683

Стихотворение «По дороге в класс» Агнии Барто

Стихи «По дороге в класс» Агнии Львовны Барто – юмористическое столкновение неуемного героизма со здравым смыслом.

Стихотворение датируется 1955 годом. Уже классик детской литературы, поэтесса все чаще обращается к новому жанру – сатире. Ее первые опыты одобрил сам К. Чуковский. В жанровом отношении – сценка из школьной жизни, рифмовка сложная, смешанная, 9 строф. Как правило, герои стихов поэтессы имеют имена. Не стало исключением и данное произведение. Никита с Танюшей (кстати, именно таким было имя дочери автора) торопятся в школу. Видимо, школа имеется в виду столичная, а значит, это первый год, как отменили экспериментальное раздельное обучение мальчиков и девочек. Грозный рык щенка нарушает идиллию. Мальчик и бровью не повел: «Он не трус!» Однако Танюшка проявляет простительную слабость и пугается. Мимолетный эпизод превращается в настоящий подвиг. Герой «отогнал дворнягу» и принимает заслуженную благодарность от спасенной одноклассницы. Никита решает брать быка за рога и предлагает девочке потеряться. В дремучем лесу, разумеется. Для нее пустяк, а для него – возможность проявить свою смекалку. Впрочем, Танюшу перспектива аукаться в лесу с Никитой почему-то не радует. Однако фантазер уже не может остановиться: «утони когда-нибудь!» К его досаде, девочка умеет плавать. В общем, Никита чрезвычайно вырос в собственных глазах после встречи с кудлатым щенком. В его воображении дворняга обернулась матерым волком. Но «в мечтах» и волк был побежден голыми руками. Окончательно зазнаться помешали только распахнутые двери школы. Пришлось идти в класс и вновь из героя стать учеником начальных классов. Стихотворение динамично, эмоционально, с живой разговорной лексикой и интонацией. В основе его – диалог детей и авторское отступление. Случившаяся история вполне правдоподобна, в ее героях могли себя узнать множество читателей. Стих изобилует восклицаниями, есть и один многозначительный вздох: «она его не поняла…» Как и должно быть в стихах для детей, эпитетов практически нет, разве что «кудлатая дворняга». Особую трогательность, беспомощность придает девочке уменьшительный суффикс в имени, и вскрик «ой» (междометие). Впрочем, позднее выяснится, что она не такого уж и робкого десятка. Ряд инверсий: спешил Никита, пойдут подружки. Фразеологический оборот: слезы градом. Гипербола: всю дорогу спасал.

Стихотворение «По дороге в класс» А. Барто – школьная история, универсальная и поучительная для детей любого поколения.

Дата публикации: 28 сентября 2021 в 19:22