|
1919 |
Как нас только не называют - и потерянное, и нулевое, и поколение макдаунов. А недавно в метро услышал новое определение – оказывается, мы ещё и поколение «айфонутое». Не будем огорчаться, так было, так есть и, видимо, так будет всегда.
Вспомним, что говорили о своей молодёжи древние. Сокрушались и Гесиод: «Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, не выдержана, просто ужасна…», и Сократ: «Наша молодежь любит окружить себя роскошью, она дурно воспитана, она смеется над своими начальниками и нисколько не уважает старших…», и другие их коллеги. А на одном древнем глиняном сосуде, возраст которого более трёх тысяч лет, учёные обнаружили такую надпись: «Эта молодежь растлена до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Младое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру».
Если бы я не знал, что это было написано много веков назад, подумал бы, кто-то негодует из современных воспитателей и наставников. А последняя надпись прямо так и кажется, написана на бутылке с чужеземным напитком.
Древние философы, без всяких сомнений, были умными мужиками, однако предлагаю обратиться к исследованиям наших современников. В замечательной монографии Антонины Селезнёвой «Молодежь в современной России: политические ценности и предпочтения» я обнаружил вот такой вывод автора: «Несмотря на попытки государства и общества выстроить систему воспитания подрастающих поколений, ситуация с социализацией молодежи остается достаточно сложной и продолжает вызывать у родителей, педагогов и общественности тревогу и множество вопросов».
Я бы тут добавил, что упомянутая ситуация вызывает вопросы и у самой молодёжи тоже. А потому возьму на себя смелость высказаться от имени своих сверстников. И если это мнение не всех молодых людей нашей страны, то думаю, никак не меньшинства.
Так уж распорядилась история, наше поколение является первым поколением граждан России, выросшим в демократическом и относительно свободном обществе. Когда-то наши потомки скажут о нас: они родились в новой и независимой России. И судить о нас они будут по нашим делам. Рано или поздно возникнет вопрос: а что они сделали полезного для страны, чем отличились, как воспользовались демократическими институтами и свалившейся на них свободой?
Так что, воспитатели воспитателями, наставники наставниками, но мы должны сегодня сами сказать честно и прямо, что от позиции нынешней молодёжи, от наших действий зависит не только наша судьба, но и судьба наших детей и внуков, и если хотите дальнейшая историческая судьба России.
Для начала давайте определимся, в какие жизненные обстоятельства мы попали. Наша страна огромна, если взять средние границы молодого возраста, определяемые учёными до тридцати лет, молодёжи в России проживает более тридцати миллионов. Мы разные – вероисповедание, национальность, материальная обеспеченность, уровень интеллекта и образования. Мы воспитывались в разных условиях, у каждого из нас есть своя мечта (публично объявленная или, что часто бывает, тайная), у нас разные вкусы и привычки, потребности и интересы, мнения и взгляды, цели и средства их достижения. С юных лет мы сталкиваемся с тем, что наши интересы иногда вступают в конфликт. То, что нравится мне, не нравится соседу по парте. То, что делает мой одноклассник, не всегда нравится мне. Мы ежедневно, ежечасно, ежеминутно находимся в борьбе. В борьбе за лучший результат оценки знаний, за внимание девчонки, за спортивные достижения, за более высокое (с помощью родителей) материальное положение среди сверстников. Все мы хотим быть успешными, удачливыми и счастливыми.
Да, мы очень разные, мы даже любим и ненавидим по-разному. Но нам никуда друг от друга не деться. Мы живём в одной стране, и нам вместе обустраивать Россию, нам здесь растить и воспитывать своих детей. Мы не сможем обойтись друг без друга. Мы обречены быть вместе. Ещё очень давно Аристотель предупредил нас, что «человек есть общественное животное». Только в обществе каждый из нас выживет. При этом мы должны научиться друг друга понимать. Хотя этого тоже недостаточно.
Прежде всего, нам необходимо сблизиться! И вот тут, хочешь ни хочешь, возникает вопрос: а что нас может сблизить, если мы такие безнадежно разные? Общие интересы? Конечно! Но не только! Гораздо важнее - умение эти интересы отстаивать. И вот тут мы подходим к самому главному: если мы это понимаем и осознаём, можем ли мы позволить себе находиться в роли сторонних наблюдателей за политическими процессами в обществе? Политическая арена – это ведь не арена цирка, где зрители рукоплещут и веселятся. Все мы мечтаем жить счастливо и в достатке, заниматься любимым делом и достойно отдыхать. Но мы будем беспечны и легкомысленны, если забудем о том, что наша личная жизнь зависит от того, как устроены наше общество, наша страна, наше государство. Родина – это не абстрактное понятие, это наша жизнь, это наша судьба, это наше будущее.
