Во-первых, издать свою книгу может любой автор за свои собственные деньги (или за деньги спонсора). Примерная сумма, которая для этого потребуется, будет зависеть от нескольких факторов: объем, формат, качество шрифта, бумаги, переплета и краски, тираж и география издательства и типографии. Жанр и содержание значения не имеют. Запрещено издавать лишь произведения, пропагандирующие разжигание расовой, национальной или религиозной вражды, идей с целью вызвать агрессию одной страны против другой и т.п., а также откровенную порнографию.

Книга, объемом около 20 условных печатных листов (это около 300 страниц), тиражом 1000 экземпляров, изданная в дешевом варианте (газетная бумага, мягкий переплет и проч.) не крупным издательством и отпечатанная в периферийной типографии обойдется вам от 2,5 до 3 тысяч американских долларов. При этом вы получите весь тираж на руки и вольны делать с ним все, что угодно - продавать, дарить, сжечь публично на площади (шучу) и т.д. Все авторские права останутся за вами, то есть вы вправе будете вновь публиковать ее где угодно, тиражировать любым способом, экранизировать и т.д. и т.п.

В иных вариантах важен уже жанр. Спросом пользуются (в порядке убывания): женский любовный роман, фэнтези, фантастика, техническая литература, историческая литература, детективы, триллеры и т.д. Основными читателями (покупателями) являются женщины любого возраста (женский любовный роман) и подростки (фэнтези и фантастика). Серьезная литература и поэзия, к сожалению, спросом не пользуются.

Следующий вариант практически бесплатен - это своеобразный бартер. Именно так была издана моя первая книга "www.оборотень.ru". Вы составляете авторский договор, по которому издательство печатает книгу за свой счет и в оплату получает большую часть тиража, который затем продаст, чтобы возместить расходы и получить хоть какую-то прибыль.

В моем случае из тысячного тиража я получил 100 экземпляров, а издательство остальные 900. Почти все права при этом приходится отдать издательству. Правда, постарайтесь сделать это на определенный срок (в моем случае - на три года). В авторском договоре следует оговорить, что с последующих изданий, если они будут (кто знает - вдруг ваша вещь в одночасье станет бестселлером и вы станете новым акуниным), вам положены определенные проценты с продаж.

Здесь внимание! Издательство постарается забить в договор пунктик, что выплата будет производиться только по реализации всего тиража. Что на практике будет означать следующее: вы получите деньги только после продажи своей последней книги, чего никогда не будет (издательство умышленно не отдаст ее в продажу) и никаких денег вы не получите. Вообще - заключение договора самая сложная часть процесса издания и неплохо здесь посоветоваться со специалистом в области авторского права. В любом случае издательство постарается вас объегорить.

Наконец, самый идеальный вариант издания. Ваша книга обещает издательству прибыль, и ее собираются издать, прорекламировать (без этого вообще сейчас не обойтись, даже Дж. Ролинг со своим Поттером потратила на рекламу 3,5 млн. фунтов, иначе кто бы его заметил) и выплатить вам гонорар. Тут вам придется соглашаться почти на все условия. Но, опять же, будьте бдительны в договоре - здесь может быть масса подводных камней, обо всем не расскажешь. Издательство полностью попытается заиметь все права на ваше произведение, в том числе и на перспективу непредсказуемого будущего...

Некоторые практические советы (не претендующие на истину в первой инстанции).

1. Не следует лезть со своим произведением в крупные издательства. Там, несмотря на некоторые заверения, вас не ждут. Там своя постоянная клиентура, свои направления, жанры и серии. Обратитесь лучше в небольшие издательства, электронные адреса которых добыть не проблема - они есть в самих книгах, на листе с адресом издательства и пошлите туда свою вещь по электронной почте. Это и удешевит издательство вашей книги (и, следовательно, повысит ваш гонорар) и убыстрит ее издание. Например, мою книгу "www.оборотень.ru" издало небольшое московское издательство, а печатала ее Ивановская типография (опять же для быстроты и дешевизны, но не пугайтесь оргмоментов - все это организует само издательство, которому это тоже выгодно).

Вторую книгу "Последнее искушение Дьявола или Маргарита и Мастер" (снимок на моей страничке) печатало уже минское издательство (я живу в Минске, но издаться в России гораздо проще) по последнему варианту, то есть я получил гонорар (с момента издания, а не с момента реализации тиража). Скажу сразу: гонорар небольшой (сумму называть нельзя по условиям договора), его хватит лишь на покупку 10-летней иномарки. Издательство прорекламировало книгу в нескольких своих журналах и продажа идет неплохо для этой поры года. Возможен повторный тираж, с которого я тоже буду получать проценты. Книга была прорекламирована также по белорусскому телевидению в еженедельной утренней передаче "Книжное обозрение" и, честно говоря, было приятно во время утреннего бритья получать звонки от знакомых по этому поводу. Неплохо прорекламировать ее и самому в какой-либо газете, особенно в форме свободного интервью. Это обойдется вам в 200-300 долларов.

2. Очень важна пора года для реализации тиража. Мертвый сезон в книготорговле наступает с мая и длится по октябрь. Самая читабельная пора года зима. Вот и рассчитывайте, когда следует приступать к изданию книги (процесс издания занимает, как минимум 2-3 месяца). А от успешности реализации будет зависеть абсолютно все, в том числе и последующее ваше становление, как автора, и издание ваших произведений.

