|
3910 |
Притча о лицемерном эфенди
Насреддин, мудрых мыслей испив, в чайхане
Выпивал ароматного, крепкого чаю.
Глянул искоса вбок - появилась в окне
Голова падишаха. По виду - в печали.
-Вот ты где! Приодетый как бедный мулла,
Падишах примостился с Ходжой на подушки:
-Бухару оббежал, по наличью осла
Обнаружил тебя в чайхане. Вот, послушай.
Есть эфенди один во дворце у меня -
Политически верный, к режиму лояльный.
В нём уверен я... был - до вчерашнего дня.
Ты же слышал об этих Хорезмских влияньях?
Я инкогнито днесь посетил Регистан*:
Вольнодумцы шумяяят - ну да дело не в этом.
Догадайся кто больше всех злобствует там?
Но втихушку. С руки ведь, стервец, за обедом!..
И в глаза меня славит, и в дружбе клянётся...
Тут Ходжа уж не выдержал: Вечное Солнце,
До политики дела мне нет - всё пустышка.
Не с тобой, так с другим мне сидеть в чайхане.
Я вчера Фатиме починил две мотыги.
Её муж пятый день регистанит, а ей
Прокормить восемь ртов - это, Солнце, игрушка
Посложнее иных политических игр.
Про эфенди скажу... только выйдем наружу.
Глянь, мой ослик устроил нешуточный пир -
Доказательства рядом, зажми только нос,
Ароматы их ветер-проказник донёс.
Твой эфенди как вонь от осла, что за ветром
То туда, то сюда - атмосферу проветри
Во дворце, Солнцеокий. Ушёл к Машаир,
Обещал ей помочь - обвалился тындыр.
**********************************
Регистан - административная и торгово-ремесленная площадь восточного города.
Притча о настырном акыне
Как обычно, Ходжа, никуда не спеша,
Ехал мимо дворца падишаха.
Видит, грустный сидит под айвой падишах,
А осёл встал ослом - и ни шагу.
Поклонился Сапфирному наш Насреддин
И завёл разговор о, допустим, погоде...
Но стянувши чалму с благородных седин,
Падишах молвил: Ходит и ходит -
Тот, ну помнишь, профессии типа Хайям,
Рубаи и газели, касыды... искусство!
Я его уже раз пятьдесят прогонял,
Потому что характером гнусный.
Ведь повадился лазать не в дверь, так в окно,
Не спасают ни стража, ни стены.
Ладно б просто болтался, но пахнуть говном
Начинает в дворце непременно.
Вот поэтому здесь и сижу - под айвой.
Он же даже, стервец, у Мадины и Лейлы
Как-то спёр и хиджаб, и щальвары... Ой-ёй!
Халиджи* танцевал!.. Чем приклеил?
Сам готов из дворца на край света бежать!
Что мне делать с ослиным упрямцем, Ходжа?
- Жизнь тебе отравляет не доблестный муж,
Не абрек, а поэт - это эм. рода Муз.
Музы ж, Солнце, они и у греков-то - бабы.
Ну а бабы - хоть музы, хоть бабы, как вши -
Если вцепятся в муди - трави, иль чеши
Частым гребнем, хотя бы...
Больно, да. Тут поймёт тебя даже осёл,
Но осёл - не акын, как и ты. Я ушёл.
**************************************
Халиджи* - арабский "танец волос"
Притча о деятельном визире
У Великого Солнца был важный визирь,
Он советы давал и стратегии строил.
Ну, в диване, бывало, немного бузил.
И чего б не бузить возле трона?
А другие придворные, много устав
Тратить на суету драгоценное время,
И жалея свои и глаза, и уста
Разбрелись от тоски по гаремам.
У Великого Солнца был важный визирь,
Он советы давал и стратегии строил.
Ну, в диване, бывало, немного бузил.
И чего б не бузить возле трона?
А другие придворные, много устав
Тратить на суету драгоценное время,
И жалея свои и глаза, и уста
Разбрелись от тоски по гаремам.
