|
1667 |
Право голосовать за работы имеют все зарегистрированные пользователи уровня 1 и выше (имеющие аккаунт на сайте до момента начала литературной дуэли и оставившие хотя бы 1 комментарий или 1 запись на сайте). Голоса простых смертных будут считаться только знаком поддержки и симпатии.
Голосовать можно за: Маркиз де Карабас, Бедная Лиза и Против всех.
Чтобы отдать голос надо просто оставить комментарий с ником автора-дуэлянта. Также в комментариях можно оставлять и критику- мнения по рассказам.
Флуд и мат будут удаляться администрацией литературного портала «ЛитКульт».
Регламент IV Чемпионата Поэтов ЛитКульта
Голосование продлится до 13 марта включительно.
тема дуэли: Право первого дня
Маркиз де Карабас
- Готов! – прозвучало у левого уха.
- Не «готов», а – «упокоился с миром». – Укоризненно поправил первого другой голос, находящийся по правую сторону.
Два ангела стояли по обе стороны от моего тела. Ага, я умер. Наконец-то! Всегда хотел, что б это произошло быстро и без мучений, а вышло, как обычно – наоборот. Три года борьбы со злокачественной опухолью, изматывающие и бесполезные процедуры, унизительные взгляды родных и близких, в которых постоянно наблюдались смешанные противоположные чувства: любовь и жалость в соединении со злостью и ненавистью. « - Мы тебя любим, но ты высасываешь своей болезнью все наши средства, и мучишь нас своей затянувшейся кончиной. Когда же ты наконец-то умрешь? ».
Ну, слава Богу! Закончились наши общие мучения – и мои, и родных. А то надоело чувствовать это ужасающее пожирание тела жадными раковыми клетками. Морфин приносил лишь временное облегчение, а в остальное время меня будто раздирали поселенные внутри голодные термиты. Как же легко-то теперь!
- В общем, так, душа, - продолжил ангел слева, пока я с любопытством и некоторой брезгливостью разглядывал свой истерзанный метастазами труп – жёлтый, скукоженный, потный и при этом всём, что неудивительно – очень некрасивый. Надеюсь, в морге моему бывшему телу придадут хоть какой-то глянец для приличия, чтобы не было стыдно перед желающими провести в последний путь, и их не стошнило при церемониальном поцелуе в лоб.
- Если ты решил, что все твои испытания закончились после смерти, то ты глубоко ошибаешься. Поздравляю тебя с первым днем твоего посмертного существования, и готовься теперь к мукам более страшным, нежели физические. – Будто смакуя каждое слово, и при этом, явственно довольно причмокивая, продолжил неприятный Левый.
- Перестань пугать умершего, а? Не нам решать, муки его в итоге ждут, или блаженство. – Вступился в разговор добрый голос Правого. – Слушай, душа, какие испытания ждут тебя в последующем времени. Хотя… это всё – только слова, ибо здесь нет ни прошлого, ни будущего времени. Есть только «сейчас». Так что твой «первый день» - будет и первым, и вековечным. Всё это после смерти – лишь образные выражения.
- Какой же ты зануда, коллега! – Перебил Левый. – Короче, так, труп: первое время тебе дается на акклиматизацию, привыкание к своему факту смерти. В этот период будешь иметь способность общаться как с другими умершими, тебе знакомыми, так и входить в контакт с живыми близкими… ну, насколько последнее получится – гарантии нет. Зависит от твоих собственных душевных сил. Так что, если у тебя остались на Земле какие-то незавершенные дела, то официально заявлю – имеешь право попытаться их решить. Теми средствами, какие сам в себе обнаружишь. Если обнаружишь. - Здесь Левый гадостно хихикнул.
- А потом, - попытался сгладить неприязненную речь собрата Правый ангел, - на третий, по земным меркам день, мы заберем тебя на Небеса, там предстанешь перед Господом, затем шесть дней будет путешествие по Раю, затем обратно к Господу, и последующая тридцатидневная экскурсия по Аду. На сороковой день объявляется официальное завершение рассмотрения дела по отдельно взятой душе, и выносится приговор.
- Прям какое-то экстремальное турагентство, - попытался пошутить я, но сразу же приуныл. Уж больно невнятными мне показались перспективы такого существования в бестелесном состоянии.
- Всё, мы уходим, осваивайся со своим положением. Через три дня жди нас обратно. Постарайся использовать отведенное тебе время наиболее разумно. – Раскланялись божьи посланники и растворились в эфире.
