0

Год выпуска: 1974

Режиссер: Роман Полански

Сценарий: Роберт Тауни.

В ролях: Джек Николсон, Фэй Даннауэй, Джон Хьюстон

 

О чем. Частный детектив Джек Гиттис специализируется на семейных проблемах. Иными словами, выводит на чистую воду неверных супруг и супругов по просьбам своих любящих половинок. И своего очередного «клиента», ходящего налево руководителя водопроводного департамента Лос-Анджелеса, заказанного женой, он разоблачил с блеском. Однако он даже подумать не мог, чем для него все закончится. Вскоре ему пришлось узнать, что женщина, заказавшая несчастного водопроводчика, вовсе не его жена. Еще через день беднягу нашли мертвым в водостоке. А в это время в Лос-Анджелесе стоит жесточайшая засуха…

 

В целом. Откровенно говоря, этот фильм я с большей или меньшей степенью активности разыскивал давненько. Он по непонятным мне причинам не слишком известен в России, хотя Гиттис, пожалуй, лучшая роль Николсона после МакМерфи. Это вам не «Пока не сыграл в ящик», здесь все серьезно. Да и Фэй Даннауэй, которая мне запомнилась по совместным с Джонни Деппом «безобразиям» в Кустурицевской «Аризонской мечте», здесь очень органична.

Вообще же фильм этот прямо-таки легенда в профессиональных голливудских кругах. Многие сценаристы и преподаватели сценарного мастерства в Америке считают письменную работу Роберта Тауни лучшей за всю историю кино. Особенно в этом упорствует небезызвестный Сид Филд и столь же небезызвестный Роберт МакКи, которые едва ли не весь его отрывками разместили в своих учебниках. Так и получилось, что большую часть фильма я «прочитал», прежде чем просмотреть, так что изначально настраивался на просмотр единственно с целью общеобразовательной и познавательной. На деле все получилось совсем иначе, и даже моментами известные мне сюжетные крюки не мешали получать истинное удовольствие от просмотра. А уж концовка вовсе убила наповал. Я знал, ЧТО там случится, но не думал, что это самый что ни на есть конечный конец. Он получился совсем не по-голливудски минорным, что делает честь Филду и иже с ним. Все-таки «классики» не считают, что хеппи-энд должен быть догмой для любого фильма, раз записали фильм с таким депрессивным окончанием себе в фавориты. А сценарий в самом деле хорош во всех аспектах – как в отношении сюжетной линии, которую я естественно рассказывать не буду, но которая вполне может поспорить со многими работами Кристи, так и в отношении персонажей, получившимися запоминающимися, полновесными и жизненными. Некоторые правда к концу фильма стали безжизненными, но на то воля создателей.

Да и режиссерская работа Романа Полански не вызывает ровным счетом никаких нареканий, а совсем даже наоборот, глубочайшее уважение. Полански все-таки не зря входит в когорту избранных, и теперь понятно, чем он это причисление заслужил. Великолепной воссоздание атмосферы «нуар», мастерское нагнетание саспенса в лучших традициях Хичкока, и нестандартная работа со звуком и музыкой – мощнейшая режиссерская работа.

Браво, создатели, браво актеры. Фильм из категории “must have.

 

Сценарий: 5

Актеры: 5

Видеоряд: 5

Интересность: 5

 

Meroving

Дата публикации: 10 июня 2008 в 14:14
Автор:
1308