746

Стихотворение «Любитель-рыболов» Агнии Барто

Стихи «Любитель-рыболов» Агнии Львовны Барто – юмористическая зарисовка с рефреном прямиком из детского шлягера.

Стихотворение датируется примерно 1946 годом. Поэтессе исполнилось сорок лет, после войны она вернулась к активной литературной и общественной работе (даже сгоряча поучаствовала в кампании против «вредных книг» К. Чуковского). Пережила смерть старшего сына. В жанровом отношении – песенка с перекрестной, смежной и холостой рифмовкой, 7 строф, часть из которых рефрены (припевы). Поэтесса соблюдает реалистические детали в описании событий. Итак, лов происходит утром, часов в девять, пожалуй. Между прочим, возраст героя не указан, как и имя, последнее особенно не типично для поэзии А. Барто. Песенка без слов – потому что рыбачок боится проморгать появление рыб, он внутренне сосредоточен. Скорее всего, в руках у него поплавочная удочка, самый удачный вариант для лова жирных окуней, особенно для новичка. Наживкой, верно, служат червячки. Между прочим, ловить озерных окуней довольно хлопотное занятие. Тем более что эта рыба известна отчаянной борьбой за собственную жизнь. Впрочем, «озеро глубокое» (это еще и инверсия): есть надежда на «удачный лов». Песенка воспринимается по-разному всеми персонажами истории. Для самого рыболова и для читателей – она верх оптимизма, беспечности, а вот для рыб немножечко зловеща. Собственно, этот момент невзначай подчеркнут выражением: и радость в ней, и грусть. Поэтесса несколькими выразительными штрихами выдает свое знакомство с процессом рыбной ловли. Следует сказать, что мотив песни рыбы уже знают наизусть. Впрочем, от приманки им так трудно отказаться, что каждый раз они вновь и вновь рискуют, приближаясь на звуки «тра-ля-ля». В заключительной строфе опытные рыбы бросаются наутек, хотя энергичное и неожиданное «тра-ля!» наводит на мысль, что одну зазевавшуюся рыбу все-таки выхватили из воды. Припев песенки – еще одна возможность для автора увлечь детей словесной игрой. Глагол, выросший из звукоподражания: мурлычет. Финал в почти фольклорном, частушечном духе. Эпитеты: чудесная, удачным. Перечисления, многосоюзие. На последние строчки приходится и многоточие, и восклицание. Интонация шуточная, лексика просторечная, понятная ребенку. Сюжет вполне динамичен, передает азартность рыбалки.

Произведение «Любитель-рыболов» А. Барто знакомит детей с интригой рыбной ловли, характерами ее участников – на берегу и в воде.

Дата публикации: 28 сентября 2021 в 19:29