|
Здесь опубликованы все стихотворения авторов ЛитКульта (стихи современных и молодых поэтов).
Для удобства пользования разделом доступны рубрики. Работы расположены в обратном хронологическом порядке.
424 |
... и всех незачатых с тобою детей
я выращу в несуществующем мире,
в похожем на сталинский жёлтом ампире
с мороженым белых колонн и лепнины,
с дорожкой, бегущей в аллее лип мимо,
ныряющей в сень пропиллей.
В уютном, затерянном в грёзах, пространстве,
где время не яростно, время не властно,
где строят из мрамора - не пенопласта,
где стол накрывают хотя без затей,
но рады нежданному гостю и лишний
поставят куверт на крахмальную скатерть
с отмытыми в щёлоке пятнами вишни,
последний кусок не стараются спрятать
в отсеках буфетов,
скребут по сусекам - мужчинам настряпать,
пока покурить они вышли
под щедрые струи балконного солнца:
в шатёр продырявленный на пол прольётся
оно сквозь прорехи листвы
и майским загаром слегка прислонится
на эти (скульптурная выделка!) лица,
таких и не встретишь сейчас.
Прямые носы и упрямые скулы,
очерченный бруствер бровей,
глаза, что синеют металлом снарядов
в бойницах прищуров и вмиг суровеют,
но хочется рядом, как хочется рядом!
в прицел неотступного синего взгляда -
и делать с тобою детей!
Зовут из гостиной, к столу:
на белом фарфоре дымится картофель,
как будто сжигают в аллее листву,
но рано: ещё не проявлено лето,
хоть кофты и сняты, и плечи раздеты -
в гостиных вальсирует май,
подошвами солнца шлифуя паркеты;
уставшая за день игла патефона
с трофейной пластинки снимает
мелодию,
с нею кружишь ты синхронно
тростинку какую-то рыжую в шёлке,
смотри же, меня не прощёлкай!
На лоджию
ты выскользнул с ней - и заплакали дети,
которым теперь не явиться на свете...
Губу не кусать и не плакать, не сметь и
не вскакивать из-за стола,
цепляя крахмальную ткань и роняя куверты,
обрушивая хрустали
и в тесные лодочки стопы вправляя -
бежать от тебя и от лживого мая
на край обгоревшей земли.
Но вот вы вернулись за стол.
"...й, вам водочки?"- и наливают,
и в нужный фарватер вошёл
нестройный конвой разговоров застольных.
Кровавит следами салатов свекольных
(мы помним, что блюда просты)
хрустящую скатерть, салфетки и рты.
Что дальше? Усаженный ровно напротив,
сквозь пьяненькую пелену
глядишь на меня непростительно пристально,
как будто набросил на кнехты у пристани
шершавые кольца швартов.
Бутылка меж тем запотевшая выхлестана.
Как близко качает лицо!
И будто в забытом серсо,
На тонкую палочку острого смысла
Кидаешь окружности слов.
Но дымная пауза вскоре повисла:
из кухни выносится противень
хозяйкой торжественно -
словно с Дарами
(кто помнит ещё назначение Чаши)
священное серебро.
Барашек на противне -
нет, не тождественно
пасхальному агнцу, -
толкует нам Агния
(хозяйку так пышно зовут),
- а просто в духовке ребро,
с чесночной подливкой и
разными травами.
Пока не остыло, попробуйте, право, ну!
- А что собираться б нам чаще? -
и гул одобрительный плавает в комнате,
все хвалят хозяйкины руки. - А помните
у Агнешки рыбный пирог?
Мужчины опять покурить - и сговариваются
в ближайшие дни с ночевой на рыбалку.
А дальше пошли анекдоты про палку,
Здесь дверь притворим - не для женского слуха.
"... вбиваете крем, но вначале распаривается..."
- журчание женского ловим в пол уха.
Там дальше про маски, а следом - про ласки,
пока на балконе - мормышки и лески.
Пустых разговоров плетут арабески,
подушечкой пальца рисую наброски
по белой шершавости льна:
как будто речные пески на рассвете,
в них тонут ступнями весёлые дети,
касаясь воды, заливаются смехом
и плещутся, радости полные с верхом.
Все наши с тобой незачатые дети...
Должно быть, я очень больна.
Ведь не было рёбер бараньих на блюде,
и не собирались весёлые люди
у Агнии, вовсе мне и не знакомой,
никто не смеялся за дверью балконной.
Паркет, патефон, и хрусталь, и куверты.
Колонны, лепнина, пилястры ...
Не верьте!
Когда не рождённых спасаю от смерти.
Не верьте,
одной фантазёрки довольно.
Не верьте! Потом разувериться больно.
Наверное, это прекрасно, когда настолько всё подробно описано, вплоть до мельчайших тонкостей сервировки стола. Но это — на любителя. Помню, в юности мне нравились книги Вальтера Скотта. Перечитал его всего. Но — с тех пор осталась стойкая неприязнь к тщательности описания всяческих мелочей, чем Вальтер Скотт сильно грешил. Он по две страницы тратил на описание, например, одежды какого-нибудь героя, не говоря уже про внешность и окружающую среду. Я читал и злился: ну когда же, наконец, начнётся действие? И потом оно начиналось и становилось интересно.
