|
В данном разделе будут публиковаться анализы стихотворений классиков мировой поэзии.
Мы будем стараться размещать максимально качественные и интересные анализы классических стихов русских и западных поэтов.
244 |
Стихотворение «Пропасть» Шарля Бодлера
Сборник поэзии "Цветы зла" Шарля Бодлера внесена в литературную историю новая грань смелости и скандальной изысканности. С его появлением в эпоху эпох, где красота не ограничивалась прекрасным, и появилось своеобразное очарование в уродливом. В его стихах происходит столкновение двух антагонистических миров: прекрасного и уродливого, жизни и смерти, бытия и вечности. Каждое его дело направлено на поиск ответов на глубокие вопросы бытия, на поиск истины.
Сборник "Цветы зла" разделен на шесть циклов, в которых каждый стихотворение играет свою роль. Сонет «Пропадение», включенный в цикл «Сплин и идеал», представляет собой отдельный объект изучения. Слово «Пропадение», а в переводах «Бездна», олицетворяет нечто глубокое и загадочное.
Поэзия Бодлера на юге фундаментальной метафизики, то есть того, что находится за психическим психическим миром, за пределами нашего восприятия. Этот поэт не просто размышлял о бытии, его душа была пронизана метафизической лихорадкой. Особенно ярко это видно в сонете «Пропадение», где автор использует магические образы, чтобы сделать ночь эквивалентом бездны и пропасти.
«Мне чудится, что ночь – зияющий провал, И кто в нее пришел – тот схватил темноту. Сквозь каждое окно – бездонность предо мной».
Читатель не просто представляет себе мрак ночной бездны, слова поэта позволяют почувствовать холод, проникновение и ужас этой бездны, пропитанной «отравой молчания». Эти образы противодействуют величию ночи.
Однако в поэзии Бодлера всё не так просто. Ночь ассоциируется с состоянием души лирического героя, где его душа становится символой бескрайней пропасти:
«Паскаль носил в душе водоворот без дна. А ночь кажется ему все таким же бездной:
Мне чудится, что ночь – зияющий провал».
Все его размышления, мечты и слова обращаются в «алчную» пропасть, которая ведет главного героя куда угодно. Здесь, возможно, и заключается бессмысленность существования. Ночь - ужасная пропасть, безжалостная тьма, полная молчание, и одновременно олицетворение невыполнимых желаний. Тем не менее, лирический герой ищет спасения в этой темной бездне ночи:
«Мой дух с восторгом бы в ничтожестве пропал, Чтоб твоя бесчувственность закрыла свои муки».
Эти строки рекомендуют его стремление к нирване, к моменту полного возникновения чувств, чтобы избавиться от своих страданий.