|
Информационная новостная лента интернет-портала "ЛитКульт". Здесь публикуются новости только на профильные темы: литература, театр, культура, музыка и кино.
Для удобства пользования разделом доступны рубрики. Новости расположены в обратном хронологическом порядке.
104 |
Известно, что младенцы уже в возрасте 8–14 месяцев начинают осознавать связь между словами и предметами. Причем они делают это автоматически, без целенаправленного обучения. Оказывается, на это способны и домашние кошки — и они учатся этому даже быстрее детей.
Научная группа из Университета Адзабу (Япония) провела с кошками эксперимент, известный как задача с переключением. Его суть в том, что испытуемым сначала показывают пары «слово — объект» (это называется фазой приучения), а затем предъявляют либо прежние комбинации, либо новые, где знакомое слово сочетается с новым объектом.
Как правило, младенцы проявляют повышенное внимание к новым комбинациям; это означает, что ранее они успешно запомнили и ассоциировали слова с определенными объектами. Это исследование помогает понять, как дети начинают осваивать язык в раннем возрасте.
В эксперименте японцев участвовала 31 кошка: 23 были взяты из котокафе, а восемь были домашними.
Каждую кошку сажали перед монитором и поочередно демонстрировали ей два изображения — синее облако и красное солнце. Картинки двигались, чтобы привлечь внимание кошки.
Одновременно из динамиков звучал голос хозяина, который произносил два выдуманных слова: keraru для одной картинки и parumo для другой. Исследователи замеряли время, в течение которого кошка смотрит на экран.
Когда кошки теряли интерес к происходящему, исследователи делали паузу и затем давали тот же тест, что и для детей: часть пар «слово — объект» оставляли без изменений, а в других связывали слова и объекты «неправильно».
Оказалось, что кошки (как и дети) дольше смотрели на монитор, когда слово не соответствовало изображению. А у некоторых расширялись зрачки, когда они слышали слова с другими звуками. Эти реакции свидетельствуют о том, что кошки были сбиты с толку и пытались найти объяснение новой информации, что указывает на наличие ассоциаций между словами и изображениями.
Интересно, что большинству кошек потребовалось около четырех обучающих испытаний по девять секунд, чтобы ассоциации между словами и изображениями закрепились. Детям требовалось даже больше времени — по 20 секунд для каждого раунда.
Этот опыт показывает, что кошки способны формировать более сложные ассоциации между человеческой речью и реальностью, чем считалось ранее.
Анализ результатов исследования открывает новые горизонты для изучения того, как животные обрабатывают и интерпретируют человеческий язык. Одно из возможных объяснений наблюдаемых явлений состоит в том, что кошки тысячелетиями жили бок о бок с людьми и за это время развили способность быстро понимать человеческую речь, поскольку от людей зависело их выживание.