В стихотворении действия, как такового, нет вообще. В стихотворении — чувства. Глубокие, сильные. Помогает ли донести эти чувства до читателя подробное описание всего не существенного вокруг героини? Я не уверен. Скорее, наоборот. Но повторюсь — это на любителя. Или на того, кто в юности не увлекался Вальтером Скоттом.) |
Сходила перечитать Багрицкого. Начала с ТВС («Плесенью лезет туберкулёз), вспомнила, что в юности любила его стихи. Вот эту его манеру: длинные предложения, разбитые на сбегающие к финалу строчки, пояснительные скобочки, открывающие заслонённые от зрителя планы…
Видимо, впитанное раньше. |
Марина, так и я недаром.)
Вот, смотрите: в похожем на сталинский жёлтом ампире& … эти (скульптурная выделка!) лица, У меня помимо героя великолепного Ульянова из фильма «Комсомольцы-добровольцы» прям какой-то суровикин, прости господи, выпрыгивает.))) Ну да бог с ним, т.е. со мной, НЕ с суровикиным.)) Со Старым Новым Годом вас! |
Сергей, ну, это уже какая-то сомнологическая инквизиция, нет? Я не могу отредактировать свои сны, я их просто добросовестно записываю. Иногда стихами.
Может, я хочу несвободы от мужчины, хочу быть в его власти, мне всегда предоставляли слишком много свободы, и я не наелась подчинения мужской воле. Может, кстати, оттого и картины застолья привиделись (подумала я только что)? Так отобразился эмоциональный голод? Рябой Иосиф здесь точно не при чём. |
«Что дальше? Усаженный ровно напротив,
сквозь пьяненькую пелену глядишь на меня непростительно пристально, как будто набросил на кнехты у пристани шершавые кольца швартов.» Мне вспомнилась поговорка: «Чего о том говорить, чего не жарить, не варить») Отметил для себя особую осязательность, даже некоторую грубоватость образов, характерной для советской литературы 20х годов. Тот же Багрицкий вспомнился. Причем в выбранном мной примере это смотрится замечательно, очень точно. Текста много, как выбора в большом магазине. Есть и поэзия, и " прочая литература ", но всё сделано качественно, конечно. |
Такие лица были у моего любимого человека и у его отца. Они мне и приснились. Сталинские соколы — ваше восприятие. Я за него ответственности не несу.)
А, да, ещё мне нравятся Александр Дейнека и Вера Мухина, таковы мои художественные пристрастия. И в принципе против «Большого стиля» ничего не имею. Луки Боуи времён Белого Герцога тоже в кассу. А бельё кружевное не люблю. И сладкое не люблю. А пирога бы с налимом навернула. И винегретика. Вот все желания и всплыли в одном сне.) |
Дело не в том, застали или нет.
Я тоже нет, кстати.) Дело в каком-то, пусть эфемерном, но дуновении Свободы. |
Но эти сталинские соколы,
… эти (скульптурная выделка!) лица,— они откуда, из сна? Если так — поразительно… |
Я и хрущевское не застала, не так уж я и стара.)) Сталинский ампир — это ни в коем случае не время, это архитектурный стиль. Второй у меня по «любимости» после советского конструктивизма. В городе человека, с которым я хотела бы иметь детей, эти здания традиционно окрашены в солнечно-желтый цвет, такие и приснились.
Здесь нет никаких «инаких», я просто срисовала картинку, рваную, как солнечные пятна на затертом паркете, с привидившегося во сне о несбывшемся. Не привнося расширительных смыслов. |
Эта работа как продолжение Тимуровых «Немцев», но без касания той пропасти восприятия иных, инаких, которая у Тимура сто'ит любых бытовых деталей, помноженных на пять.
Марина, у меня к вам задушевный вопрос… Почему вы разместили незачатых с тобою детей? Казалось бы, для вас/нас было бы естественнее выбрать иное время. Хрущёвское хотя бы, куда б ни шло… |
Со всеми смыслами «концов» хуже. Работая как-то методистом по патриотическому воспитанию молодежи во Дворце пионеров (в том самом, главном) я развесил на морском празднике таблички. Ко мне подошел отставной капитан и попросил убрать плакат со словами «Метание концов в воду». Капитан сказал, что моряки со смеху умирают, уберите. Убрал.
Я могу стебаться в отношение вас? Что вы говорите такое, нет, конечно, это простая техническая оценка того, как вы пишите. |
Тоже хотела швартов, они и в звуковой связке с кнехтами и шершавыми, но подумала, что лучше закольцевать концы с близлежащими кольцами. Ну, и концы привносят посторонние смыслы.Теперь опять засомневалась.
Офигела от вашей оценки. Коли не стёб, то спасибо. Вознесенский, как герпес: один раз в кровь попал — не вытравишь.) Сломала голову — незачатые или не зачатые (с учётом рядом стоящих слов), с благодарностью выслушаю филологический консилиум. |
Блестяще. Я так полагаю: весь текст, включая строку «и плещутся, радости полные с верхом» — это выдающиеся стихи выдающегося поэта, без преувеличения, а может, я еще и сдержался в оценке. Несмотря на то, что тема незачатых детей встречается часто, но исполнение превосходное.
А от строки «Все наши с тобой не зачатые дети...» и до конца, то есть финал отрезвления — это Андрей Андреич Вознесенкий с вкраплениями из Евтушенко. Все знакомые интонации, восклицания, обращения к толпе, с «драматическим развенчанием» предыдущей фантазии. То есть поэтически этот отрывок несамостоятелен. ПыСы: вместо концов лучше швартов |