|
Информационная новостная лента интернет-портала "ЛитКульт". Здесь публикуются новости только на профильные темы: литература, театр, культура, музыка и кино.
Для удобства пользования разделом доступны рубрики. Новости расположены в обратном хронологическом порядке.
77 |
В экспертном голосовании за одиннадцать слов-кандидатов участвовали более четырехсот филологов из разных городов России. В острой конкурентной борьбе «вайб» обошел «скуфа» и «прилет».
Тройка лидеров определилась в первые часы, но вайб вырвался вперед не сразу. По итогам мягкого рейтингового голосования 124 балла набрал прилет, 229 — скуф, 256 — вайб.
Лингвисты Грамоты отмечают, что вайб появился в русском языке несколько лет назад, но именно в 2024 году продемонстрировал устойчивый рост упоминаемости и стал известен за пределами молодежных групп. Вайб — это настроение или атмосфера, которая исходит от человека, объекта, места или ситуации. Вайб может быть, например, хороший, мрачный, напряженный, заряженный, студенческий, южный, крутой. Слово фонетически похоже на заимствованные ранее слова (сайт, кайф, трайб, драйв), имеет стандартную парадигму и собственное словообразовательное гнездо (вайбить, вайбовый и др.).
В век информационных технологий увеличивается разрыв между речью носителей и закреплением современного языка в словарях, и «миссия Грамоты как главного цифрового ресурса по русскому языку — синхронизироваться с современным языком, предвидеть его развитие и успевать фиксировать изменения», — подчеркнул руководитель Грамоты Константин Деревянко. Он описал тройку лидеров голосования как «зеркало суровой реальности, антигерой нашего времени и надежда», и с радостью констатировал, что «россияне выбрали надежду».
Как и в прошлом году, «слово года» будет добавлено в метасловарь Грамоты — как результат признания носителями и специалистами его языковой значимости. Эксперты Грамоты подготовили для нового слова толкование и примеры употребления в разных контекстах.
В этом году, помимо основного слова года по версии Грамоты, были заявлены четыре специальные номинации: «Экономика и финансы», «Медицина и здоровье», «Информационные технологии» и «Культура и развлечения». Шорт-листы в номинациях оценивали более пятидесяти экспертов из профессиональных сообществ.
Победителями в номинациях стали: промпт (ИТ), подкаст (культура), микроРНК (медицина) и маркетплейс (экономика).
Заведующий отделением кардиологии Ильинской больницы профессор Алексей Эрлих так прокомментировал выбор «медицинского» слова года: «В медицине трудно выбрать какое-то одно общее для всех слово. Но буквально на этой неделе я общался с коллегами и сказал про „Оземпик“, который у всех на слуху, что это слово может войти в речь, как ксерокс или памперсы, и стать нарицательным. И тут же увидел его в шорт-листе! По-настоящему меня тронуло за душу слово „микроРНК“: за его открытие ученые получили Нобелевскую премию, появились препараты на их основе — и за ними действительно будущее».
Полина Тризонова, руководитель пресс-службы СБЕРа, отметила острую актуальность слова-победителя в номинации «Экономика и финансы»: «Маркетплейсы уже прочно вошли в нашу жизнь, и если жители крупных городов выбирают покупки онлайн исходя из соображений удобства и экономии времени, то в глубинке маркетплейсы буквально выступают окном в большой мир. Решив проблему доставки „последней мили“, онлайн-ритейлеры стремительно превратились в крупнейшие бизнесы».
Партнерами исследования «Слово года» выступили СКАН-Интерфакс, компания «Хабр» и портал «Культура.РФ».