2729
Рубрика: философская

Стихотворение «Монолог Мерлин Монро» Андрея Вознесенского

Произведение «Монолог Мерлин Монро» Андрея Андреевича Вознесенского – отклик на гибель американской киноактрисы.

Стихотворение датируется 1963 годом. Автору его в этот момент исполнилось 30 лет, он представитель плеяды поэтов-шестидесятников, участник литературных вечеров, проходивших с неизменным аншлагом. Книги его в то время получали полярные оценки: восторженные – у читающей публики, ругательные – у властей. В этот период поэт впервые посещает США. Тогда же на одной из встреч он познакомился с М. Монро. Стихотворение было написано спустя год после гибели актрисы. По жанру – исповедь и посвящение, рифмовка перекрестная и смежная, есть омофонные рифмы (героиня – героина). Автор анатомирует жизнь актрисы, берет на себя роль ее внутреннего голоса. Отрывистая форма имени и в лоб названная причина смерти – отправная точка этого путешествия внутрь себя. «Мои георгины»: метафора, за которой стоят прозаические факты (ей нравилось выращивать цветы). «Скрипит лосиной»: они как раз вошли в моду. Череда вопросов с материальными, вдруг ставшими музейными, приметами. Затем ряд изломанных анафор, повторов «невыносимо» (это вообще одно из самых часто встречающихся слов в стихе). Ритм рубленый, лексика грубая.

Вклинивается авторский голос: «я помню Мерлин». «Ее глядели автомобили»: в Америке были популярны кинотеатры под открытым небом для автовладельцев. Поэт описывает удушающую, двусмысленную атмосферу. Следующие строфы сплошь на контрастах. В глазах самоубийцы суицид – лекарство и от бездарности, и от таланта. Он также бывает растяжим во времени, разменом жизни на суету. Местоимение «мы» переводит личную исповедь в обобщение для всех, кто связан с искусством. «Подушки на юных лицах»: превозносят, платят, но все равно ведь используют, пачкают. Постоянный разлад между собой настоящим и придуманным образом. «Франс-Обсервер»: газета, на страницах которой было и фото мертвой кинодивы, и снимок самого поэта. Земная слава – клочки старых афиш. «Всемирная Хиросима»: за внешним фасадом даже успеха (не говоря уж о неуспехе) скрываются трагедии. Предпоследнее двустишие – один из своеобразных афоризмов. Вообще, апельсины – сквозная тема в его творчестве (в том числе, и в прозе). Они – символ счастья, праздника для ребенка, чуда. «Баба слабая»: просторечием он подчеркивает ее человеческую и женскую беззащитность, уязвимость. «Уж лучше – сразу»»: впрочем, и сейчас не все секреты этой истории раскрыты. Выразительные назывные предложения: продажи. Рожи. Хрестоматийные образы продюсера и потребителя массовой культуры. Метафора горения, сгорания. Сравнения: как мерин, как след от шины. Уточняющие пассажи. Эпитеты: библейском небе, прощальные апельсины. Звукопись (аллитерация). Восклицания, многоточия. Апострофа (обращение): ах, мамы, мамы. Инверсия: изнемогают машины. Бесконечные перечисления, будто нерв проходит через все произведение, делая его непрерывным потоком мыслей, слов, чувств.

«Монолог Мерлин Монро» А. Вознесенского – срез общества потребления, взлета и падения его героев.

Дата публикации: 27 сентября 2021 в 01:45