66
Масштаб новости: российские новости

Член Союза писателей России юрист Игорь Ширманов прокомментировал обращение народного артиста России, депутата Госдумы Николая Бурляева в Следственный комитет с просьбой расследовать дело об убийстве Михаила Лермонтова. 20 февраля 2025 года Николай Бурляев заявил РИА Новости, что СК начал расследовать дело. Однако позже информация была опровергнута ТАСС.

Игорь Александрович, кажется, что все документы по этому делу изучены и новые не прибавились.

Игорь Ширманов: Всегда есть возможность появления новых архивных документов. Например, из частного или зарубежного архива. Любое исследование всегда определяется целями и, очень часто, личностью исследователя. Поскольку каждый исследователь – субъект, то и выводы его всегда субъективны. Применительно к рассматриваемому случаю субъективным будет ответ на вопрос: «Кто был виноват – Мартынов или Лермонтов?» Или, например, каков механизм причинения смертельного огнестрельного ранения? Но есть и возможности инструментального исследования.

 В чем может состоять расследование? И какие могут быть его результаты?

Игорь Ширманов: Мы понимаем, что привлечь к уголовной ответственности Мартынова невозможно. Сроки давности существуют не напрасно. Возможно, результаты проверки не повлекут принятия процессуального решения в соответствии с нормами Уголовно-процессуального кодекса РФ, но предоставят новые данные историкам и литературоведам.

 Как правильно подойти к этому расследованию?

Игорь Ширманов: Важно исследовать вопрос о дуэли Лермонтова и Мартынова с точки зрения следователя, а не литературоведа. Если есть возможность выяснить какие-то «темные вопросы» российский истории, литературы – а шире – российской культуры с применением следственных методик, то зачем отказываться от такой возможности?

Существуют ли вообще прецеденты подобного «расследования» резонансных дел далёкого прошлого?

Игорь Ширманов: Вернусь к вопросу о субъективизме исследователя на личном примере. О жизни и смерти Григория Распутина написаны тысячи статей и сотни книг. Кажется, исследован «каждый чих». Но я нигде не встречал вопроса и ответа – «Почему все виновные в организации и исполнении покушения на убийство Распутина 29 июня 1914 г. остались безнаказанными?» Все – организатор, исполнитель, пособники. Казалось бы, такого быть не может – покушение на Царского друга, следствие должно быть мгновенным, всесторонним и полноценным. Ну или хотя бы ускоренным. В современных условиях это преступление назвали бы «резонансным». Ничего подобного – «следствие еле-еле шевелилось». В Тобольском архиве я лично изучил дела, в которых есть информация о покушении на убийство Распутина 29 июня 1914 г., заказал цифровые копии документов из Томского и Тюменского архивов. Сейчас в работе больше сотни архивных документов и почти в каждом есть историческая загадка – хотя бы маленькая.

Дата публикации: 25 февраля 2025 в 12:37