А я принялся усиленно размышлять над сложившейся ситуацией. Право мне, значит, дали - устроить свои незавершенные дела. И что мне с ним делать-то? Если б хотел, то завершил всё при жизни. Поменять же, что сделал не так, как хотелось – вряд ли получится. Тайны волшебного карточного расклада у меня нет, как у пушкинской пиковой дамы. Никаких секретных шкатулок с семейными бриллиантами, запрятанными в подполе, которые мог бы подарить малоимущим родичам – тоже. Сделать последние наставления своим детям, или нанести прощальный эфемерный поцелуй на чело своей любимой жены – бессмысленно. Всё давно сделано в физическом образе, и неоднократно. Разве что – попробовать возможность пообщаться со своими покойными друзьями? Как только я об этом подумал, так они все скопом на меня и налетели:
- А, вот ты где, старина! - заорал Найф, умерший от рака мозга в прошлом году, ринувшись с потолка мне навстречу. – Жаль, не можем мы здесь опрокинуть стакан – другой французской мальвазии! А то бы дали жара пеклу!
- И как тебе посмертное состояние? – ехидно, хотя и грустно спросил Андрюха, почивший от внезапного обрыва тромба, и тихо выплыл из темного угла комнаты. – Ты всё говорил, что я излишне пессимистичен по-жизни.
- Да плюнь на это, - трубно просипев, посоветовал, заглядывая в открытую форточку седобородый Романыч, ушедший тоже недавно от рака легких, - это просто глюки. Морфин сильно подействовал, вот тебя и штырит. Эй, ты меня слышишь? Ау-у-у! Сергей!!!
- Вы меня слышите, Сергей!!! Сергеееей! – прямо надо мной орал человек в белом халате.
- Вы в порядке, у вас рецессия, анализы очень и очень обнадеживающие, а морфин мы постепенно будем убирать. Он вам уже не особо нужен. – Ну и напугали вы нас.
В проем дверей начали робко заглядывать радостные лица родных-и-близких, с букетами цветов и апельсинами наперевес.
Бедная Лиза
…и корни деревьев переплетались, как руки мужчины и женщины; крона шелестела, и глубинные, дымчатые оттенки зеленого собирали на рассвете росу, переливающуюся всеми цветами; цедились в напиток, подобный амброзии – коктейль «Синестезия»; все текло, все менялось; все ждало, все терялось, чтобы найтись. А найдясь, расплеталось, распадалось - атомами, молекулами, глюонами - квантовалось; Кот - что не жив, и не мертв - мяукал, царапался о стены коробки, пытаясь выбраться, решить, кем же он будет; перо занеслось над белым листом, готовясь одеть идею в слова, пронестись конем по полям бесформенного, собрать его в седельную сумку и вынести на свет бумаги; мир застыл на границе, когда изначальный хаос уже не был изначальным хаосом, но вселенная еще не стала вселенной; в воде готовилась зародиться жизнь; сущность бродила по миру изнанки в ожидании олицетворения; то, что казалось застывшим, жило, то, что казалось замершим, двигалось; феникс, взмахнув крыльями, улетел в широкие небеса, говоря ни о чем и крича ни о чем; или, может, то был неизвестный язык? Расскажи мне, молчание, что поведала тишина? Погляди в озерца, в блюдца-глаза, в свои зеркала; что расскажут тебе, что поднимут со дна?
Ожидание.
С потолка комнаты шел дождь, а по стенам струились настоящие водопады. Затопление достигало подоконника вырезанной в дальней стене бойницы размером с форточку, вода уже облизывала ножки стоявшего там тяжелого металлического будильника. На чашечках звонка дремала раздутая лягушка. Сквозь бутылочное стекло окна струился зеленый рассвет. Девушка спала в оранжевой надувной лодке, в которой кроме нее разместился стул с примотанным изолентой к спинке большим зонтом; на куполе пестрели множественные логотипы «Coca-Cola». Вокруг сновали маленькие разноцветные рыбки. Туча, низвергающая потоп, грязно-зеленая с пятнами черной плесени, поглотила потолок как вершину горы и практически слилась с подножием квартиры.
Синее двухслойное платье из органзы облегало мягкую фигуру спящей. Она лежала на спине, подложив под голову руки, будто в знойный день нашла тенек для сиесты. Личико с изящными тонкими чертами улыбалось каждой из них, от аккуратного носика лучились морщинки, похожие на кошачьи усы.
- Евочка, - услышала она сквозь сон. Пробормотала в ответ:
- Пять минут, еще пять минут еще, - свернулась в калачик и затихла.
«Под веками», думала Ева, «никогда не бывает абсолютной темноты. Такой вообще не бывает. Под веками, даже если спишь ночью, живут своей жизнью крохотные цветные точечки. Как «шум» на экране в старом кинофильме. Настолько маленькие, что даже цвета не различишь. В мире закрытых глаз все из них состоит. Потому что глаза хранят память о последнем увиденном свете. И я сейчас – точка под закрытыми веками Жизни».
