0
Режиссёр: Любовь Аркус
Страна: Россия
Год: 2012

Кино - как зеркало, только отражает оно не внешнюю нашу оболочку, а то, что не осязаемо, не материально - душу, сердце, чувства. Но чтобы это увидеть, нужно и смотреть через сердце, чувствовать и воспринимать открыто и честно. И если продолжать сравнение кино с зеркалом, то  разнообразных "зеркал" здесь может быть множество - идеально чистых, выгнутых, вогнутых, грязных, разбитых или совсем ничего не отражающих, а только блестящих как фольга. Но ведь настоящее зеркало (отражающее) стоит во тьме и нужно светиться самому, чтобы найти к нему путь, а увидеть в зеркале себя можно только благодаря свету, исходящему от него. 

 

Найти путь к фильму "Антон тут рядом" без света, который внутри зрителя зажгло киноискусство, довольно нелегко. Однако благодаря Венецианскому кинофестивалю и фестивалю "Другое Кино" стало возможно заглянуть в чистое зеркало, которое с настоящей добротой, любовью и заботой создала и держит для зрителя Любовь Аркус и вся съемочная группа  фильма. Просто великолепно, что такие фильмы наконец-то появились на экранах больших кинотеатров не только столицы, но и провинциальных городов! Думаю, что многие, пришедшие на фильм "Антон тут рядом", благодаря исходящему от картины свету увидят "тут рядом" еще одного себя. Себя, с которого смылся налет социальности, моды, общественного мнения, принятых правил "хорошо-плохо", фальши и псевдо-чувств. Улыбка Антона, его глаза, объятия, его истинная и чистая любовь - это то, что есть в каждом из нас, что мы отчаянно скрываем, боясь быть не так воспринятыми обществом, боясь того, что кто-то не поймет нас. "Люди терпят". 

 

Зачастую документальные фильмы показывают социальную проблему жестко, больно и, к сожалению, бесчувственно (в основном это свойственно документалистике, снятой для телевидения). Очень точно в интервью телеканалу Культура это подметил оператор картины Алишер Хамидходжаев: "в них (во многих лентах документального кино) чего-то не хватает. Там как будто холодно со стороны, наблюдение какое-то. От этого тебе становится жутко и как-то не по себе". И видимо поэтому фильм "Антон тут рядом" нарушает рамки классической документалистики, вмешиваясь в жизнь, меняя ее ход и главное заполняя пространство холода теплом и искренней любовью. Во время просмотра понимаешь, что Любовь Аркус не только создала прекрасный фильм, но и подарила Жизнь и Счастье многим героям этой картины. Причем, героями здесь являются не только те, кто в кадре, но и те, кто за кадром и у экрана, то есть мы - зрители. С помощью любви, заботы и камеры Любовь Аркус создала для Антона целый мир, и ведь что-то подобное она делает, выпуская прекрасный журнал "Сеанс" - создавая отдельный огромный мир для читателя. Хочется сказать большое человеческое "Спасибо, Любовь, за всю Вашу любовь, которую Вы дарите миру!"  

 

Если рассматривать картину "Антон тут рядом" только как кино, то сложно отнести его четко к документальному. Это что-то необычное, нечто гораздо большее, чего еще не было и что, наверно, является слиянием игрового и документального кино. Если бы я смотрел фильм без закадровых комментариев режиссера, то не сразу бы догадался, что это не игровая лента. Наверное, я бы сначала подумал, что это экспериментальный арт-хаус с невероятно сильной, жизненной подачей. 

 

"Камера изменила жизнь", повторяет Любовь Аркус в конце фильма. Действительно, кино по-настоящему перестраивает жизнь, видение мира и отношение к нему, к людям, к нерукотворному. Кино - это не только целый отдельный мир, но и способ увидеть мир внутри себя и себя в мире. Фильм "Антон тут рядом" - большая ступень на пути познания истинного себя, познания любви и жизни. "Люди летают".

Автор: RiderTrip