Законы диалектики неумолимы. Когда-то и наши потомки займутся нашим отрицанием, но пока мы задаём закономерный вопрос: нашему поколению в этом обществе жить дольше всех остальных, и, если те, кто сегодня принимает политические решения, проявят некомпетентность, недальновидность, моральную неполноценность или, скажем так, безразличие к нашему будущему, то кто будет расплачиваться за всё это? Не хочу никого обидеть, но часто складывается именно такое впечатление, что тех, кто прожил большую часть своей жизни, судьба нашего поколения уже мало интересует. Эти деятели много и достаточно громко говорят и о наших проблемах, и о будущем страны, при этом на деле решая свои личные проблемы по принципу «своя рубашка ближе к телу». В большинстве случаев молодёжь используется, как некий щит, или, если угодно, балласт, при организации политических тусовок. Многие молодежные объединения и группы контролируются опытными политиками, которые и определяют политические цели и задачи всех этих структур. Не секрет, что часто «услуги» молодёжи даже оплачиваются. Однако тот, кто берёт деньги, не осознаёт, что он «продаёт» часть своего будущего.
Именно поэтому мы обязаны уже сегодня научиться отстаивать свои интересы, но без ясного понимания нынешней ситуации в России это вряд ли получится. И, если мы уж собрались изменить ситуацию в обществе, чтобы выжить, мы должны определиться, прежде всего, с нашими общими интересами. И это задача номер один для нашего поколения. Если мы сможем её решить, нам не придётся краснеть перед нашими потомками и стыдливо прятать глаза, как это делают сегодня наши наставники, когда мы задаём вопрос: «Где же та страна, которую вы так усердно строили-строили, и вдруг в один миг её потеряли? Почему это произошло?».
Давайте не будем прибегать к страусиным технологиям, а скажем прямо: к нынешнему кризисному состоянию России привели действия прежних поколений, и сегодняшняя ситуация в обществе является результатом их деятельности. Они так и не смогли добиться высокого уровня производства, достойного благосостояния большинства народа. Прежние поколения, несмотря на видимость единства, были идеологически настолько разобщены, что в обществе по сей день происходят политический раздрай и чиновничья неразбериха.
От этих поколений в нашу жизнь внедряются их мировоззрение и выработанный ими моральный идеал человека, их принципы, по которым они жили и действовали. Именно эти принципы были реализованы на практике и привели наше общество в нынешнее кризисное состояние. Все, что случилось, всё, что происходило и что происходит сегодня - результат их жизнедеятельности. Согласитесь, странный подход наших наставников: жить в обществе, которое мы вам оставляем в наследство, будете вы, но решать, каким будет это общество, будем мы.
В 1991 году тоже жила-была молодёжь, одни только поступили в то или иное учебное заведение, другие недавно окончили, кто-то уже собирался из молодых перейти во взрослую категорию. И вдруг им всем объявили, что той страны, которую они собирались обустраивать и развивать, больше нет. А теперь уже и нет многих тех, кто принял тогда такое решение.
Сегодня мы уже слышим голоса заботящихся о молодёжи, что ничего страшного не произойдёт, если Россию тоже расчленить на несколько государств, дескать, держава наша слишком огромна и ею сложно управлять. Во времена СССР такие предложения тоже звучали. К чему это привело, хорошо известно.
Наверное, вы и сами не раз слышали, как наши деды говорят, что от них в этой жизни ничего раньше не зависело и уж тем более не зависит сейчас, дескать, всё решается там наверху. Как скажут, так и будем жить. Выходит, они всегда были чужими в этом мире, случайными прохожими на своей земле, в своей стране? Ну, тогда действительно от них ничего не зависело, что может зависеть от случайных прохожих? И какой с них после этого спрос, если они ни за что не отвечают? Это очень опасное и неприемлемое мировоззрение. Так дальше жить нельзя. Мы должны выработать новую философию жизни, нам нужная новая мораль.
Так как же нам сформулировать наши общие интересы? Как выработать осмысленную программу совместных действий? В конце концов, как нам договориться и понять друг друга? Ответ очевиден: только через понимание и осознание, что решение личных наших проблем зависит от решения общих задач нашего поколения.
С чего начать?
Каков там процент молодёжи в обществе? Не менее 20%. Так вот.
