418

Стихотворение «Где гнутся над омутом лозы» Алексея Толсто

Алексей Константинович Толстой — тончайший лирик середины XIX века. В жанре баллад ему не было равных, примером тому служит стихотворение «Где гнутся над омутом лозы».

Стихотворение написано в 1840 году. Его автору исполнилось 23 года, он состоит на государственной службе, а пишет пока в стол, не публикуя. По жанру — пейзажная лирика, баллада, по размеру — амфибрахий с перекрестной рифмовкой, 4 строфы. В стихотворении чувствуется интонация страшной сказки, позднего европейского романтизма. Первоначальная редакция произведения была значительно длиннее и заканчивалась смертью ребенка.

Мать ребенка разморило от жары, она спит. Между тем, ее чадо подстерегает опасность. Враждебна ли природа к человеку? Или тут нечто другое, ведь стрекозы ведут себя как феи, древнегреческие сирены, как нечистая сила, заманивая ребенка на дно. Интересно, что стрекозы не впервые следят за ребенком: мы тебя любим давно. Чтобы установить с ним доверительный контакт, они ласково обращаются к нему «дитя». Предложение «тебя мы научим летать» насторожило бы любого взрослого, но ребенку можно лгать беззастенчиво. Или же это все ему чудится, а на самом деле он, предоставленный сам себе, просто влечется к воде? Последняя строфа словно окатывает читателя холодной водой, близость несчастья и невозможность вмешаться — основные чувства, которые обуревают его. Поэт оставляет финал открытым: проснется ли, почувствовав разлитую в воздухе угрозу, мать, спугнет ли ребенка какая-нибудь птица, а может, он сам в последний момент отшатнется? Впрочем, даже название стихотворения с упоминанием омута — грозный знак свершившегося несчастья. При этом сам пейзаж останется таким же идиллическим, как был.

Повторы: мы, где, дитя. Поэтических эпитетов практически нет, разве что «веселый хоровод». Зловещим контрастом выступает употребление поэтом уменьшительных суффиксов, навевающих беззаботность: былинки, спинки, крылышки, песенок. Олицетворения: пляшут, ведут хоровод. Насекомые одушевлены и человеческой способностью говорить, 3 строфы из 4-х — это их прямая речь. Сравнения: точно стекло. Настойчивый рефрен «подойди» трижды встречается в тексте. Вообще, в речах стрекоз использовано побудительное, повелительное наклонение: смотри.

В творчестве молодого графа А. Толстого уже видны все его характерные темы, которые в дальнейшем получат свое развитие. Данью немецкому романтизму можно считать драматичное произведение «Где гнутся над омутом лозы».

Дата публикации: 27 сентября 2021 в 05:12