|
Информационная новостная лента интернет-портала "ЛитКульт". Здесь публикуются новости только на профильные темы: литература, театр, культура, музыка и кино.
Для удобства пользования разделом доступны рубрики. Новости расположены в обратном хронологическом порядке.
273 |
В исследовании участвовала группа из 34 студентов бакалавриата МГППУ — будущие учителя начальных классов. В течение двух лет с ними работали специалисты по педагогической психологии, изучая их восприятие художественных произведений.
Результаты показали, что бакалавры недостаточно готовы к самостоятельной работе с художественными текстами. Так, четверть студентов не поняла основную идею рассказа, который им предложили для анализа. Около половины не смогли верно определить чувства и мысли персонажей. 70% не смогли определить «авторские вехи», которые указывают на отношение автора к героям. 45% не нашли связи между образами лирического стихотворения.
Исследование также выявило установки, которые мешают студентам это сделать. В частности, это установка на поиск единственно правильной трактовки произведения (из-за которой студент не рефлексирует, а пытается угадать или заучить уже готовую интерпретацию) и наивно-реалистическая установка (читатель не проводит грань между реальным миром и условным миром художественного произведения).
По мнению одного из авторов исследования, доцента кафедры педагогической психологии Анны Адаскиной, студентам необходима более углубленная и комплексная подготовка к анализу художественной литературы по системе развивающего обучения. «На первых порах они нуждаются в беседах о природе искусства с опорой на искусствоведческие и психологические работы, — говорит специалист. — Это поможет им преодолеть ограниченность своих установок, сформулировать и „узаконить“ альтернативные установки».
Также эксперт советует обратить внимание на изучение разных уровней понимания художественного текста, с обязательным анализом вопросов к разным текстам, а также самостоятельной формулировкой вопросов разного уровня: «Важно поставить студентов в позицию исследователя, самостоятельно открывающего законы художественной выразительности, особенности жанров, родов литературы. Это поможет им в дальнейшем организовывать исследовательскую работу учеников».
Более подробно эти и другие рекомендации изложены в научной статье об исследовании. Возможно, еще один способ улучшить понимание школьных текстов как учителями, так и детьми — знакомство с особенностями значения и употребления незнакомых слов и в целом работа над расширением словарного запаса с помощью словарей русского языка.