Как-то мимо дворца шёл усталый Ходжа,
Но заметило Солнце Ходжу Насреддина:
-Подойди! Не как лист - не шурша, не дрожа,
На вопрос-ка ответь мне, родимый:
Почему вдруг диван перестал быть диван -
Пусто там, не с кем дунуть кальяна.
Я устал там скучать, и молчать, и зевать.
Так куда ж они все подевались?
И ответил ему, не дрожа, Насреддин:
-В демократиях западных, мой господин,
Уж не модно, чтоб только один паладин
Раздавал падишахам прилюдно советы!
Это, Вечное Солнце, лишь доля ответа...
Остальное доскажет мой умный осёл
Там, в диване. Тебе. Я, пожалуй, пошёл.
Притча о не понимающем с первого раза
Раз спросил падишах у Ходжи Насреддина:
— Почему твой осел во дворце наследил?
И ответил мудрец, улыбаясь невинно:
— У осла есть душа. У души есть позывы.
И вопрос только в том, что в душе за начинка?
А бывает ведь так задушевность смердит,
Что и ветром не сдуть эту «песню акына»!
— Что же делать с такою душою, Ходжа,
Что осла превращает в засранца-козла?
-О, Светлейший, отвечу без толики зла!
Те, кто мыслями, сердцем, душой дорожат,
Те, кто смотрят на то, что оставит их зад-
Во дворце не нагадят — я правду сказал…
Да пребудут открытыми Ваши глаза!
А ослу объясню про дворец, Властелин мой!
И не думаю, что разговор будет длинным.
Он поймёт…Только срежу потолще… дубину…
В чём суть и замысел такого нарратива?умный не спросит, дурак не поймёт. но если второму это гвоздь в заднице, всё не зря… |
Вначале мне было весело, что могло быть как правильно, так и неправильно. Затем стало грустно. И это было однозначно неправильно, потому что грусть была тёмной. Потом я немного подумал, и понял как всё устроено. И мне опять стало весело, и это было правильно.
Приведу наглядную схему: Правильно-счастье-свет-наружу-смех-кружочек-грусть-внутрь-мрак-несчатье-неправильно Это ось абсцисс. Есть ещё ось ординат, которая идёт в направлениях умно-глупо. На тёхмерном графике появляется третья ось, где направления — добро и зло. Все направления определяются понятиями «правильно»-«неправильно». Мне кажется существует ещё одно нелинейное направление — любовь, но я пока точно не знаю, как оно устроено. Это четвёртое измерение. Кроме того, в процессе размышлений, у меня возникло предположение, что все оси необязательно прямые, а могут изгибаться, вплоть до схождения в центральной точке. Например максимальный уровень ума переходит в безумие, а крайняя глупость — становится гениальностью. Но это гипотеза. Если вы заметили, там в середине есть кружочек. Из него мы начали движение. В разных направлениях. И я пока не знаю, правильно это, или неправильно. К чему это приведёт, тем более неизвесно. Одно я знаю точно. Если вы хоть раз улыбнётесь, может не сразу, может украдкой, чтоб никто не видел, но улыбнётесь, это будет правильно. |
Можно долго искать указатель и знак,
Ничего не поняв, словесами ворочать. Даже если пробило на истину, впрочем… Кто-то чей-то двойник, кто-то… просто дурак Насреддину плевать, а кому-то не очень… |
Насреддину бы лучше следить за ослом,
А советы направо- налево потом Падидишаху давать уж. И всем остальным, Кто заплатит деньгами, иль чем-то иным. Насреддин — лицемерен, и видит Аллах Говорит он лишь то, чего ждёт падишах. А случись с падишахом какая беда Кто, Ходжа иль эфенди поможет тогда? Да эфенди — не заинька, зверь он не тот, Что влюблённо глядит в падишаховый рот. Но служил он по-чести, и дальше бы мог, Только видно на службе истёк его срок. По фальшивым доносам и домыслам лишь Падишах его схватит, того и глядишь. И казнит его нахер. Всего-то дела'! Чтоб остаться с Хаджою. И вонью осла. |
