|
В данном разделе будут публиковаться анализы стихотворений классиков мировой поэзии.
Мы будем стараться размещать максимально качественные и интересные анализы классических стихов русских и западных поэтов.
902 |
Стихотворение «Баллада о ненависти и любви» Эдуарда Асадова
Драматичное произведение «Баллада о любви и ненависти» Эдуарда Аркадьевича Асадова – своеобразная визитная карточка поэта.
Стихотворение написано в 1966 году. Самому поэту в эту пору 43 года, он автор множества книг, выступает с поэтическими вечерами по всей стране, женат. Жанр баллады как нельзя лучше подходит творческой манере поэта. Рифмовка смешанная, то перекрестная, то охватная. Главных действующих лиц двое: летчик и его жена. А вокруг «вторые сутки метель ревет». Самолет потерпел аварию, герой травмирован. В рубке собрались сослуживцы, общаются с товарищем с помощью рации. «Любая зазря операция» (спасательная), поскольку «руки в полуметре от фар не видно». Чудо, что герой все еще жив, что связь не прервалась. «Теплой крови полон сапог», да еще никак не подняться, снег набился «в нос и рот». Мужественный человек решил сдаться. Замерз, устал, ранен. Даже голос жены не придает сил. И вдруг она решает облегчить душу, признаться, что ему неверна, что решила уйти к его другу, и скоро они летят отдыхать, и сына его берут с собою. «Черная боль» возвращает его к жизни. Он готов был проиграть обстоятельствам, но не предательству. Душевная боль пересиливает физическую. Герой не просто дождался помощи, он шел навстречу спасателям. И первой увидел жену. «Ненависть порой сильнее любви!»: зная мужа как человека с принципами, благородного, она решилась солгать. В финале герой «счастливейший на планете». И это чувство во сто крат сильнее любой ненависти. Сюжет неожиданный, интонация живая, разговорная, лексика нейтральная и просторечная, сниженная (подыхать, как дура). Диалоги, восклицания, вопросы. Эпитеты: дрянная, резкий, остывшая. Сравнения: как великан, как псу, как компас, как кристалл, словно молот по темени, как металл, как флаги. Лексические повторы: ревет, слушал, мужайся. Инверсия: ищут тракторы, кружится голова, шуршит тишина. Анафора: где-то, их нету! Прозаизмы, детали современности: ангары, аэродром, батареи, вертолет. Метафора: от земли оторваться, как самолет. Обращение к читателю: как видите. Амплификация: полузамерзший, полуживой. Хорошая, близкая, дорогая. Парентеза: кажется, боюсь, наверно, дружище, милый, родной. Перечислительная градация: до боли знакомый, до жути близкий. Присоединительные конструкции: ни звука. Молчанье. Наверно, плачет.
Тема любви – едва ли не основная в творчестве Э. Асадова. Герои его историй и их чувства – узнаваемы и понятны.