1362

Стихотворение «Коктебель» Максимилиана Волошина

Произведение «Коктебель» Максимилиана Александровича Волошина – и очередная страница цикла о мифической Киммерии, и раздумья о собственном творческом пути.

Стихотворение датируется июнем 1918 года. Поэту в эту пору чуть за сорок, еще здравствует его мать, главная распорядительница дома в Коктебеле, привечавшего множество людей, связанных с искусством. Еще в прошлом году здесь побывали О. Мандельштам, М. Цветаева с мужем (последняя хотела остаться в Крыму, отправилась за детьми в Москву, но безопасных путей возврата на полуостров уже не было). Сам поэт в то переломное время не оставляет ни поэзию, ни занятия живописью, ему даже удается издать новый сборник стихов. Приглашают его и как лектора, и чтеца. Впереди – осмысление грозной эпохи в стихах, борьба за сохранение памятников искусства и частных собраний, помощь гонимым, раненым, побежденным – и белым, и красным. В жанровом отношении – пейзажная лирика с философским подтекстом, по размеру – двусложник с опоясывающей и парной рифмовкой, 2 строфы. Интонация торжественная, звучная. Лирический герой – сам покоренный «темной страной» автор. Первая строфа – филигранное описание мерцающей раковины. Россыпь средств выразительности: сравнение души и одушевленной раковины, метафора (дыхание Океана), анафора (как), апострофа (О, Киммерии), гармоническая звукопись, клятва в верности, взгляд на великое в малом, античность духа стихотворения. Вторая строфа словно льется, огибая берега, холмы и дали. Индивидуально-авторский эпитет: торжественно-пустынных. Инверсия: очнулся я. Мотив сна и пробуждения жизненных и творческих сил лишь в окруженье «зубчатых скал». Возвышенная лексика органично вписывается в ткань произведения. Устаревшие слова: огнь, сих. Перечислительная градация: росла, лепилась, ваялась. Лексические повторы. Игра слов: дали. Первобытность этой земли завораживает поэта. Ненавязчивая детальность в описании южного побережья Крыма. Собственно, он смотрит на окрестности глазами не только поэта, но и художника. Пышные эпитеты: героических, напряженный, древних. Он чувствует вневременную связь с Коктебелем, домом своей души, источником вдохновения. Метафора: хмельна тоской. «Изваян профиль мой»: действительно, на скале Карадага можно различить неизменно узнаваемый ценителями творчества М. Волошина характерный профиль.

Ощущение духовной связи с крымской землей – лейтмотив лирического стихотворения «Коктебель» М. Волошина.

Дата публикации: 27 сентября 2021 в 04:41