Добрый вечер (наверное)!
Отвечать буду не по порядку, а как получится.
Может быть, вы и не сталкиваетесь с кирзачами, но их все также можно купить в любом военторге, и они до сих пор являются частью солдатской экипировки, хотя и исключены из военной формы (всего несколько лет назад).
Изначально в моей голове это была часть более крупного образа, в котором шлейф снега, тянущийся за поездом сравнивался с плохо намотанной портянкой, но эта деталь не пережила столкновения с формой.
Для меня неожиданно прочтение этого стихотворения как летнего!
А зимой не топят титаны в поездах разве? Хотя тут не о них. У меня березовый дымок ассоциируется с зимой и печкой, натопленным домом.
А появилось это все когда я вышел из подъезда, и почувствовал этот запах. Мне показалось, что это березовые дрова, но потом я понял, что это гудрон. И снег валил хлопьями.
А запах гудрона у меня всегда вызывает внутри желание сесть в поезд и уехать без разницы куда.
А в стихотворении наоборот (далее то, как я себе его вижу): Лирический герой выходит из своего дома, расположенного недалеко от станции, чтобы подышать этим воздухом, но чувствует запах дыма из печи, домашнего то есть. И поезд уже уходит, на него не успеть.
Поезд стучит(щёлкает) на стыках, отсюда лузгает (которое фонетически связано с «полязгивая». Поезд проходит их один за другим, без усилий (щёлкает как орешки), и далее это трансформируется в «лузгает» по такой же логике. Плюс стук колёс – одна из вещей, помогающих скоротать время в путешествии, также как и употребление семечек :)
Мне кажется, что элементарной логики достаточно, чтобы понять, кто совершает действия со стыками рельсов (явно не перрон и не сапог).
Так вот, поезд уходит а ЛГ остаётся смотреть ему вслед, так что ни о каком пути речи нет. Он вышел подышать из тёплого дома, где кислород пожжён горением печи. Одиночество? Я не знаю, ждёт ли его кто-то в доме или нет.
И вид исчезающего состава поднимает из глубины чувство того, что может это и был тот самый шанс в жизни, которого так долго ждал, но упустил, что дом, родина, привычный уклад вещей никогда не дадут сесть в этот поезд, а значит придётся остаться в этой бесконечной зиме. Любимой, но не дающей человеку жить, счастья не дающей.
И здесь обращение к тому, о чём я писал в одной своей песне:
«Я вдруг увидел, что хотела эта русская душа:
В ларьке на площади вокзала взять два горячих беляша,
Купить билет на быстрый поезд да неведомо куда...»
И вот об этом стихотворение. Вернее я писал его об этом. А что получилось, это уже не мне решать, наверное.