3141

Профессору Чезаре Ломброзо 

Я посвящаю эту книгу вам, чтобы с чувством удовлетворения публично засвидетельствовать факт, что без ваших работ она не могла бы быть написана. 

Процесс вырождения распространяется не только на преступников, прости­туток, анархистов и умалишенных, но и на писателей и художников, и последние  представляют в духовном, а по большей части и в физическом отношении  характеристические черты, свойственные членам той же антропологической се­мьи, хотя и удовлетворяют болезненные свои наклонности не ножом или дина­митом, а пером или кистью. 

Книги и произведения искусства сильно влияют на массы. Из них данная эпоха черпает свои этические и эстетические идеалы. Когда они безрассудны и противообщественны, они путают и извращают понятия целого поколения. Поэтому необходимо предостеречь его и разъяснить ему истинное значение произведений, вызывающих слепое поклонение, особенно же надо предостерегать молодежь, отличающуюся впечатлительностью и легко увлекающуюся всем необыкновенным и на вид новым.

Ходячая критика этой задачи не исполняет. К тому же исключительно литературно-эстетическая подготов­ка хуже всего содействует уяснению себе патологического характера этого рода произведений. Художественная критика излагает с претензией на остроумие более или менее мило или высокопарно только субъективные впечатления, навеянные этими произведениями; но она не в состоянии уяснить себе вопросов, не являются ли они плодом больного ума и какого рода душевная болезнь в них проявляется. 

Поэтому я сделал попытку подвергнуть модные течения в литературе и ис­кусстве анализу, руководствуясь вашим методом, и выяснить, что они вызыва­ются вырождением их виновников и что лица, увлекающиеся ими, в сущности, увлекаются только проявлением более или менее ясно выраженной психопатии, слабоумия или даже сумасшествия. 

Обиженный писатель или художник нико­гда вам не простит, что вы признали его душевнобольным или шарлатаном. Субъективно настроенная критика не помнит себя от злости, когда ей доказыва­ют, что она судит поверхностно, некомпетентно или малодушно плывет по течению. Даже публика досадует на вас, когда вы ей уясните, что ее мнимые пророки — глупцы, шарлатаны или балаганные петрушки. Но ведь графоманы и их телохранители-критики господствуют почти над всею печатью и пользуются ею, как орудием пытки, чтобы самым варварским образом до конца жизни истязать того, кто расстраивает их игру. 

(книга не переиздавалась практически столетие)

Автор: janeporter
Дата публикации: 21 февраля 2013 в 02:34