330
Рубрика: философская

Стихотворение "Красота" Шарля Бодлера

В мире искусства эксперты единодушно признают, что стихотворение «Красота» принадлежит перу Шарля Бодлера и было воплощено в словах не ранее 1852 года. Однако первая публикация этого произведения датируется 1857 годом, когда оно впервые увидело свет в знаменитой сборке «Цветы зла». Стиль и жанр «Красоты» носят отпечатки классического сонета, с его двумя квартетами и двумя трио. Но, в отличие от сонетов, возвещающих возвышенные чувства к дамам (как это было, скажем, с Шекспиром), Бодлер решил посвятить свое произведение некой всепроникающей сущности, которая украшает нашу реальность. В этом девятом автор мастерски воспользовался приемом олицетворения, представив «Красоту» в облике женщины, обреченной на недосягаемость, например «мечта, высеченная из камня».

"Красота" возвышается в этом стихотворении до категориального абстрактного понятия, стремящегося подняться над радостями и ограничениями, выше понятий "добра" и "зла". Однако в других его произведениях, «Гимне красоте», Бодлер признает, что как добро, так и зло могут стать источниками вдохновения для человека. Он не видит фундаментальной разницы в том, откуда черпают свое вдохновение поэты, художники, скульпторы. Важно лишь то, что красота помогает им раскрыть врата в бесконечность.

Автор, преподносящий свое видение красоты в нескольких стихотворениях, открывающий знаменитый сборник "Цветы зла", кажется, вступает в саморазговор. В «Красоте» он склоняется перед ее величием и бесстрастностью, в «Воспарении» показывает ее динамичность и привлекательность ввысь, а в «Соответствиях» говорит о сложности и постоянных переходах одной формы красоты в другую. Такая неустойчивость в поэтических рассуждениях связана с абсолютизацией понятия красоты самим автором.

Новое понимание красоты, представленной в произведении, не касается внешнего внешнего вида, а скорее возвращает скрытые, глубинные аспекты легкой души, включая страдания, тоску и одиночество. Именно так автор так видит, улавливает и передает раздробленное сознание целого поколения французов, пережившего бурные события конца 1840-х и начала 1850-х годов и проходящего через установление Второй империи. В этом отношении Бодлер созвучен с принципами романтического идеализма, пронизывающими творчество Викторы Гюго и Жоржа Санда. В каждом стихотворении Шарля Бодлера, посвященного красоте, звучит основная идея: именно эта сила дарит художнику и поэту сила победить временные ограничения и найти свой путь к вечности.

Дата публикации: 12 октября 2023 в 15:29