3637
Рубрика: поэмы

Стихотворение «Девушка и Смерть» Максима Горького

Ранняя поэма «Девушка и Смерть» Максима Горького – гимн всепобеждающей земной любви.

Стихотворение датируется примерно 1892 годом. В эту пору писателю исполнилось 24 года, уже год жадный до жизни юноша странствует по стране, знакомится с новыми людьми. Это время, когда М. Горький самозабвенно цитировал Д. Байрона и сам писал романтические вещи. Попутно он освоил ремесло столяра, хлебопека, репортера. В то время его спутницей жизни была О. Каменская, разведенная акушерка. Впрочем, вскоре их отношения разладились, похоже, О. Каменская не разглядела в М. Горьком писателя. По жанру – сказка, поэма, рифмовка смешанная, есть и перекрестная, и верлибр. Начинается история как бы невзначай: царь не в духе возвращается из похода. А одна его подданная «за кустами хохочет». Ее не очень вежливое «отойди» решает судьбу. Героиню отдали во власть Смерти. Та изображена у М. Горького старой каргой, пожалевшей молодость девушки и ее любовь. Впрочем, наутро она велела героине вернуться и получить по заслугам. Девушка же не явилась. Тогда Смерть идет за нею. Находчивая героиня, наконец, выпрашивает себе жизнь рядом со своим любимым (надо сказать, что герой в сказке крепко спит, видимо, по аналогии со «Спящей красавицей»). Однако Смерть с тех пор всегда «около Любви». Сам автор утверждал, что его стихотворение – не попытка стилизации, он обратился к фольклору только как к средству передать свои взгляды на жизнь и мироустройство. Вообще, он считал, что природе было бы «разумнее и экономичнее» создать людей бессмертными. Решение проблемы он видел в науке. В поэме много нестандартных находок. И сам повод для казни, и лексика персонажей, образы и набор выразительных средств. Образ смерти – средневековый, макабрический: скелет, коса, старуха. Ее ремесло – «возиться с тухлым мясом». Автор полемизирует с христианством. Его Смерть сама принимает решение, кому умирать. Она же готова вступить в гражданский брак с Сатаною (хотя оба они нематериальной природы). Образы Каина (первоубийцы человека) и Иуды (предавшего богочеловека). Их главный грех в том, что они сообщники смерти. Он поселяет их в болото с нежитью. Бог изображен непрощающим. Однако эти двое при жизни прощения и не просили. Дана и песня Смерти, где она дивится тому, что люди и доброго, и злого отпевают. Ответ же прост: людям высший суд не принадлежит, потому они и поступают так со всеми крещеными покойниками. Наконец, есть и смелый поэтический портрет влюбленной девушки наутро. Много просторечной, даже бранной (хам, блудня, дурак) лексики, есть и устаревшая (гляди-ко, доколе, уморю). Олицетворение: синеволосая ночь. Сравнения: как маки, точно две змеи. Авторский эпитет: лунно-звездным телом. Инверсия: дремлет парень. Известен комплиментарный отзыв И. Сталина о поэме. По воспоминаниям В. Иванова М. Горький считал его несколько ироничным: штука посильнее «Фауста» (оборот стал идиомой).

В истории «Девушка и Смерть» М. Горький излагает свои взгляды на целый спектр вопросов: вера, существование смерти в мире, сила любви, отношение к государству.

Дата публикации: 28 сентября 2021 в 14:25