Первое наперво: во всех государственных структурах должен быть такой процент молодёжи, включая Государственную Думу, Совет Федерации, Правительство России, администрация президента и так далее. Мы должны иметь возможность не только высказывать своё мнение, предлагать варианты решений или ставить вопросы, которые требуют незамедлительного решения, но и существенно влиять на политические решения. И здесь важно отметить: в нынешних условиях, если мы не хотим усугубления кризисной ситуации, не стоит бояться политического противостояния между поколениями, поскольку оно логично и неизбежно.
Второе: мы ни в коем случае не должны повторять ошибки предшествующих поколений. Наша задача уйти от принципа «все средства хороши». Средства должны быть адекватны и соответствовать целям. Двадцатый век отчётливо и наглядно показал, как политические противостояния вели к гибели миллионов людей, как человечество теряло своих лучших представителей, при этом так и не решив большинство проблем. Мы должны отказаться от тех способов ведения политической борьбы, которые использовали предыдущие поколения. Мы больше не имеем права прибегать к насильственным способам изменения политико-экономической структуры общества. Нам нужны законодательные и конституционные границы, очерченные верховенством права. С их и только с их помощью мы должны решать любые общественные споры и разногласия.
Третье: мы уже убедились, что в обществе нет политической силы, которая может эффективно отстаивать интересы новых поколений. Попытки изменить ситуацию в этом вопросе закончилась неудачей, которая показала отсутствие общепризнанных лидеров у новых поколений. Эту ситуацию срочно нужно менять и находить лидеров, которые будут выражать не мнимые, а настоящие интересы молодёжи. Думаю, в нашей стране найдутся молодые люди, чей моральный авторитет не будет вызывать сомнения у большинства представителей нового поколения.
Четвёртое: все возрастные ограничения, указанные в Конституции, должны быть упразднены, ибо каждый человек, получив паспорт гражданина России, обретает все конституционные права гражданина России, в том числе и право на участие в выборах и референдумах. Рассуждения о том, что мы еще молоды для участия в выборах и можем ошибиться, несостоятельны. Ошибаются все – после каждых выборов мы то и дело слышим, что избиратели ошиблись и выбрали не тех депутатов. Почему одним можно ошибаться, а нам это запрещено? Мы считаем, что участие в выборах будет способствовать более ранней политической зрелости. Отмена возрастных ограничений расширит наши возможности и позволит нам более активно влиять на ход политических событий.
В заключение особо хочется отметить такой факт: нас постоянно пытаются убедить, что мы еще интеллектуально несостоятельны. Ну, тогда скажите честно: а кто же тогда отвечает за то, что сейчас происходит? Это результат их интеллектуальной состоятельности?
Абсолютно убеждён, что среди нашего поколения найдётся немало интеллектуалов, способных совместными усилиями выработать и свою собственную точку зрения на всё происходящее, и найти своё место в этом мире, и определить систему моральных ценностей нашего поколения. Именно этим в первую очередь должны заняться многочисленные молодёжные структуры от муниципального и регионального уровня до Росмолодёжи.
Мы обязаны пересмотреть устаревшую идеологию и сформировать мировоззрение нового поколения. Без всего этого мы не сможем изменить нашу жизнь, благотворно повлиять на экономическую ситуацию в стране и создать мощную, современную, логичную и жизнеспособную политическую структуру.
Грош нам всем цена, если мы не сможем позаботиться сами о себе и о своём будущем.
В 16 лет нам говорили взрослые вослед:
— Айяйяй. куда катится наша молодёжь?))) Совсем уже на джинсах свихнулись. Прошло время. Теперь наше поколение брюзжит: — Ну что за молодёжь пошла. Одни айфонутые. Тургенев был прав: отцы и дети — это конфликт. Через него проходят все поколения. Причём дважды. |
наше поколение является первым поколением граждан России, выросшим в демократическом и относительно свободном обществе.Демагогия чистейшей воды: не может «вырасти» поколение за пять лет — 1991-1996. Ну, не может. |
во всех государственных структурах должен быть такой процент молодёжиПомню, в 11 классе меня, как ПСО школы, взяли в какой-то там комитет по борьбе с разгильдяйством. Взрослые дядьки и тетки распекали там всяких хулиганов) А я все время сидел и молчал) Нет, мне было чего сказать. Просто стеснялся)) Написано хорошо и правильно, но столько «воды»… Как будто доклад готовил, а в методичке требование: не меньше 10 страниц! Можно было то же самое, но покороче и своими словами: ребята, ептить, давайте соберемся под моим руководством и т.д.) |