0
Режиссёр: Билл Пэкстон
Страна: США
Год: 2005

Это один из тех случаев, когда при достойной актёрской игре, весьма занимательном (хоть и чрезвычайно предсказуемом) сюжете, отличной операторской работе всё летит к чёрту из-за географии. Да-да, именно из-за географии. Точнее, из-за национального менталитета и склонности американских кинематографистов во всех сферах общественной жизни искать супергероев. Просто мания какая-то к обожествлению всего-всего-всего… Голливуд («Дисней» в частности) частенько снимает такие вот фильмы на спортивную тематику. Хоккей, баскетбол, бейсбол ещё можно простить — это действительно территория «звёздно-полосатых» (хотя после просмотра истории беспримерного героизма хоккейной сборной США, выигравшей олимпийское золото-1980, под феерическим названием Miracle, возникает непреодолимое желание перевешать всю съёмочную группу во главе со сценаристом Эриком Гуггенхаймом). Надоели им шайбы, паркет и биты — потянуло дяденек на экзотику!.. Нужен был идейный противник. Одна беда — для Советского Союза шотландская национальная забава никогда не являлась приоритетным видом спорта. Так что растатуированных пьяненьких монстрообразных и звероподобных гольфистов в тельняшках с ушанками на сей раз уделать не получится — жесточайший облом!.. Придётся начистить чопорные британские носы. Удовольствие, конечно, с искромётной расправой Курта Рассела над русскими хокке(коммун)истами не сопоставимое, ну а что делать? Благо, и вполне себе документальная основа сыскалась.

Шайя ЛаБаф, будущая звезда дорогостоящей голливудской поделки «Трансформеры», убедительно играет нежданно-негаданно ставшего надеждой нации юного выходца из низших американских слоёв, кэдди, прилично играющего в гольф. Тут же вам и робкие намёки на тихий семейный конфликт отца-разнорабочего (в прошлом, естественно, великолепно владевшего клюшкой и не желающего, чтобы сына постигло великое разочарование, постигшее его самого) и молодого выскочки. Кстати, Элиос Катеас напомнил визуально папу Флинта Локвуда из мультфильма Cloudy with a Chance of Meatballs. Тут же вам и слабенько теплящаяся lovestory с очаровательной особой противоположного пола (и, разумеется, социального статуса). До поры до времени картина смотрится весьма прилично. Всё впечатление улетучивается, когда на сцену выходят Они. Английские снобы, всей душой ненавидящие бесстрашных янки, готовых умереть на поле для гольфа за свою мечту. Бостонский любитель против лондонца Стивена Диллейна в роли непобедимого чемпиона Гарри Вардона. Вардон лишён националистических настроений в отличие от брюзжащего лорда, возглавляющего снобистскую банду с Британских островов. Скупой на эмоции, играющий не за чёртову королеву и «Юнион Джек», а за собственную честь. На протяжении фильма неизменно сохраняющий выражение лица завсегдатая ресторана, очутившегося в «Макдональдсе». Играет Диллейн очень стереотипного, просчитываемого на раз-два, невозмутимо-загадочного джентльмена (иначе вообще может быть в подобной картине?).

Однако играет, следует признать, лучше ЛаБафа и компании. Наверное, потому что персонаж Стивена предпочитает болтовне игру в гольф, в основном бросая направо и налево многозначительные взгляды. К тому же Диллейн — лицедей с лондонской пропиской (хороший британский исполнитель априори сильнее отличного американского). Чего не хватает Вардону и его землякам в фильме — так это человеческого облика. Чересчур «запрограмированно» они выглядят. Хочется нутра, нерва, а демонстрируют нам одни сплошные наброски, проамериканские этюды. Чемпион вроде начинает сопереживать Уимету, пробивающемуся упорно из дворовой грязи в гольфяные (неологизм — надо запатентовать!) князи, вспоминает свои огонь, воду и медные трубы, да проработана тема так сухо, так бедно, что аж злость берёт. Сценарист абсолютно отказывается видеть в Вардоне нормального человека с непростой судьбой, а не самолюбивого чудика, цедящего шаблонные фразы сквозь кристально белые зубы.

Непосредственно спортивные сцены — большой, жирный, сальный плюс в копилку специалистов по визуальным эффектам, оператора и монтажёров. И минус одновременно. Добавили рапидов, съёмок мячика с мини-вертолёта и прочих технических выкрутасов — потеряли классичность и строгость повествования, которой намеревались придерживаться. Выбирая между экшеном и солидным исполнительским мастерством актёров, создатели попытались слепить что-то среднее. Что-то среднее и вышло. Ну очень среднее. Дополнительный плюс (без минусов) — прекрасная работа художника по костюмам, художника-постановщика, декоратора, гримёров и остальной братии, отвечающей за документализацию эпохи на плёнке.

Автор: stereophonicsfan