывной мелодии играла она что-то весёлое. Но всё чаще грустил А, и с приходом осени в те долгие и скучные часы, когда рядом не было В, ходил он как в воду опущенный. Все олимпийские лица его возлюбленной казались ему знакомыми и познанными – даже своенравная Артемида, озорная, но холодная, в которую В всё чаще и чащё преображалась. Но начинал понимать А, что среди многочисленных богинь, полгода назад неожданно появившихся в его жизни, не разглядел он настоящего человеческого лица. Эта мысль пугала А, и каждый раз, когда появлялась она в его голове, он, пытаясь запихнуть её в дальний угол своего подсознания, вспоминал сияющую улыбку с ямочками на щеках Венеры-Афродиты.
На третью субботу ноября на станции метро Пражская А и В расстались. Сквозь грязное стекло с надписью «Не прислоняться» А смотрел, как медленно бредёт его бывшая возлюбленная к эскалатору и понимал, что видит её в последний раз. Так порой улетает вдаль крылатая Виктория-Ника или В, если сокращённо – улетает, превращается в еле заметную точку на небесах, забывая о недоумевающих простых смертных, оставшихся на земле.
Ни Михаилу Кузьмичу Янгелю, видному деятелю советского ракетостроения, ни Томасу Гудечеку, приматору Праги, не было никакого дела до всей истории А и В. Одна только старая Тихея, невзрачная и неряшливая, стоя на привокзальной площади, иногда на минуту прекращала истязать скрипку и с любопытством наблюдала, как проходит мимо неё А, ведя беседы с только ему видимыми и ведомыми богами.
У Фандорина видна какая-то недописанность и недосказанность в тексте… Слишком мало для победы этого вкусного отрывка про трамвай и город.
У Пиквика история получилась более закольцованной и цельной. Голос отдаю ему. Хотя мне показались оба рассказа какими-то похожими друг на друга :) Концепт общий получился у авторов. |
Пиквик ярче! Но я хочу добавить и от лица тех, кому понравился первый рассказ — дело вовсе не в краткости изложения, или в том, какими пунктирными линиями соеденены неизбежные А и В. Дело в том, как вы, читатели, судите о творчестве других людей. Здесь, на заметрах этого чемпионата, столько противоположных мнений, что читать их становится уже не интересно. И, честное слово, чем меньше мнений под рассказом, тем мне это больше начинает нравится.
Кого-то не зацепил сюжет, кому-то не по нраву герои, кому-то поперёк горла построения, авторские запятые, иностранные слова… Вы как будто автомобили обсуждаете, причём автомобили, сделанные роботами. Можно подумать, все в мире в восторге от Достоевского, Толстого, Чехова. Разве все? Но их мы знаем, потому что они Творцы, а не просто бытописатели, как Дашка-какашка Донцова. Это я к тому пишу, что судить работы людей нужно не по своему личному вкусу, а потому, как они хороши с точки зрения литературы вообще. |
Но нет смысла перечислять приметы — это глупо, наивно и слишком самоуверенно, так прыщавый юноша уверен в том, что постиг смысл бытия один раз порезав запястье из-за несчастной любви.Причем здесь перечисление примет? С чего вы взяли, что тонкость образа складывается из количества букв в описаниях? Молчаливая красота у вас в рассказе промелькнула, бессмысленно красивая природа (кстати, почему так?) — ни разу. Автор проводит параллели, но получается, что у него А и Б соединены пунктиром собственного восприятия. И весь рассказ состоит из россыпи точек. В тексте схематичный затертый набросок субъективного представления о женственности, а не архетип.А красота, существующая до первого слова — иллюзия. Молчаливая красота нема, и не говорит о своей красоте, тем более, напрямую используя слово «красота». Пусть даже глазами стороннего наблюдателя об этом говорит автор. Поймите, мы не собираемся навязывать наши взгляды на красоту, женственность и т.д. Трактуя тему архетипа как эталона, создавая ГГ, призванного его воплощать, вы взваливаете на себя сложную задачу. Пиквик, например, использовал известные архетипы — мифологические образы — но и смысл в итоге изменился. Архетип — не личный эталон, а коллективный, к тому же, проявляющийся поколениями. Даже если вы смогли бы подать индивидуальное представление так, чтобы разглядеть в нем искомое смогли не только близкие к вашему мышлению, не факт, что образ смог бы расшириться до архетипа. При условии, что ГГ — не солянка общих устоявшихся стереотипов, а действительно что-то оригинальное. Нам было бы очень интересно посмотреть, возможно ли это. В итоге — разочарование. |
Оба рассказа банальны по содержанию. Пиквик попытался вырулить за счёт заигрывания с мифологией и украшательств, но, по-моему, так себе попытка. Против всех.
|
автор не «подпихивает» слово «красивая», автор проводит параллель между красивая и тишина, Женщина — Молчаливая Красота, Женщина — Бессмысленно красивая природа. Ваш штамп в подходе к Красоте, как к описываемому явлению, к Женственности — тот же. Но нет смысла перечислять приметы — это глупо, наивно и слишком самоуверенно, так прыщавый юноша уверен в том, что постиг смысл бытия один раз порезав запястье из-за несчастной любви. Хотя ваша уверенность в собственных утверждениях (особенно на примере гугла) прямо-таки веселит))) Удачи вам обоим в делах и мыслях! С уважением и прискорбием — ваш Эраст Фандорин
|
Нам понравилось, как раскрыл тему Сэмюэл Пиквик. Наверное, даже узнали автора.) Образы сложены в систему, лейтмотивом звучит скрипка, из логики повествования ничего не выбивается. Красиво, тонко. Рассказ не говорит нам ничего нового, тем не менее, это хорошая дуэльная работа.
Рассказ Эраста… челка-челка-зеркало. Непрофессионален и не попадает в тему никак. Если автор использовал архетип под синонимом «эталон», то образа улыбчивой-незнакомки-в общественном транспорте-на-фоне-некультурных-студенток как-то недостаточно. Может, из идеи использовать антураж трамвая и способно получиться что-то интересное по данной теме (общественный транспорт как метафора коллективного бессознательного, например), но тут не вышло. В водительской кабине сидит лишь блеклость с печеньками и отсутствие каких-либо отличительных черт. В тексте автор подпихивает слово «красивая» (ну она же красивая, красивая, пойми это, читатель!) вместо того, чтобы нарисовать портрет, объясняющий, почему это так. Сэмюэл Пиквик. |
проспект Маркса (советский) спускается на улицу Торговую (современную), оседает в землю Дом Писателя, оттого и Толстой-Достоевский с посохом-костылём, а девчонки-студентки выражаются, как мужики в кабаке, потому что «медленно оседает в землю Дом Писателя». Всё это в трамвае номер 21 (век), а водитель — девушка Анна (светлая, милость, благодать), которая отдельно, как вечный архетип женщины, смотря на которую веришь — не всё так плохо, будущее есть, ведь есть надежда, что она не такая, что она не выражается, как мужик в кабаке.
Как-то так.) |