|
3141 |
Профессору Чезаре Ломброзо
Я посвящаю эту книгу вам, чтобы с чувством удовлетворения публично засвидетельствовать факт, что без ваших работ она не могла бы быть написана.
Процесс вырождения распространяется не только на преступников, проституток, анархистов и умалишенных, но и на писателей и художников, и последние представляют в духовном, а по большей части и в физическом отношении характеристические черты, свойственные членам той же антропологической семьи, хотя и удовлетворяют болезненные свои наклонности не ножом или динамитом, а пером или кистью.
Книги и произведения искусства сильно влияют на массы. Из них данная эпоха черпает свои этические и эстетические идеалы. Когда они безрассудны и противообщественны, они путают и извращают понятия целого поколения. Поэтому необходимо предостеречь его и разъяснить ему истинное значение произведений, вызывающих слепое поклонение, особенно же надо предостерегать молодежь, отличающуюся впечатлительностью и легко увлекающуюся всем необыкновенным и на вид новым.
Ходячая критика этой задачи не исполняет. К тому же исключительно литературно-эстетическая подготовка хуже всего содействует уяснению себе патологического характера этого рода произведений. Художественная критика излагает с претензией на остроумие более или менее мило или высокопарно только субъективные впечатления, навеянные этими произведениями; но она не в состоянии уяснить себе вопросов, не являются ли они плодом больного ума и какого рода душевная болезнь в них проявляется.
Поэтому я сделал попытку подвергнуть модные течения в литературе и искусстве анализу, руководствуясь вашим методом, и выяснить, что они вызываются вырождением их виновников и что лица, увлекающиеся ими, в сущности, увлекаются только проявлением более или менее ясно выраженной психопатии, слабоумия или даже сумасшествия.
Обиженный писатель или художник никогда вам не простит, что вы признали его душевнобольным или шарлатаном. Субъективно настроенная критика не помнит себя от злости, когда ей доказывают, что она судит поверхностно, некомпетентно или малодушно плывет по течению. Даже публика досадует на вас, когда вы ей уясните, что ее мнимые пророки — глупцы, шарлатаны или балаганные петрушки. Но ведь графоманы и их телохранители-критики господствуют почти над всею печатью и пользуются ею, как орудием пытки, чтобы самым варварским образом до конца жизни истязать того, кто расстраивает их игру.
(книга не переиздавалась практически столетие)
ну на научный труд (как позиционируется во введении) конечно не похоже, слишком много эмоций и мало фактов. скорее похоже на проповедь. а к психиатрам того времени, наверное, не стоит подходить с современными мерками. вон, еще в 50-х годах 20-го века могли удалить гиппокамп с обеих сторон, при том, что функция его к тому моменту была не известна :) это сейчас все стараются с этическими кодексами разными считаться.
но, все таки любопытная книжица ) |
пейсатели, художники и все в общем-то люди вырождаются временем, в котором живут. И все шарлатаны, оракулы и прочие евг`еи это отражение общества, являющегося отражением времени, которое, в свою очередь, является закономерным следствием эпохи предыдущей.
и если Нордау величал других душевнобольными или шарлатанами (забавно, что такие разные понятия для него практически тождественны), то должен был знать, что творческий акт есть выраженная в доступной и понятной форме причуда бессознательного, которое содержит в себе причины всех неврозов. Так что можно заключить, что творчество и неврозы растут из одного и того же места, и часто одно является приличным легитимным отражением другого. |
Читаю я этого дяденьку Нордау, и мозги мои, бедняшки, все больше сворачиваются в ракушечку. К примеру, в справочнике практического психолога, в главе «Личность консультанта», перечислены семь качеств эффективного консультанта: эмпатия (понимание)- способность видеть мир глазами другого человека, уважение, конкретность, знание и принятие себя, подлинность (искренность), конгруэнтность (соответствие вербальной и невербальной подачи информации, непосредственность (способность действовать сию минуту). Есть и этические принципы психотерапевта: ответственность, конфиденциальность и принятие клиента. В связи с чем возникает вопрос — можно ли доверить свою персону на растерзание человеку, который практически ни под один из пунктов — своими действиями, увы, не подпадает? Думаю, неужели он не мог передать информацию — объективно, раз уж он так против мистицизма? По-научному, так сказать, без эмоциональных личностных окрасок затрагиваемых явлений? Научная цитата по признакам вырождения + факты (описание строение черепа «пациента». А уж как он изгаляется над текстами поэтов — нет на него Рэндома или Твиста, с их способностью поставить вещающего в тупик, чтобы перекрыть дорогу ереси.
В общем, пока впечатления — печальные. Но я еще в процессе. Как знать, может, это трюк? Психиатрический трюк, который приведет читателя к катарсису и последующему излечению? ;-) |
«Мне кажется,— говорит Рескин,— что грубая картина действует часто сильнее, чем тонко исполненная, и что вообще картины вызывают тем меньше любопытства и почтения, чем они совершеннее в техническом отношении… .Значение живописца или писателя в конце концов определяется содержанием их произведений, а не формою. Картина, содержащая в себе много благородных мыслей, как бы плохо они ни были выражены, лучше и значительнее, чем картина с менее благородными мыслями, хотя бы они были выражены прекрасно….
Чем менее средства соответствуют замыслу, тем сильнее впечатление картины». Теория Рескина совершенно несостоятельна. Он бессознательно или преднамеренно упускает из виду, что картина действует не столько своим содержанием, сколько именно формою. Конечно, существует живопись, стремящаяся действовать не совершенством формы, а идейным своим содержанием. Эта живопись имеет особое название: это — письменность, а знаки, которыми она пользуется, называются буквами; искусство же дать выражение идее этими знаками называется не живописью, а поэзиею. (Нордау) :-) |