Ева обожала ездить на велосипеде, не спать ночами, сидеть на балконе, пить фруктовый чай с тремя ложками сахара без горки, читать, считать, думать о бесконечности, разглядывать обои и придумывать истории в картинках. Ждать, до какого числа дойдет отсчет времени, прежде чем он вновь возобновится с первого десятка. Вот, уже двадцать три; интересно, бывает ли двадцать четыре? Сколько часов ночью? Может, она длится намного больше чем день? Тридцать, сорок часов – кто знает, сколько? Вот я и посмотрю... что происходит в этот миг? Почему так вообще устроено? Что показывают часы – ноль, конечное число, или два одновременно, или что-то другое? Уже двадцать три… не спать… что будет через час? Или этот момент может наступить прямо сейчас, через секунду?
Эти воспоминания тоже были своего рода световыми отпечатками.
Не бывает старого и нового; все – комбинации фрагментов, лоскутов самых разных размеров тканей мироздания; прозрачное одеяло, укрывающее звездным мерцанием миры, и ромбики всевозможных цветов внутри. Есть маленькие-маленькие, неделимые частички (хотя, может быть, и их можно делить без конца и края), а есть более крупные; крупные состоят из мелких, являясь такими же структурными единицами для еще более крупных… все перестраивается, в том числе неоднородно, как слои, движущиеся внутри неподвижных слоев; ничто не прекращает своего движения - потому, что не прекращает двигаться то, из чего оно состоит. Мы сложены из наших предков, а наши предки получают возможность жить в нас. Все имеет постоянное право на время следующего за предыдущим состояния – неважно, какими единицами оно исчисляется. На изменение, на прорыв; на то, чтобы хотя бы миг пробыть там. Условно это можно назвать «правом первого дня», где под первым днем – неважно, сколько он длится – подразумевается успешная авторизация. Это естественно, как и любое право, и его невозможно отнять – хотя некоторые думают, что можно, и даже пытаются это сделать.
На стенах комнаты возникает проекция. То же самое происходит под веками спящей Евы. Определенный уровень темноты – обязательное условие: иначе картина не будет видна. На каждом ярусе, в каждой структуре начинается показ кинофильма.
***
Давным-давно, посреди бескрайнего леса жила маленькая девочка. У нее была своя хижина, уютно и заботливо обставленная и украшенная причудливыми предметами – плетеными украшениями, фигурками, гирляндами и другими затейливыми поделками. На столе стояла печатная машинка, и повсюду лежали записки. Ловец снов висел у изголовья кровати, шевеля своими мохнатыми кисточками на ветру, когда девочка открывала окно. За ним виднелся чудесный сад и ручей, змеящийся между стволов деревьев и листвы. Лучики солнца играли с отражениями в воде, как с рыбками, которые приплывали к девочке, чтобы послушать ее истории и рассказать свои. Вы скажете: как же так, ведь рыбки немые? Но то, что нам кажется молчанием, на самом деле может быть словами на незнакомом языке. И девочка понимала его, как и наречия других зверей, которые также приходили к ней.
Но однажды ночью явился нежданный гость. На стене напротив кровати открылся глаз, следящий за каждым движением девочки. От него нельзя было спрятаться, поэтому ничего не оставалось, кроме как сбежать в лес. Поутру он не исчез, но дальше было еще хуже: каждую ночь глаза прибавлялись по одному. Девочке было невыносимо страшно, но она терпела. А вокруг дома все тоже изменилось: сад увядал, звери убежали в чащу, вода в ручье темнела, делаясь дурной на вкус, а солнце практически не выглядывало из-за туч, словно тоже боялось опасности, что таилась в стенах хижины. Мир вокруг тоже стал страшным. Однажды девочка обнаружила за домом ограду из решеток и грубо сколоченных досок с торчащими гвоздями. Каждый день эта штука едва заметно сдвигалась в сторону дома, становясь все ближе и ближе, стягиваясь, как арканная петля.
Как-то девочка сидела на крыльце и смотрела, как голые стволы, оставшиеся от ее любимых деревьев, тянут свои скрюченные пальцы через ограду, словно хотят сомкнуться на горле, и думала, что наблюдатели, чуждые этому миру, заполонили ее родной дом. Ей было очень горько, слезы подступали, но девочка твердо решила не плакать. Придется уходить: оставаться здесь было нельзя. Возможно, она сможет их выгнать и исцелить это место, если поищет ответ за пределами. Неизвестно, что сделается с ней, если попытаться преодолеть ограду, но иного выхода не было. Девочка разбежалась и со всей силы прыгнула, стараясь не думать. Ее пронзила боль, все смешалось, и вскоре она обнаружила себя бегущей сломя голову сквозь чащу. Ноги были изранены, локти тоже, текла кровь, ветки хлестали по лицу, ступни норовили застрять в ненадежном лесном настиле, но каким-то чудом девочка спаслась.