3. Миниатюры (если вы не В. Пикуль) и поэзия (даже, если вы С. Есенин) бесперспективны, их можно напечатать лишь за свой счет. К большому сожалению, ибо на "Самиздате", на мой взгляд, столько по-настоящему талантливых людей в этих жанрах и столько интересных идей...

4. Как же заинтересовать издателя в своей книге? Можно - напрямую выйти на издателя со своей идеей... В моем случае с книгой "Последнее искушение Дьявола или Маргарита и Мастер" я заинтересовал его тем, что обещал скандал и предъявление к издательству судебных исков. Дело в том, что в книге я умышленно использовал персонажи М. Булгакова, чем, возможно, нарушил каноны авторского права. В течение 70 лет после смерти автора (М. Булгакова) его наследники вправе заявить о нарушении авторских прав. И я на это рассчитывал. Срок истекает через 3 года. Но, к сожалению, наследники так и не откликнулись, хотя я старался распространить эту информацию, где только мог. Вы, конечно, уже врубились, где здесь зарыта собака. В нынешнем мире любой скандал лишь способствует известности, популярности и рекламе. И издательство готово было вначале понести убытки, но зато затем... Увы, пока план не удался.

Другой способ пробудить к себе интерес - опосредованный. Через литтехредактора, не помню, как он точно именуется... Короче через человека, который будет читать вашу книгу в электронном виде с экрана монитора. Который делает это изо дня в день целыми днями и которому все эти "писаки" давным-давно и порядком осточертели. Он читает, максимум, 1-2 страницы вашего произведения, а, в лучшем случае - 1-2 главы и ему все ясно. Это и ваш судья, и ваш палач. Поэтому к нему нужен особый подход. Общаться с ним вы не сможете ни тактильно (позами и жестами), ни одорально (с помощью аромата), что важно для авторов женского пола (шучу для разрядки). А только, словесно, с помощью унылого черного шрифта...

Чем же можно заинтересовать этого бездушного незнакомца? Опять же из своего опыта (не судите за нескромность, но это единственное, что у меня есть). Вранье то, что я вычитал на самиздатовских сайтах; сформулирую это одной фразой: "...следует всячески прогибаться перед издательством (его сотрудниками), ни в коем случае нельзя его обидеть...". Вы, наверняка, это тоже читали. Враки! Напротив, иногда следует "зацепить" бессердечного редактора чем-нибудь этаким... Я начинал свое произведение примерно таким эпиграфом: " ... вряд ли человек, сидящий за монитором и читающий эти строки, знаком с произведениями Чехова. И, тем более, Тургенева. И, уж совсем немыслимо Гарсия Лорки. Поэтому, если это так - не читай дальше ни строки, а скачивай на мой адрес свой стандартный ответ: "Эта тема не подходит нашему издательству... и т.д. ...".

Это цепляет их задолбленные (не задолбанные) мозги и они могут прочесть ваше произведение по-настоящему заинтересованно. Они думают: "Ах, ты, сволочь! Выискался Толстой!" (Кстати Льва Толстого дружно костерили все редакторы за грамматику и словесные повторы). И пытаются доказать, что вы не то что - нулевой автор, а вообще с отрицательной величиной интеллекта. Чтобы насладиться сполна вашей литературной никчемностью. И фугануть, для разнообразия унылой жизни разгромную рецензию, что бывает крайне редко, но - для снятия..., времени не жаль. А, для этого - надо же прочесть! Вот он и начинает читать. Заинтересованно. И, поверьте, если ваше произведение того стоит (чтобы быть изданным), он его не упустит. Ведь ему платят за прочтение (рецензирование) - немного, а за издание - уже приличную сумму. И в этом смысле он заинтересован и добросовестен.

В результате, я получил почти всюду вежливые отказы, но в трех случаях с приложением положительных рецензий, что, поверьте, невероятно и небывало и даже советами, куда мне лучше обратиться со своей вещью. И в итоге попал, куда надо и был издан.

Безусловно, крайне негативно воспринимается плохие грамматика, лингвистика и лексика вашей рукописи. Поэтому, если не уверены в этих вопросах, не пожалейте денег на предварительное редактирование. Оно стоит от 0,5 (у студентов-гуманитариев) до 1,5 (у профессионалов) долларов за страницу.

Начало вашей книги должно сразу заинтриговать. Это уже продвинутые могут начать незначащими фразами, а вы должны заставить этого техлитредактора прочесть хотя бы до конца главы. Лично я в книге "www.оборотень.ru" применил такой прием. Я начал с сухих строк протокола осмотра места происшествия (убийства), которые, однако, веют ужасом обыденности трагедии (и преступления), особенно для людей никогда не читавших реального протокола осмотра.

Касательно сюжета и сюжетных линий...

Ого, размахнулся. Хотел на страничку, а вышло...

Ради бога, не судите строго (вот и до рифмы докатился), но это хоть и небольшой, но реальный опыт. Возможно, он кому-то и будет полезен. Конечно, нюансов здесь много, всего не опишешь, но, если кого-то еще что-то заинтересует - всегда готов.

С уважением, Валерий Иванов-Смоленский

Источник: http://zhurnal.lib.ru/i/iwanow_w_g/ivg200211.shtml

Дата создания: 31 июля 2012 в 12:01
2175