Притча о лицемерном эфенди
Насреддин, мудрых мыслей испив, в чайхане Выпивал ароматного, крепкого чаю. Глянул искоса вбок — появилась в окне Голова падишаха. По виду — в печали. -Вот ты где! Приодетый как бедный мулла, Падишах примостился с Ходжой на подушки: -Бухару оббежал, по наличью осла Обнаружил тебя в чайхане. Вот, послушай. Есть эфенди один во дворце у меня- Политически верный, к режиму лояльный. В нём уверен я… был — до вчерашнего дня. Ты же слышал об этих Хорезмских влияньях? Я инкогнито днесь посетил Регистан*: Вольнодумцы шумяяят — ну да дело не в этом. Догадайся кто больше всех злобствует там? Но втихушку. С руки ведь, стервец, за обедом!.. И в глаза меня славит, и в дружбе клянётся… Тут Ходжа уж не выдержал: Вечное Солнце, До политики дела мне нет — всё пустышка. Не с тобой, так с другим мне сидеть в чайхане. Я вчера Фатиме починил две мотыги. Её муж пятый день регистанит, а ей Прокормить восемь ртов — это, Солнце, игрушка Посложнее иных политических игр. Про эфенди скажу… только выйдем наружу. Глянь, мой ослик устроил нешуточный пир- Доказательства рядом, зажми только нос, Ароматы их ветер-проказник донёс. Твой эфенди как вонь от осла, что за ветром То туда, то сюда — атмосферу проветри Во дворце, Солнцеокий. Ушёл к Машаир, Обещал ей помочь — обвалился тындыр. ********************************** Регистан — административная и торгово-ремесленная площадь восточного города. |
Где мотоциклы? Где байки?) Ну…
Притча интересная, смешная. Не знаю даже… Наверное, слегка перенасыщенная всем Восточным. Как-то всё собраннов одном месте, в одно время. Но вообще прикольно! Спасибо за стих!) |
Притча о настырном акыне
Как обычно, Ходжа, никуда не спеша, Ехал мимо дворца падишаха. Видит, грустный сидит под айвой падишах, А осёл встал ослом — и ни шагу. Поклонился Сапфирному наш Насреддин И завёл разговор о, допустим, погоде… Но стянувши чалму с благородных седин, Падишах молвил: Ходит и ходит- Тот, ну помнишь, профессии типа Хайям, Рубаи и газели, касыды… искусство! Я его уже раз пятьдесят прогонял, Потому что характером гнусный. Ведь повадился лазать не в дверь, так в окно, Не спасают ни стража, ни стены. Ладно б просто болтался, но пахнуть говном Начинает в дворце непременно. Вот поэтому здесь и сижу — под айвой. Он же даже, стервец, у Мадины и Лейлы Как-то спёр и хиджаб, и щальвары… Ой-ёй! Халиджи* танцевал!.. Чем приклеил? Сам готов из дворца на край света бежать! Что мне делать с ослиным упрямцем, Ходжа? — Жизнь тебе отравляет не доблестный муж, Не абрек, а поэт — это эм. рода Муз. Музы ж, Солнце, они и у греков-то — бабы. Ну а бабы — хоть музы, хоть бабы, как вши- Если вцепятся в муди — трави, иль чеши Частым гребнем, хотя бы… Больно, да. Тут поймёт тебя даже осёл, Но осёл — не акын, как и ты. Я ушёл. *********************** Халиджи* — арабский «танец волос» |
Притча о не понимающем с первого раза
Раз спросил падишах у Ходжи Насреддина: — Почему твой осел во дворце наследил? И ответил мудрец, улыбаясь невинно: — У осла есть душа. У души есть позывы. И вопрос только в том, что в душе за начинка? А бывает ведь так задушевность смердит, Что и ветром не сдуть эту «песню акына»! — Что же делать с такою душою, Ходжа, Что осла превращает в засранца-козла? -О, Светлейший, отвечу без толики зла! Те, кто мыслями, сердцем, душой дорожат, Те, кто смотрят на то, что оставит их зад- Во дворце не нагадят — я правду сказал… Да пребудут открытыми Ваши глаза! А ослу объясню про дворец, Властелин мой! И не думаю, что разговор будет длинным. Он поймёт…Только срежу потолще… дубину… |