Среди стволов сновали тени, на пути встречались странные сооружения из зеркал, множащие эти фигуры. За ней продолжали наблюдать. Все вокруг было враждебным, и девочке приходилось заставлять себя делать каждый новый шаг. Так она странствовала три дня, и на третий белый свет начал сгущаться тьмой. Девочка побежала, пытаясь выбраться из леса, добраться до опушки раньше, но надежда покидала ее. Ужас сковывал; в сумраке начала проявляться краснота, окрасившая землю, листья, хвою, бревна; на деревьях появились и расцветали алые цветы, а по листве, траве и мху текли струйки крови, перегоняя девочку. Свет появился где-то впереди, хотя ему мешала лазоревая пелена, и стало ясно, что конец леса близко. Из последних сил она побежала туда, но свет закрыла высокая человеческая фигура.
- Помогите! – задыхаясь, прокричала беглянка. Но, сказав это, девочка пригляделась к фигуре и сразу узнала его. Этот силуэт был в лесу повсеместно, а глаза были теми же, что вторглись в ее безмятежность.
Мужчина отрицательно покачал головой:
- Думаешь, там хорошо? Нет. Тебя никто не ждет, не хотят даже видеть. Мне довелось пережить то же самое, что и тебе. Моя мать даже пыталась убить нас, когда я был внутри. У нее получилось, а вот меня вытащили и заставили жить. Рано или поздно твой мир наполнился бы теми же кошмарами – отражениями чувств матери.
- Ты… - хрипя, девочка опустилась на землю, удушье стальными запястьями стискивало ей шею. – Это сделал… ты…
- Все они сомневаются. Пусть даже на краткий миг, но они отвергают жизнь внутри себя. Это становится мучением навсегда, даже такая краткая мысль короче мига. Лучше бы я никогда не рождался, поэтому помогаю тебе.
Девочка почувствовала, что не может дышать, и ее глаза навсегда закрылись.
***
Холст скрутился в трубочку и запечатался в тубу, фильм разбился на эпизоды, отделились друг от друга кадры, отпечатались на пленке, свернувшись кинолентой.
Пространство комнаты пришло в движение. Старые контуры отступили за задний план и стали размытыми, акварельно-текучими, и поверх проступали новые штрихи. Дно комнаты округлилось, в щели в полу побежали тоненькие струйки, пробивая себе тропинки в рыхлой среде. К потолку комната сужалась. Пространство вырывалось из оболочки, давило на стены, тянулось вверх; затвердев, пробилось на поверхность хрупким белесым стеблем. Он был похож на крошечного человечка, согнувшегося от холода, но обнаружив, что солнечные лучи согревают его и теплый воздух рад его появлению, стебель разогнулся и простер листочки к небу. Быстро растя, становясь зеленым и крепким, вскоре росток увенчался маленьким белым бутончиком.
Подснежник раскрыл лепестки и огляделся вокруг в ожидании других цветов.
Спасибо всем, отозвавшимся насчет техники (хотя ей еще расти и расти) и в целом всем прочитавшим! Результаты голосования обескураживают)
|
Спасибо за развернутое мнение! Вашим видением моего рассказа можно любоваться самим по себе)) А за поэтичность — еще одно отдельное спасибо)))
И, несмотря на то, что значительная часть рассказа — не действие, тем не менее рассказ получился динамичным за счёт средней части, которая могла бы восприниматься отдельным рассказом, но начало и концовка, которые, казалось бы, затрудняют восприятие, создают ощущение многомерности.Забавно, что средняя часть — это пересказ первой задумки рассказа с налетом сказки. Он получался слишком объемным и комплексным для лимита по символам, пришлось переделывать с нуля. Какая версия в итоге была бы объемнее, теперь даже не знаю)) |
В рассказе Карабаса понравились интересные детали. Да, и в общем-то читалось интересно вплоть до момента, когда стали перечисляться болячки, от которых умерли друзья. Но внезапный обрыв сюжета и достаточно поднадоевший мотив клинической смерти и последующего «воскрешения» полностью испортили впечатление. Драматургия не получилась.
Бедная Лиза… Я на самом деле очень рад, что автор не отказался от поэтичности. Да, рассказ сложный, но кто сказал, что хороший рассказ должен быть лёгким чтивом? Витиеватость языка на мой взгляд здесь довольно органична. Образы, если вжиться в текст, поймать поток авторской мысли, завораживают. И, несмотря на то, что значительная часть рассказа — не действие, тем не менее рассказ получился динамичным за счёт средней части, которая могла бы восприниматься отдельным рассказом, но начало и концовка, которые, казалось бы, затрудняют восприятие, создают ощущение многомерности. В целом же видно, что автор поставил себе очень сложную задачу и в художественном, и в сюжетном, и в композиционном плане. Сказать о том, что он справился — не осмелюсь, но попытка достойная. Мне было бы интереснее увидеть на что способна Бедная Лиза в полуфинале, чем Карабас. |